О торжестве схождения
Благодатного Огня
Свидетельства разных веков
[1] [2]
Схождение Благодатного Огня
в храме Гроба Господня. Литография XIX века |
Святой Григорий Нисский (†394 г.) во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.), видевшем Святой Свет, пишет:
Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть писано, то кольми паче у Бога праведных.
Цит. по: Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в.
В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. Книга 6. Глава 9. 1–3.
1) Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном.
2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.
3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде.
Цит. по: © Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.].
Сильвия Аквитанская, 385 г. Сочинение «Паломничество Сильвии» — открыто в библиотеке Аббатства Россано (Калабрия, Италия).
Царь Феодосии Великий (+395 г.), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. «Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии». Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299–300.
Преподобный Иоанн Дамаскин (780 г.) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: «Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся». См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др.
Араб мусульманин Аль-Джахиз (умер в 869 г.) в своем труде «Книга животных» дает критическое упоминание о Благодатном Огне. «Хранители храмов не переставали устраивать для народа различные хитрости, вроде хитрости монахов со светильниками церкви Воскресения в Иерусалиме (утверждающих), что масло в лампадах зажигается у них без огня ночью в один праздник». Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. — Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915, с.231.
Латинский монах Бернард, (865 г. или около 870 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом». Mabilon. Acta Saneta. T. III. P. II. p. 473.
«В Великую Субботу, — пишет Бернард, — накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863–879); он призван на это место за свое благочестие». Mabilon. Acta Sanct. T. III. P.II. p.475. Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
В книге известного арабского юриста Ахмеда ибн аль-Касса (умер в 936 году) «Признаки киблы» говорится следующее: «В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит. ... Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. ... Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный» Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х–ХIII веков // Христианский Восток. СПб., 1915, Т. 111. Вып. 3. С. 231–232.
Абу эль'Аббас Ахмад, как современные ему полемисты десятого века, подробно излагает, как мусульманский губернатор Иерусалима закрывает двери Гроба (Господня) перед появлением огня и, когда его белые всполохи становятся видны внутри гробницы, он открывает дверь, ведущую в Гробницу и затем от огня зажигают лампады. Пер. составителя сайта по: Zsolt (EDT) Hunyadi, Jozsef (EDT) Laszlovszky, The Crusades and the Military Orders: Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity — History — 2002–606 p. P. 90.
Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Пападопуло-Керамевс А.И. Предисловие. — Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II.
Арабский историк Масуди (ум. 957), совершивший путешествие в Палестину, упоминает о Благодатном Огне в двух своих трудах (926 г.): «Пятого числа тишрана первого праздник церкви Воскресения в Иерусалиме. В этот праздник собираются христиане со всей земли, у них сходит огонь с неба и зажигаются от него свечи. Собирается также много мусульман посмотреть на этот праздник. <...> С этим огнем связана тонкая хитрость и великая тайна». «И построила Елена в Aelia церковь, известную теперь под именен Воскресенья. В ней появляется огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха». Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х–ХШ вв. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. с. 223–224
Константинопольский клирик Никита, 947 г.. Из подробного повествования клирика Никиты следует, что в 947 году некий эмир (из эмиров Багдада) хотел запретить совершение богослужения Великой Субботы в церкви Воскресения, так как ежегодное возжжение благодатного огня способствовало не только сохранению, но и распространению христианской веры в период мусульманского господства. Иерусалимский архиепископ Христодул был приведен в Преторию, где багдадский эмир сообщил ему: «Не позволено тебе, архиепископ, сегодня совершать праздник. ... Ведь ты, делая это пресловутое чудо волшебным художеством, наполнил всю Сирию верою христианскою и, испровергая наши нравы, едва не обратил (эту землю) в Романию (византийскую территорию)». Во время проходивших в Претории переговоров эмира и иерусалимского архиепископа чудесно зажглись две лампады на одном почитаемом месте около церкви Воскресения («где, говорят, было омыто честное Тело Господа и Бога нашего по снятии со Креста»). Получив известие об этом событии, все участники переговоров, православные и мусульмане, сразу же отправились из Претории к церкви Воскресения. Придя ко Гробу Господню, архиепископ Христодул и «поганые агаряне» заперли Божественный Гроб, после чего архиерей начал моление. В это время эмир находился наверху (в катехуменах) и, держа в руках сверкающий ятаган, наблюдал за происходящим в храме. Наконец, около 6 часов дня архиепископ увидел «Божественное светоявление». Пентковский М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила «О свете Небесном, како сходит ко Гробу Господню — Богословские труды. Вып. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997)». М., 1999, с. 150. Пападопуло-Керамевс А. И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о Святом огне, писанное в 947 году. // Православный Палестинский Сборник. Том III, вып. 2, СПб., 1894. С. 18–23.
