Кто создал Бога?
Многие наши соотечественники зрелого возраста в детстве ничего не слышали о Боге, за исключением того, что Его будто бы нет. Как томительно и безрадостно человеку сознавать, что по загадочной случайности он занесен в этот мир, чтобы немного пожить и исчезнуть навсегда! Какая ужасающе безнадежная участь — родиться, чтобы потом превратиться в ничто, раствориться, больше не быть никогда! К чему тогда нам дана эта земная жизнь, ради чего мы переживаем все ее волнения и скорби? Задаваясь этими вопросами, выросший в безверии человек пытается отыскать смысл жизни в удовлетворении плотских потребностей. Но тот, кто ищет суть бытия только во временном существовании, рано или поздно превращается в обывателя, живущего приземленными интересами и мелкими радостями. В то время как сердце каждого человека жаждет высшего идеала.
Вспоминается рассказ одного из православных подвижников, нашего соотечественника, родившегося во второй половине девятнадцатого века в Тамбовской губернии и проведшего большую часть своей жизни на Святой Горе Афон, — преподобного Силуана Афонского, в крещении Семена. Будучи четырехлетним мальчиком, он услышал от образованного человека, что Бога не существует. Этим взрослым, на 15 лет посеявшим томительное сомнение в его душе, был книгоноша, которого пригласил в дом отец Семена, верующий и благочестивый человек. Осознавая себя неученым простецом, он тянулся к просвещению и гостеприимно принял странника.
Этот книгоноша отрицал существование Бога. Мальчика потряс его дерзкий вопрос: «Где Он, Бог-то?». Это вызвало в детской душе желание доказать, что Бог есть. «Когда вырасту, пойду по всей земле искать Бога», — твердо решил юный Семен. После ухода гостя он рассказал отцу о своих сомнениях, которые лишили его детскую душу молитвы. Радость веры он вновь обрел лишь спустя долгие годы, когда, будучи девятнадцатилетним юношей, услышал от вернувшейся с богомолья односельчанки рассказ о жизни и посмертных чудесах святого затворника Иоанна Сезеновского († 1839).
Размышления о возможности стать святым привели Семена к выводу, что Бог может пребывать с каждым человеком, а значит, повсюду, и нет необходимости искать Его в дальних странах. Познавать Бога можно в любом месте, то есть именно там, где ты сейчас находишься. Главное — искать Бога, стремиться быть с Ним. Так Семен лично прикоснулся к духовной реальности, и ощутил, что Бог существует и действует в мире. Это прозрение зажгло в сердце юноши любовь к Творцу и изменило всю жизнь будущего подвижника.
Подобным образом менялись судьбы неисчислимого множества людей после того, как Бог открывался им. Вспомним историю обращения апостола Павла, который из гонителя христиан в одночасье стал великим проповедником и апостолом Господа после того, как Бог явился ему. Об этой истории рассказано в девятой главе книги Деяний святых апостолов.
Однако бывает и по-другому. Человеку в детстве внушили, что Бога нет, и он так и живет с этой мыслью, которая по разным причинам его устраивает. Такие люди не ищут Бога, а просто говорят: «Докажите, что Бог есть, ведь мы Его не видим». Но мы не видим многих реалий даже физического мира. Например, люди не видят электромагнитные волны или воздух, которым дышат. Хотя в существовании воздуха легко убедиться, ибо без него наша жизнь прекратилась бы через несколько минут. А ведь без Бога ни человек, ни весь мир не существовали бы и мгновенья! Только для нас это не так очевидно, как в примере с воздухом.
Один знакомый рассказал мне случай из своего детства, поразивший его и запомнившийся на всю жизнь. Он стал свидетелем мучительной смерти вора-рецидивиста. Несчастный умирал долго и тяжело: сильно кричал, ругался и всех проклинал. Было ясно, что ничего святого для этой души не существовало. И моему знакомому тогда открылось самое страшное состояние, в котором только может оказаться человек: переход измученной, озлобленной на весь мир души в вечность в полном безбожии. Но путь к этому состоянию богооставленности пролагает сам человек, когда сознательно оставляет Бога или упорно по каким-либо причинам не признает Его существования.
Поэтому каждому из нас так важно понять и усвоить всем сердцем, что Бог есть, что Он Творец всего окружающего мира и источник его жизни. Тогда мы сможем правильно сделать выбор, как прожить свою жизнь: с Богом, подобно преподобному Силуану, или без Бога, подобно несчастному вору-рецидивисту.
Опубликовано: 19/01/2015