Архимандрит Александр (Вишняков),
мученик за веру
[1] [2]
Практически неизвестной для современного читателя является тема массовых репрессий против духовенства и мирян Украинской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны адептов украинского автокефалистского раскола. Во время Великой Отечественной войны сотни православных священников, в том числе митрополит Кременецкий Алексий (Громадский), были зверски замучены и убиты террористами из ОУН-УПА с непосредственного благословения лидеров т.н. «Украинской автокефальной церкви». Данная статья представляет собой жизнеописание священномученика архимандрита Александра (Вишнякова), пострадавшего за верность Церкви.
Магистр богословия Архимандрит Александр (Вишняков) Родился 10 мая 1890 г. Погиб 6 ноября 1941 г. от рук украинских националистов-автокефалов.
«Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал:
истинно человек этот был праведник»
Отгремели салюты торжественными дифирамбами возгремели теле и радиоприемники, возвещая миру о наступлении нового столетия и нового тысячелетия.
Народ торжествует. Площади заполнены ликующими людьми. Иллюминация, веселье, салюты, новые мечты, надежды, радость.
И лишь в одном уголке святого града Киева темно, страшно и одиноко холодно, как тогда, в 1941-ом.
«Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием
благоволения венчал еси нас». (Пс. 6.13)
Как березовый сок зарождается в глубине земли, так в благовестии Евангелия рождался в сердцах нашего народа голос веры Христовой. За две тысячи лет христианства этот голос могучим аккордом миллионноголосного хора поднялся над Землей, над всем в ней сущим, ликуя и благовествуя, скорбя и призывая, рождая Свет и побеждая тьму.
Благодарная память поколений запечатлела имена святых подвижников Православной веры, высокими идеалами которых созидался храм Православия. От их духовного огня вся Русь зажигала свои лампады.
10 мая 1890 г. Господь воззвал к жизни маленькую звездочку из светильника Своей Божественной Славы.
Это был мальчик, появившийся на свет в селе Подголье Лужского уезда Санкт-Петербурга.
Крестили его именем Александр в честь Святого Благоверного князя Александра Невского (сколько раз в своей жизни он будет оправдывать значение своего имени: мужественный, защитник людей).
Воспитывался Александр в благочестивой семье священника — о.Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань.
Посему, выбор духовной стези Александром был органически предопределен. Юношей он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Прекрасный профессорско-преподавательский состав, весь уклад семинарской жизни пробуждают в нем любовь к наукам и изучению языков. Будучи уже учащимся академии Александр Вишняков защищает диссертацию на степень магистра богословия (тема диссертации — «Епископ Никанор Херсонский»).
Блестящий дар красноречия, глубокие философские и богословские познания, знания языков сулили молодому священнику в самых высших духовных сферах — столичную кафедру.
Однако, Господь уготовал ему другой путь. Мечты о. Александра о мирном благочестивом служении разбиваются шквалом нагрянувшего на Отчизну бедствия: начинается I-я Мировая война.
Навязанная России, эта война стала для русских людей Отечественной, ибо, в конечном итоге, от ее исхода зависела судьба Отечества, его целостность и неделимость. В манифесте Царя к народу говорилось: «Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все наши верные подданные. В грозный час испытания да будут забыты все внутренние распри, да укрепится теснее союз Царя с его народом и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага. С глубокой верой в правоту нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий промысел мы молитвенно призывает на Святую Русь и доблестные войска наши Божие благословение». (ГАРФ ор.826, д.54, л.166)
Среди грозных событий того времени судил Господь о. Александру ступить на стезю своего служения в качестве военного священника. Его направляют в армию полковым священником Ставропольской дивизии. Весь жар своего сердца отдает он для поддержания в войсках высокого патриотического духа. Во всякое благопотребное время усердно ведет духовные беседы с солдатами, ранеными в госпиталях, воодушевляя всех верой в победу. За истовое и бескорыстное служение, чуткость и сострадание молодой священник снискал любовь и уважение среди солдат и офицеров. Знаменателен и уникален такой факт из военной биографии о. Александра: под селом Вишневым немецкие войска вступили в бой с частями Русской армии. Силы были неравны. Наши войска терпели поражение. Был убит командир роты, войска дрогнули. И тогда о. Александр в рясе, с крестом в высоко поднятой руке поднимает солдат в атаку. Бой был выигран. За личное мужество и героизм о. Александр был награжден солдатским Георгиевским крестом.