Мусульманин ал-Фарагн ибн Салих Багдад, около X в. на него ссылается в своем свидетельстве ал-Бируни
Еще во времена арабского владычества, по свидетельству мусульманского историка ал-Бируни (1000 год), к началу литании в храм приходили муэдзин соборной мечети, имам и эмир (губернатор) Иерусалима. «Они садятся у Гроба. Приносят лампады, которые ставят на Гроб, а он бывает закрыт. Христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигаются лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу Халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию — о неурожае».
Цит. по: Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Вып. 1.-М., 2000. с. 421-422.
Крачковский И. Ю. «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. — Христианский Восток. Т.З. Вып.З.Пг., 1915, с.228-229.
Оригинальный текст: «О Страстной Субботе рассказывают историю, которая поражает ученых и насчет которой они с трудом признаю, что она может быть истиной. Повествующие о ней не анонимные лица, и если бы они не говорили, что самолично видели это, и если бы знаменитые учение и другие люди не писали об этом в своих книгах, в этом вряд ли можно было поверить. Я читал об этом в книге, а также слышал от Ал-Фарага ибн Салиха из Багдада, что в центре храма Воскресения в Иерусалиме в скале находится пещера с гробом Христа, над ней купол, а над этим куполом возвышается другой, еще больший купол. Вокруг этой скалы возвышения откуда мусульмане смотрят за действом. Христиане и другие люди приходят в этот день и садятся вокруг могилы, умоляют и взывают к Господу, экзальтированные, от полудня до вечера. Также муэдзин мечети, глава молящихся и эмир города приходят и садятся около могилы. Они приносят лампы, которые они оставляют там, в то время как (вход ко Гробу) закрыт. Христиане гасят свои лампы и факелы дожидаясь этого и ждут, пока они не увидят чисто белый огонь, который зажигает лампады. От этого огня, лампы в мечети и в церквях зажигаются. Потом пишется сообщение халифу о времени в которое сошел огонь. Если это произошло вскоре после полудня, следует ожидать плодородного года, но если задержался до вечера или дольше, тогда следует ожидать неурожайного года. Тот же источник повествует что однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась.
Схождение этого огня происходит с древних времен по сей день, который повторяется через определенный временной промежуток, давая нам поводо для изумления».
Cited: Chronology of the Muslim scholar Al-Biruni (973–1048). Al Biruni / In the Garden of Science / Reklam — Leipzig 1991. Translated by Gotthard Strohmaier
Папа Урбан II, на крестовом соборе в Клермоне, в 1095 году в своей речи к собранному пред ним бесчисленному множеству народа, провозгласил, между прочим, следующее: «Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением». Baldricus, in Gesra Dei Per Franctos p. 87. Также Quastrum II, 590 рассказ пресвитера Отмара из рукописи найденной Гретсером. Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
Летописец римско-католической церкви Бароний (XI в.) свидетельствует: «западные христиане по взятии Иерусалима от Сарацин, видеша чудо, егда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами зажигаются. Чудо же сие бяше тамо обыкновенно». (Бароний, лист 1304 на обороте). Перевод из: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908. Стр. VI
Фульк (Фульхерий) Шартрский капелан Иерусалимского короля Балдуина 1101 г. пишет о том как Благодатный Огонь сошел лишь после того, как латинское духовенство удалилось из храма. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887. С. 92-93. Кроме того, Фульк пишет о популярном поверье, по которому мусульмане грозились уничтожить всех христиан в Палестине если Благодатный Огонь не сойдет. Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. СПб., 1908.
[1] [2]
Опубликовано: 16/04/2008