Священномученик Ермоген,
Патриарх Московский и всея
Руси, чудотворец
Память — 12/25 мая
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. И во время его там служения в 1579 году совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий Святейший Патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая.
Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам впоследствии в 1594 году составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах.
«Как гром пронеслось во все концы Земли Русской Божие к нам милостивое посещение, явление Богородичной иконы. Я же, недостойный, бывший свидетелем того, как и какими чудесными благодеяниями явил Бог и Богородица из недр земных Свой чудотворный образ, писать о том до сих пор замедлял или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительной лености, отчасти же ради страха за свое недостоинство. Но Ты Сама, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышняго, содействуй мне, да будет надо мною воля родившегося от Тебя Христа Бога нашего, да просветится Тобою, о Всенепорочная, у меня, недостойного, помраченный ум мой!»
Вскоре он принял монашество и с 1582 года стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.
13 мая 1589 года Ермоген хиротонисан во епископа, став первым Казанским митрополитом. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и наставлял их в вере. В 1592 году в Казань были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память его — 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время моровой язвы. По благословению Патриарха Иова (1589–1605) святитель Ермоген совершил погребение мощей святителя Германа в свияжском Успенском монастыре.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову послание, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что и им не пелась вечная память. В ответ Патриарх прислал святителю Ермогену указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия»; повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литии и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой новообращенных, назидал неустанно:
«Сия вера красна добротою паче всего сынам человеческим, на нее же Божественная благодать излиялась, и, как сладкая цевница, движуще новую и благолепную песнь духовную, на концах земли вскоре слышану сотворила. Сия вера, точаще нелестное млеко сосца непорочныя Невесты Христовы, яко же есть писано, духовными наказаниями воспитывает и в меру возраста исполнения Христова сподобляет верных достигнуть добре.
Сия вера преблаженными и Пребожественными дуновениями Параклитовыми от всея земли отогнала всякую бесовскую губительную прелесть. Сею нашею верою святые апостолы, и святые мученики, и преподобные, и пустынножители Богу угодили и вселились в Небесное Царство.
Сию веру многими снисканиями благоверный князь Владимир обрел, и святое крещение принял во имя Святыя и Живоначальные Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и от купели здрав изыде, славя Бога и многих людей крестив».
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев — святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память — 4 октября, 5 декабря, 29 нюня), и Варсонофия, епископа Тверского (память — 4 октября, 11 апреля). Царь Федор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с Собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил об этом Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по поведению царя мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.
«Когда пришло время, о котором говорит Псалмопевец: Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь, тогда настало время отшествия и сему преподобному, по словам пророка: Старость бо честна не многолетна , ниже в числе лет изчитается. Много времени пролежал преподобный больным; говорят, что болезнь его мучила три года. Только на святые великие Господские праздники приносили его в церковь на литургию, и тогда он лежал или сидел в церкви, ибо не в силах был стоять. Однако болезнь тела не смогла одолеть любомудрия души: ревность по Богу дарует легкие крылья и облегчает немощи телесные — так и у преподобного душа была воеводой тела. Даже лежа больным, он непрестанно воссылал Богу пение и удручал тело свое воздержанием...
Сказано, что здесь жизнь человеческая требует трудов, воздаяние же — в будущем; подвизавшиеся на земле в радости наследуют небесные блага и, освободившись от тленного, получают нетленное, и страдания жизни нынешней ничего не стоят в сравнении со славой в грядущем веке. Хотя и говорится, что от больного Бог не требует ни поста, ни трудов, а только терпения и благодарения, но преподобный одно с другим соединил: много трудился, будучи больным, и этим прилеплялся к Богу. Он отвратил своими поучениями многих неверных от злобы их и от их басурманской веры, просветлил их баней Святаго Духа — святым крещением и заставил прежних хулителей прославлять Отца, и Сына, и Святаго Духа» (из жития святителя Гурия).
За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру и 3 июля 1606 года возведен Собором святителей на Патриарший престол в московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память — 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. Согласно древнему чину, Патриарх Ермоген совершил шествие на осляти.
Служение Патриарха Ермогена совпало с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В мрачный период Смутного времени Первосвятитель все свои силы отдал служению Церкви и Отечеству, но в этом подвиге он не был одинок — ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ.
Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «… Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой вы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царьку… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие, — не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас именем Бога: отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, всех нас, и мы станем молить за вас Бога…»
«Аз смиренный Ермоген, Божиею милостью Патриарх Богом спасаемого града Москвы н всея Москвы, напоминаю вам, прежде бывшим господам и братикам, — ныне же, грех ради наших, сопротивными обретенным, не ведаем, как вас и назвать: ибо, оставивши свет, — во тьму отошли, отступив от Бога, — к сатане прилепились, возненавидев правду — ложь возлюбили, отпав от Соборной и Апостольской Церкви и отступив от Богом венчанного и святым елеем помазанного и от всего мира, и от вас самих и избранного Царя и великого князя всея Руси Василия Иоанновича, туне или не зная, что Вышний владеет царством человеческим и ему же хощет и дает..» — так обращался Предстоятель Русской Церкви к изменникам веры и Отечества.
Вскоре праведный суд Божий свершился над тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника, — он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года.
Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, звали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками поляки насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый Понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, при этом угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если вы все, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы; если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту к боярам, чтобы они стояли крепко за веру. Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке, чтоб уняли грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить душу свою за веру, так и совершили. Да будет над теми, кто идет на очищение Московского государства, милость от Господа, а от нашего смирения благословение. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю…» Но русские воеводы, не проявив согласованности, не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжелом заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Успенский собор Московского Кремля.
В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как в теплого молитвенника и предстоятеля пред Господом. И всемилостивый Господь вознаградил эту веру.
Ко дню торжественного прославления священномученика Ермогена, 12 мая 1913 года, совпавшего с 300-летием со времени его кончины, в Москву стали стекаться верующие со всех концов России. Паломники шли поклониться мощам святого Патриарха в Успенский собор Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды.
Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней — покров с гробницы, на котором святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой Патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению России, Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославляющих угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами Патриарха началось чтение пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену. Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителю Ермогену. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился и другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.
В воскресенье 12 мая в десять часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование прославления нового святого прибыл Блаженнейший Григорий, Патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более двадцати архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного небесного покровителя нашего Отечества.
Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковные и государственно-патриотические подвижнические труды служат ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека в течение нескольких столетий. Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы Евангелие, Минеи месячные за сентябрь, октябрь, ноябрь и первые двадцать дней декабря в 1610 году; был напечатан «Большой Верховный Устав». Святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена была переведена с греческого на русский язык служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священникам и диаконам, о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб — многогласии, а мирян — в неблагоговейном отношении к богослужению.
«Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесах присно упражняется и вся книги Ветхого закона и Новыя благодати и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче», — пишется о Патриархе Ермогене. Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании слова Божия и церковной письменности того времени.
Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери и служба этой иконе (1594), послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1592), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598), патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606–1613), и многие другие труды Первосвятителя пополнили духовную сокровищницу Русской Церкви.
С высокими познаниями Патриарх Ермоген соединял и незаурядные способности проповедника и учителя. Современники характеризовали нравственный облик Первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неотложнаго стоятеля по вере христианской».
И все эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились, когда Русскую землю постигло несчастье внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное небесное заступничество за наше Отечество у престола Святой Троицы.
Опубликовано: 27/05/2008