За первые годы войны военное могущество русской армии настолько возросло, что ей под силу было не только вытеснить неприятеля со своей территории, но и расширить географическую карту России.
Однако, с этим не могло мирится мировое масонство, евреи, большевики и иже с ними. Своими бредовыми идеями они начали раскалывать единство русской армии, деморализовывать ее высокий патриотический дух. На фронте начитаются шатания, усиливается реакция внутри страны. Дух разложения в государстве усугубился страшным военным поражением на фронтах.
Можно только представить себе тяжелейшую пастырскую работу о. Александра в той обстановке, когда Отечественная война переросла уже в Гражданскую. В стране царит хаос. Царь Николай II подписывает свое роковое отречение от Престола. Вся Россия охвачена бунтами, армия расколота. К власти приходят большевики.
17 ноября Ленин подписывает указ о всеобщей демобилизации Русской армии.
О. Александр переправляется на Юг Украины, где в то время формировалось ядро Русской Добровольческой армии под руководством генерала Деникина.
После кратковременных побед армия Деникина терпит поражение. Моральные и физические тяготы суровой военной жизни подрывают здоровье о. Александра. Он заболевает сыпным тифом. Сострадательные люди вывозят его в степи, где три месяца он находится между жизнью и смертью. Господь дарует ему жизнь и готовит к новым испытаниям.
«Избави мя от делающих беззакония и от муж
кровей спаси мя». (Пс. 58.3)
После выздоровления о. Александр переезжает в Киев, где живут родственники жены. Здесь получает приход в церкви Св. Троицы.
Обстановка в городе накалена. Власть меняется не по дням, а по часам: поляки, красные, белые, махновцы, петлюровцы и т.д.
Во время установления власти Украинской Народной Республики (УНР) в Киеве начинаются еврейские погромы. В доме, где жил о. Александр проживало несколько еврейских семей. Однажды, когда вооруженная толпа после разгрома синагоги Бродского, ворвалась во двор дома, где жил о. Александр, он вышел к ним навстречу с крестом и уверил, что евреев в этом доме нет.
Смелость этого поступка воплотила в реальной жизни высокий смысл христианства: «Христианство есть не только откровение истины, но и откровение любви. И фанатически преданный своей конфессиональной системе нередко грешит против любви. Он не верен Христу, который есть не только Истина, но также Любовь, как Путь и Жизнь. Только соединение истины и любви может раскрыть путь христианского единения» (Н. Бердяев. Вселенскость и конфессионализм. Христианское воссоединение. 1974, с.73.)
5 февраля 1918г. победой Красной армии под руководством Щорса в Киеве устанавливается большевистская власть. Начинается «Красный террор». Распоясавшиеся молодчики выплескивают свою большевистскую садистскую ненависть на лучших представителей русской интеллигенции. Начинаются массовые репрессии, которые четко организовываются. «Если можно обвинить в чем-нибудь ЧК, — говорит М.Лацис, — известный киевский садист-палач — то не в излишней ревности к расстрелам, а в недостаточности применения высшей меры наказания... мы все время были чересчур мягки, великодушны к побежденному врагу». (Мельчунов С.П. Красный террор в России 1918–1923 г.г. М.1990, с.44)
В Киеве большевики побили все мировые рекорды кровавого террора. Среди десятков тысяч убитых в 1918 г. было свыше 6000 русских офицеров и около тысячи офицерских детей. Еще более зверская волна террора захлестнула Киев с февраля по август 1919 г. Это была целенаправленная физическая ликвидация национальной русской интеллигенции. Большевики убили по разным оценкам от 40 до 100 тыс. русских интеллигентов и офицеров. М.Лацис учил своих подчиненных: «Не ищите в деле обвинительных улик: восстали он против Советов с оружием или на словах. Первым делом вы должны его спросить к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Вот эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого». («Красный террор» (чекистская газета) 1.11.1918 г.)
