8 апреля 2008 года на 78-м году жизни в Москве скончалась народная артистка России Надежда Румянцева.
Выпускница ВГИКа Надежда Румянцева была принята в Театр-студию киноактера и одновременно вышла на съемочную площадку. Ее дебют состоялся в фильме «Навстречу жизни». Позже, когда актрисе было 24 года, она сыграла роль 10-летней девочки в картине «Морской охотник». Прославили же Надежду Румянцеву фильмы «Неподдающиеся» и «Девчата». Они до сих пор пользуются огромным успехом у зрителей. Также она сыграла в таких фильмах, как «Королева бензоколонки», «Женитьба Бальзаминова», «Крепкий орешек», «Гори, моя звезда» и других — всего около 30 фильмов. Озвучивала многие мультфильмы: «38 попугаев», «Привет мартышке», «Зарядка для хвоста», «Бабушка удава» и другие.
«Румянцева — это улыбка эпохи надежд и невероятных ожиданий, которые были в Советском Союзе на рубеже 1950-х — 1960-х годов, — считает руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. — Эта улыбка сопровождала всю жизнь тех, кто видел эту актрису в фильме «Девчата».
Улыбка эпохи надежд
Надежда Васильевна Румянцева
Не стало Надежды Румянцевой — талантливой, жизнерадостной актрисы. Трогательная, с обезоруживающей улыбкой — такой она была и в жизни, и на экране. Нескольких работ в кино было достаточно, чтобы она завоевала любовь миллионов зрителей и получила лестные титулы: «Чаплин в юбке» и «русская Джульетта Мазина».
Ее голос, казалось, был все таким же задорным, когда два года назад Надежда Румянцева в эфире телеканала «Культура» говорила о своей линии жизни. Она не мечтала быть актрисой, в школе любила смотреть «Веселых ребят», а получилось, что стала самой веселой из «Девчат».
Она закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и на момент выпуска была уже сложившейся актрисой в амплуа «травести». После окончания вуза много работала на сцене Центрального детского театра и снялась в фильмах «Навстречу жизни», «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Надежда Румянцева выбрала студию при Центральном детском театре. Там не заставляли сдавать точные науки, которые она так не любила. Там не нужно было играть героинь роковых, острохарактерных. В двадцать лет она играла десятилетних девочек. Когда актрисе исполнился 31 год, появилась курносая, с двумя косичками, ростом метр пятьдесят один, ее Тося Кислицына.
В нее нельзя не влюбиться. Вместе с героем Николая Рыбникова это поняла тогда вся мужская половина Советского союза. «Мы даже с ней не были знакомы лично, и когда это несчастье случилось, вы понимаете, я подумал, что меня это касается, потому что с ней ушел пласт культуры», — говорит народный артист России Анатолий Адоскин.
Говорят, что на пробах она затмевала красавиц одним чувством юмора. Эта улыбка стала если не самой известной в Советском Союзе, то уж точно одной из самых счастливых. Так она улыбалась и в жизни, и за токарным станком. В этой профессии Надежда Румянцева тоже кое-что понимала. На станке она училась работать специально для своей первой роли в кино, а потом уже обучала — в другой картине «Неподдающиеся». «Надя говорила, что не боится стареть. Она говорила, что ее ждут острохарактерные роли», — вспоминает народная артистка России Наталья Селезнева.Королева бензоколонки в 1962 году побила все рекорды проката. Людмилу Добрыйвечер узнавали на улицах, поклонники писали письма. На пике своей популярности Румянцева оставила кино, но вернулся ее голос — в мультфильмах. Сама Надежда Румянцева однажды сказала: если через столько лет ее помнят, значит не зря она рыдала, но все же чаще смеялась, на экране.
Надежда Румянцева о себе: В школе меня дразнили артисткой из-за избытка энергии: я постоянно хулиганила, что-нибудь придумывала, что-нибудь вытворяла. Если в школе кто-то озорничал, все учителя говорили, что это, конечно, дело рук Румянцевой. Я участвовала во всех кружках: художественной самодеятельности, хоровом, гимнастическом. Мне все было интересно попробовать. С учительницей вместе со всем классом по несколько раз смотрели любимые фильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята». А потом играли в героев фильма, изображали трактористов, летчиков. Но быть актрисой я не собиралась. Когда пришла пора выбирать профессию, я решила пойти в тот институт, где нет точных наук. Когда узнала, что на актерский факультет нужно сдавать литературу и историю, да прочесть отрывок наизусть, тотчас решила — это мое. Это же сплошной праздник! Столько свободного времени будет! И только потом поняла, как мало свободного времени у актеров — репетиции, спектакли постоянно. Пошла поступать в студию при Центральном детском театре просто потому, что была очень мала ростом — метр пятьдесят один. Мне было 17 лет, а принимали меня за четырнадцатилетнюю. Я знала о приеме в школу МХАТа, но там такие маститые актеры — Тарасова, Грибов, Массальский... В Вахтанговском все стройные, длинные, девушки играют принцессу Турандот. И вдруг Детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это мое.
