Мрачная будущность нашей свободы
125 летию со дня рождения Ивана Ильина
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13)
«Свобода», — это желанное и манящее своим терпким вкусом слово, для каждого современного человека является его мечтой, тем стилем и образом жизни, которыми он бы хотел всегда существовать и, конечно же, той «атмосферой» в которой бы наш современник желал по своему усмотрению устроить для себя свою жизнь. Сегодня на каждом углу можно услышать призывы к свободе. Нам со всех сторон твердят о том, что вся наша история и всё наше наследие всего лишь красивая легенда, которая на сегодняшний момент нам нужна лишь, для того чтобы восхищаться ей как музейно-архивными материалами, порою даже и красивыми, но отнюдь не поучительными и если даже и бесценными, то только лишь по своей сохранности.
«Свободный» взгляд на саму историю сегодня принимает порою окраску сарказма, издевательства и даже пошлости. Возьмем, к примеру, недавно вдруг появившихся «историков», которые без нашей на то просьбы безвозмездно решили нам помочь «свободно» взглянуть на «преданья старины глубокой». Появившиеся на прилавках книжных магазинов современные «историко-исследовательские» романы, не у кого не вызывают и тени опасения и например любая домохозяйка может купить сегодня книгу и прочитать обо всех «подробностях» жизни знаменитого императора, графа или полководца. Попытка объяснить человеку не историчность и надуманность, а порою и откровенную фальшь подобного фолианта, вызовет у него только лишь усмешку. «Это свободный эксперимент автора», — скажут Вам в ответ. Действительно если на миг остановиться и задуматься над тем как мы живём и кем являемся в современном мире, то можно открыто сказать о том, что XXI век сделал нас участниками и «создателями» небывалых до того «свободных экспериментов». Но дело здесь в том, что риск подобных опытов не кем не учитывается, а о последствиях мы не хотим даже задуматься, ведь уже это может подвергнуть нашу «бесценную» свободу какому то умалению и обнищанию, а мы на это никогда не пойдём.
Человек не стеснённый никакими рамками, гордый и самоуверенный и целеустремлённый в своих и только своих стремлениях, — вот идеальный образ, сложившийся в наше время. Если в далекой и не очень древности наши предки ломали голову над тем как сохранить и приумножить им накопленное доброе для последующих поколений, то теперь зачастую вообще отвергается преемственность порою вместе с таким важным элементом как полноценная семейная жизнь. Нет, конечно же, семьи в нашем привычном понимании существуют и по ныне, но утратился почти совсем тот духовный стержень, на котором раньше у наших предков строилась семья. Живя в потребительском обществе, мы привыкли порою и, не замечая того мыслить «потребительски». Наша мнимая свобода, соединившись с ненасытной жаждой потребления, породила в наш мир много страшных, по истине ужасных вещей. Семья, теперь стала восприниматься скорее как традиционная форма сожительства мужчины и женщины, наравне с которой, кстати, легально существуют и не традиционные. Жить молодой семьёй некоторое время «для себя» стало плотно укоренившимся повсеместно правилом, осуждая которое, человек рискует быть определён обществом как «неполноценный». Наконец стоит ли говорить о том, что просто огромное количество регистрирующихся официально пар по истечении некоторого времени совместной жизни, как бы в порядке вещей прерывают свои отношения, спокойно заявляя о том, что «не сошлись характерами».
Порою жертвами таких «свободных» отношений в семье становятся дети. Не задумываясь фактически о подрастающем поколении, но в то же время крича о нем, мы своими «свободными экспериментами» разрушаем, срубаем на корню нажитое и неисправимо калечим и уничтожаем будущее. Можно сваливать все свои проблемы на экологию, загрязнённую атмосферу, глобальное потепление, но главный их корень в той безрассудности, с которой мы относимся к своему главному и определяющему в будущем «фактору», к своим детям. Если раньше воспитание детей воспринималось как ответственное и нелёгкое дело, требующее огромных усилий воли, ума, сердца и чувств; то теперь многими из молодых родителей как ответственный шаг воспринимается вообще решимость «завести ребёнка». Мнимая ироничность, а по сути плачевность даже в определении тех слов которыми современные пары пользуются, говоря о тайне появления новой жизни подчас повергает в ужас. Но теперь, к сожалению, нет и сознания той ответственности, которая ложиться на родителей, не только и не столько в плане заботы о телесном здоровье ребёнка, а сколько в плане беспокойства о его нежной и ранимой душе.