В числе первых 3000 арестованных под лозунгами «Красного террора» оказывается и о. Александр. Обреченных людей свозят в Октябрьский дворец культуры, где в мрачных подвалах зверски пытают, а затем расстреливают тысячами как «врагов Советской власти». С особой изощренностью издевались над священством. От 100 тыс. дореволюционных священников в 1919г. в живых осталось всего 40 тыс.
После ареста о. Александра семья о нем не имела никакой информации. Взволнованные родственники, пытаясь его разыскать, отправляются в печально известный в Киеве Октябрьский дворец, с трудом добиваются к «главному». Им оказывается большевистский комиссар Варейкис.
По промыслу Господню семью Варейкиса о. Александр спас во время еврейских погромов. В знак благодарности Варейкис приказывает освободить батюшку.
Избитый до неузнаваемости, в изорванной одежде возвращается он домой.
Что может чувствовать человек, побывавший в аду, вкусивший горечь подлости, надругательств, физических мук и душевных страданий? «Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждох соскорбящаго, и не бе, и унижающих, и не обретох» (Пс. 68.21).
Сколько мужества и любви нужно было иметь этому человеку, чтобы вновь одеть наперстный крест, и выйти к людям на проповедь, молясь за «ненавидящих и обидящих», ибо «неведают, что творят».
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мрк. 8.34)
О. Александр понимает, что в это страшное время людям особенно дорога и необходима вера Христова. Вера, которая утешает в скорбях, помогает в болезнях, укрепляет в испытаниях и, главное, дает правильные жизненные ориентиры. В своих проповедях батюшка балансирует на грани жизни и смерти, рискуя вновь оказаться в подвалах НКВД. Слава о мужественном священнике быстро распространяется по городу. Послушать его проповеди идут люди с разных концов Киева.
Осознавая мощное влияние о. Александра на прихожан, власти запрещают ему читать проповеди.
В стране идет активная антирелигиозная кампания. Модными становятся атеистические лекции, целью которых являлось «просвещение» народа в духе насаждения несвойственной русской нации культуре нигилизма, навязывание утопических форм социальной жизни. Киев в те годы часто посещали «светила» атеистической мысли.
Чувствуя личную ответственность за чистоту христианской нравственности народа, о. Александр принимает участие в религиозных диспутах. При первых же попытках дискуссий с ним большевистские агитаторы прекращали полемику. Примечателен в связи с этим приезд в Киев наркома просвещения А.Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым.
Послушать «златоуста» советской власти собрался полный зал. В интеллектуальном бою сошлись две непримиримые силы. Но «Бог поругаем не бывает». Мощная эрудиция о. Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным.
«И призва глад на землю, всякое утвержение хлебное сотры». (Пс. 104.16)
Упоение большевиков от успехов победившей диктатуры советской власти омрачается постигшим страну бедствием: в 1921–1922 г.г. в России разразился голод.
Патриарх Тихон издает воззвание, в котором призывает церковно-приходские советы драгоценные церковные украшения в помощь голодающим. Церковь всячески старается помочь бедствующему народу. Однако власть обвиняет ее в глухоте к народным страданиям.
19 марта 1922 г. Ленин пишет секретное письмо Молотову и членам Политбюро ЦКРКП(б): «... мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли это в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». (Вострышев М. «Божий избранник. Крестный путь Святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси. М.1990, с.106–112.)
Гонение на церковь, на ее служителей приобретают тотальный характер. Арестовываются тысячи священников и православных активистов. Ленин лично подстрекал ко все новым и новым убийствам духовенства. От своего секретаря он требует: «каждое утро сообщайте мне сколько попов было расстреляно!».
В Киеве стали закрывать церкви. В Троицком храме сократили время служб. О. Алескандра с семьей (женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года) выгоняют из церковного дома на улицу. В паспорте ставят штамп: «служитель культа». Это было равносильно предупреждению: Осторожно, прокаженный. Как внеклассовый элемент ни батюшка, ни его жена не имеют права на работу.
На квартире, которую снял о. Александр, производятся бесконечные обыски. По ночам врывается милиция, ищут непонятно что, вымогают деньги, грабят имущество, глумятся над семьей. После всего забирают о. Александра с собой и держат в подвалах НКВД по 10–15 дней. Там он подвергается издевательствам и побоям не только со стороны садистов-следователей, но со стороны уголовников. После этих отсидок батюшка возвращается домой избитым, изможденным.