С первого курса я уже играла в театре. Видно, уж очень я подходила их репертуару. Женщины в Детском театре за два сезона превращались в толстые расплывшиеся существа, а играли мальчиков-пионеров. Я же была маленькой и худенькой, в меня просто вцепились. Я так любила каждый вечер выходить на сцену. Приглашала своих одноклассников. Купалась в своей профессии. Вскоре мне предложили съемки в Ленинграде. До этого я там не была, и поездка в такой красивый город была счастьем. Я снималась в фильме о трудовых резервах «Навстречу жизни», в главной роли. Училась для этого профессии токаря, работала за станком. Вместе со мной снимались знаменитые Меркурьев, Сергей Гурзо. Фильм стал популярным и получил Сталинскую премию. В Министерстве по кинематографии сразу после выхода фильма на экран мне предложили перейти учиться во ВГИК. Я знала, что кино — это не только съемки в Москве, но и экспедиции, что можно поехать на море или на Северный полюс, или в пустыню. Я ведь нигде не бывала. И я перешла во ВГИК.
Мне было уже 20 лет, а я играла десятилетних девочек. Моими партнерами были шестилетние мальчики. Они обращались со мной, как со своей одногодкой — дергали за косы, били портфелями, и мне приходилось с ними драться, чтобы они вдруг не поняли, что я уже взрослая. Ведь им нужно было играть со мной, сниматься, и мне нужно было выглядеть их ровней. У меня были и очень хорошие фильмы: «Мексиканец», «Море зовет», «Сын», «Гори, гори, моя звезда», оперетта «Вольный ветер».
В ней есть и глубина человеческая, и юмор, и эксцентрика. Мне кажется, эту роль нельзя сыграть плохо — любая другая актриса сыграла бы ее хорошо, конечно, по-своему, по-другому. За эту роль в Аргентине я получила главный приз. За лучшую мужскую роль приз тогда получил Пол Ньюмен, снявшийся в фильме «Бильярдист». Возле гостиницы собрались аргентинцы с плакатиками, на которых было написано: «Вива, Румянцева!»
Наталья Кустинская, жена Юры (Чулюкина, режиссера картины — прим. ред.), очень хотела сниматься в «Девчатах». Он не мог, да и не хотел пойти против ее воли. В итоге Юра позвонил мне сам: «Надя, ты все-таки не обижайся на меня и приходи на пробы, только я сам появлюсь в последний момент, когда уже нужно будет говорить «Мотор». Пойми, я боюсь испортить отношения с Наташей, я ее очень люблю». Естественно, я поняла Юру и сделала все, как он просил. До сих пор с улыбкой вспоминаю, как вся съемочная группа, вплоть до осветителя, помогала мне на пробах. Все подсказывали, как Юра объяснял Наташе, чего он хочет от нее в роли Тоси. И когда прозвучало «Мотор!», я уже безошибочно вжилась в этот образ.
Эта роль легла на меня, на мой характер и внешность. Моя героиня в чем-то похожа на меня. Я выросла в простой, очень хлебосольной семье. Наша семья была бессребреной. Дом всегда полон гостей. На столе простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием...
Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина. Мы его месяцами не видели. Он очень любил охоту, и когда ему исполнилось 60 лет, он перестал ездить и стал егерем. Папа — смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. В доме у нас всегда были кошки, собаки, куры. И во мне это заложено: любовь к природе к животным.
Мне звонят совсем незнакомые люди, говорят теплые слова. Например, посмотрев вновь мой фильм на телеэкране, вспомнили свою молодость, что наизусть знают мои картины. Это приятно. Я хорошо отношусь к популярности, потому что если она есть, значит мои работы небезразличны зрителям, значит не зря прожила. Я всегда преклонялась перед людьми, которые уважают свою профессию. Актер растрачивает себя, свои силы и энергию, проживая десятки жизней на экране, на сцене. И если зрители его любят и помнят, значит, не напрасно надрывался. И я не напрасно рыдала и смеялась на экране, призывала людей быть лучше, уважать себя и свою профессию, воспитывать детей порядочными, умеющими самостоятельно мыслить.
Похоронили Надежду Румянцеву на Ваганьковском кладбище.
Опубликовано: 15/04/2008