Бог открывается ищущему
В это воскресенье Церковь напоминает нам притчу о мытаре и фарисее, в которой показано, каким должно быть отношение человека к Богу.
Трудно понять тех, кто отрицает Его существование. Им непременно хочется верить в вечную смерть — и личную, и всеобщую, которая рано или поздно поглотит всех. По мнению таких людей, нам даны лишь несколько десятков лет земной жизни, а потом наступает провал, небытие, где безвозвратно исчезает все: наши мысли, чувства, творчество, страдания, слезы, радость, любовь к дорогим и близким людям, горячие молитвы и упования. Всему суждено быть поглощенным неумолимой, не знающей пощады смертной бездной. Какая нелепая вера! Совсем иное душевное состояние у христианина: он смотрит в будущее с надеждой, потому что знает, что миром управляет не слепая, всепожирающая смерть, но Источник жизни и бессмертия — Бог.
Однако положительный ответ на вопрос о существовании Бога порождает новую проблему: если Бог есть, то Кто Он? На этот счет существует множество различных мнений. Даже в Священном Писании Бог упоминается как «огнь поядающий», «ревнитель» (Втор. 4:24), справедливый и грозный судия (Пс. 7:12) и как защитник (2 Цар. 22:47), отец сирот (Пс. 67:6). Сколько еще образов Бога можно припомнить! Который же из них главный, основополагающий, абсолютно истинный?
Следует помнить, что несотворенный вечный Бог, как указал еще преподобный Иоанн Дамаскин, является неизменным. Так что Он не может быть то добрым, то разгневанным, то всепрощающим, то мстящим, то милосердным, то строгим. Различные образы Бога порождены внутренним состоянием человека. Для тех, кто с надеждой просит Бога о помощи, Он щедрый Податель благ. Для тех, кто противится Ему, Он строгий Судия. При этом Бог чужд человеческих страстей. Ревность, гнев, мстительность и другие подобные определения в применении к Богу — это аллегории, проецирующие субъективное человеческое восприятие.
Людям с тех пор, как вместе с пребыванием в раю они утратили чистоту восприятия и духовное зрение, надо прилагать немало усилий, чтобы познать, каков Он — Бог. Подвизавшийся на Святой Горе Афон русский подвижник преподобный Силуан однажды на личном опыте узнал ответ на этот вопрос. Еще молодым послушником он со слезами усердно молился Богу, но его молитвы долго не находили отклика. И когда он в душевном изнеможении сказал Богу: «Ты неумолим», то на миг воочию увидел Иисуса Христа. Потом всю свою долгую жизнь преподобный Силуан всеми силами искал увидеть вновь кроткий взгляд Спасителя, исполненный неземного покоя и сострадания, удержавший его от полного отчаяния. Но в этом мире святой подвижник не смог найти ничего сопоставимого с этим переживанием — лицезрением Живого Бога. И он оставил нам молитвенный плач о Господе — о непостижимой и безмерной Любви.
Известную с апостольских времен истину «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16) — нельзя постичь умом. Она должна стать внутренним уверением, как для преподобного Силуана и для других святых, имевших опыт общения с Богом. Ведь каждый исходит из собственного опыта и понимания, тем более, когда речь идет о духовной реальности. Какой только смысл ни вкладывается в слово «любовь» — от возвышенных и самоотверженных устремлений до низменных и порочных страстей. Сегодня все это называют одним словом — «любовь». Похоже на слепцов из притчи, которые ощупывали слона. Один «изучал» хобот, другой — ногу, третий — живот, четвертый — уши. И соответственно полученному опыту каждый делал свое заключение о том, как выглядит слон. Разумеется, ни одно из них не соответствовало действительности в полной мере. Нужен был хотя бы один зрячий человек, чтобы дать верное описание слона.
Духовное зрение приобретается благочестием, постоянным устремлением к Богу, борьбой со страстями, очищением от них своих желаний, мыслей, чувств и приобретением евангельских добродетелей. Такими духовно зрячими людьми являются святые. Благодаря своей подвижнической жизни, своим духовным исканиям они оказываются ближе к Богу, а значит, лучше, нежели мы, видят Его, понимают и передают нам правдивый опыт Его постижения. Чтобы не уподобляться вышеописанным слепцам, лучше не выдумывать собственного представления о Боге, а внимательно присмотреться к опыту святых людей, запечатленному в их творениях: книгах, письмах, церковных гимнах, иконах. Ищущему Бог открывается.
Опубликовано: 31/01/2015