Неожиданно его настигает страшный удар. От воспаления легких умирает его старший сын — 16-летний Георгий. Талантливый пианист, гордость и надежда профессора консерватории Михайлова. На похороны пришли почти все киевские священники.
«Лучше есть вам, — говорил Господь своим ученикам, — да Аз иду! Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще (ли) же иду, послю Его к вам». (Ин.16.7)
Воистину, вынести все скорби, выпавшие на долю о. Александра и не сломаться можно было лишь силою Духа Святаго, в нем пребывающего; продолжать пастырское служение в сложившихся условиях мог лишь человек, который имел крепкое желание и решимость исполнить свой долг до конца, как бы ни был труден путь.
К тому времени внутри Церкви складывается сложнейшая обстановка. После прихода к власти большевиков ее положение год от года становится все более трагичным. Ввиду временно введенных автокефалий возникают церковные расколы на национальной почве. Уже в 1920г. на украине создается Всеукраинская церковная рада, которая отвергает всех епископов, как ставленников Москвы.
Провозглашается автокефалия, «посвящается» в митрополиты всея Украины лишенный сана Василий Липковский. Возникает множество группировок, призывающих к «революции» в Церкви, к «всестороннему обновлению». В 1922 г. арестовывают Патриарха Тихона.
о. Александр проводит серьезную пастырскую работу, бесстрашно защищая Церковь от нападок обновленцев и автокефалистов. И хотя властями (особой комиссией при НКВД) запрещалось поминовение на службах патриарха Тихона. Под угрозой смерти о. Александр честно выполняет свой долг, поминая первоиерарха Церкви.
Благодаря самоотверженному служению таких верных православию пастырей, натиск обновленцев и самосвятов-липковцев оказался бессильным оторвать Украинскую Церковь от законного главы Церкви Русской — Патриарха Тихона.
Однако, беспредел большевистской власти в Киеве продолжается. Из воспоминаний сына о. Александра — Гавриила Вишнякова: «Мои детские воспоминания и впечатления начали складываться с 1927 г., когда мне исполнилось пять лет. Помню, как в день Пасхи моя мама подносила меня к окну с видом на церковный двор, где хулиганствовали большевистские молодчики.
Подъезжали на грузовиках, нарядившись в церковные одежды. Кривляясь и вопя непристойные песни, приплясывая, вырывали из рук людей, выходивших из церкви, освященные куличи и пасхальные яйца. Мать, крестясь, шептала мне: «Это ироды делают, Господь их покарает. Запоминай. Сынок!» Я запомнил И не только это. В 1929 г. мой отец был назначен настоятелем храма Св. Троицы. Мы с ним часто ходили пешком в Лавру. Однажды, весной отец повел меня утром в это святое место. В то время священники одевали на выход гражданскую одежду, т.к. было крайне рискованно ходить в рясе. В противном случае это расценивалось, как пропаганда против Советской власти. Во дворе Лавры стояла большая толпа людей — ожидался еще один акт большевистской злобы и бесчинства. И вот, разбив одну из колонн верхнего яруса колокольни, красноармейцы, (вероятно, чекисты), сбросили вниз самый большой колокол, подаренный еще императрицей Екатериной Второй. Все присутствующие верующие пали на колени, и так пробыли несколько минут под прощальный стон разбитого колокола.
В церкви Святой Троицы были запрещены церковные требы: крещение, отпевание покойников как в храме, так и на кладбище, венчания. Приказом властей было сокращено время служб (с 8-ми утра до 13). Церковь то закрывали вовсе, то снова открывали.
В 1934 г., умирающие от голода, разразившегося на Украине, сползались (именно сползались, иначе не назовешь) во дворы церквей и там умирали. Власти отреагировали оперативно. Под начальством Постышева, Балицкого, Якира, Мануильского, Кагановича и иже с ними, были закрыты церкви в центре города. Открытыми оказались церкви на окраинах: Байковом кладбище, Димеевке, Соломенке, Куреневке. Отец остался без прихода».
[1] [2]
Опубликовано: 12/05/2008