Не многим из наших современников приходило на ум искать ответы на мучащие сегодня нас вопросы, в огромнейшем историческом наследии педагогов, писателей, философов предшествующих веков. Но, если нам удастся решиться на такое исследование, то, скорее всего мы будем удивленны практически неизменностью этих вопросов людей сегодня и несколько столетий назад. Говорить, о некоторой преемственности мне кажется, здесь более чем не уместно, просто наши предшественники и мы сами не хотим порою пользоваться опытом предыдущих поколений, от чего и ставим задачи, решённые уже давно нашими учеными предками, но кажущиеся нам абсолютно новыми.
Так теме взаимоотношений «свободы» и «семьи» было посвящено исследование известного православного философа, правоведа и публициста Ивана Александровича Ильина, жившего на переломе двух столетий XIX и XX. А к кому же ещё обратиться для разрешения вопросов свободы как не к человеку, сочетавшему в своём мировоззрении два различных взгляда на сущность свободы — взгляд философа и правоведа.
Поразительна одинаковость «свободных» воззрений современников Ильина и нашего общества, дело в том, что уже тогда институт семьи, как и теперь, обесценивался народом и превращался в «древнюю традицию». «Семья является первичным лоном человеческой культуры», — писал Иван Ильин к своим современникам. «Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец...».
Конечно, можно сказать о том, что несмотря на авторитетность философа он не жил в наше время, а следовательно и не знал тех реальностей, которыми мы окружены. Но позвольте, а не актуальны ли сегодня другие его слова: «Половая потребность, инстинктивные влечения создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом жительство рождающих и рожденных (родителей и детей)». Как часто нам пытаются сегодня навязать, будто бы человеку естественно удовлетворять свои любые потребности, пусть даже и не устремлённые ввысь. Нам громогласно вещают «врачи» и псевдо-психологи о том, что не удовлетворение «потребностей» может привести к тяжелой психологической травме и дисфункции буквально всего организма. Но никто из них не говорит нам о том, что «… «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное; она тянет к безответственным изменам, к капризным новшествам и приключениям; у нее так сказать, «короткое дыхание», едва достаточное для простого деторождения и совершенно не соответствующего задаче воспитания», — об этом не боялся говорить Ильин, понимая, что этим он фактически приговаривает себя и свои труды к гонениям со стороны революционной власти.
Ну а в наше время, когда нет уже вроде бы революций, всё равно эти слова могут вызвать бурю негативных эмоций. Дело в том, что прикрываясь и в этом вопросе свободой люди будет защищать в — первую очередь самих себя от воплей своей же души к покаянию, ведь человеку кажется легче заставить замолчать совесть, чем отказавшись от титула «свободного повелителя мира» пойти сложным, но спасительным путём покаяния.
Конечно же, тяжело и порою даже кажется немыслимо трудно остановиться нам на пути «безграничной» свободы, остановиться, для того чтобы все свои силы употребить для единственной цели — воспитания наших детей. Оно же требует от родителей всех тех нравственных качеств, приобретя которые мы обретём по настоящему свободу в Боге, которой и научим наших детей. Если же наше общество продолжит и далее взращивать и взгревать свой эгоцентризм, пользуясь при этом оправданием «свободы», то, к сожалению, через некоторое время на нашей планете появятся страшные бессердечные существа с исковерканной и изломанной душой которые, пользуясь нашим же «оправданием», истребят нас, но уже не морально, а физически. Но страшнее физической смерти от бездушного человека, для нас будет наказание Божие за то упоение мнимой свободой, в котором мы забыли о своих детях.
Именно от этого страшного и зловещего небрежения душой своей и детской и пытается нас отвратить Иван Ильин: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту., и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, в душе которого нет места этим зиждительным и ведущим первообразам, этим ведущим символам и в то же время творческим источникам духовной любви и духовной веры! Ибо силы его души, не пробужденные и не взлелеянные этими благими, ангелоподобными образами, могут остаться в пожизненной скованности и мертвости. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».
Опубликовано: 26/05/2008