О «трудном» возрасте
В подростковом возрасте, когда у ребенка формируется его собственное мировоззрение, когда он начинает отделяться от родителей, неизбежно происходит процесс отторжения детьми родительских ценностей. Это распространяется на все: музыку, образование, одежду. И, нередко, на веру в Бога. Счастливы те семьи, в которых удалось обойти эти кризисы мудро, с любовью, где дети не проходили через период отхода от Церкви.
Но хороших примеров перед глазами не так много, а опыта тоже нет: ведь большинство современных молодых семей и пришли к Богу через отход от атеизма родителей, они не знали и не видели, как воспитывают христианина. Мы попросили старшего духовника Московской епархии отца Валериана Кречетова помочь нам с ответами на эти сложные вопросы и рассказать, как воспитывать детей в вере, минуя кризисы переходного возраста.
— Отец Валериан, почему сегодня так остро стоит проблема переходного возраста?
— В определенном возрасте дети начинают себя чувствовать взрослыми. Поэтому они и называются подростками. Приходит ощущение взрослого, а на самом деле, они ничего еще не знают. Это общая болезнь всей молодежи. Молодежь сейчас во всем мире пытается противопоставить себя родителям.
В чем-то детям дают больше свободы: западные средства воспитания и законы говорят о том, что если ты наказываешь своего ребенка, воспитывая его, то ребенок может подать на тебя в суд. То есть другими словами, детям дают полную свободу. С древности, со времен Ветхого Завета и в Новом завете человек мог начинать учить лишь после тридцати лет. Сейчас подростки уже в двенадцать лет начинают учить родителей, как жить.
Все чаще говорят о том, что «предки — недоразвитые», и чем дальше, тем более недоразвитые, а дети более развитые. Это порождает самомнение, гордыню. Это касается всех и в любых условиях, в том числе в Церкви. По-настоящему из Церкви уходит, я думаю, меньший процент, чем уходит из семей в этом же возрасте. То есть из под контроля семьи и из семьи, как некоего такого очага, в котором они живут.
В семьях разрушены три вещи, как когда-то хвалились так называемые махатмы, присылая поздравление советскому правительству: «Вы разрушили Церковь, вы упразднили тюрьму воспитания, и вы разрушили семью лицемерия». То есть лицемерие — это якобы когда дети слушаются, хотя им не хочется слушаться. Это называют лицемерием, понимаете! А вот это якобы не лицемерие: когда не хочешь, не слушаешься, хочешь — твори, что хочешь. На этом основании и стала разрушаться семья, воспитание.
Конечно, для верующей семьи это касается Церкви. Тут нет никакого особенного явления, нового такого, которого раньше не было. Да, в такой мере его раньше не было, потому что были другие устои. Теперь эти устои поменялись, вернее, их разрушили. Эти устои для верующих касаются прежде всего Церкви, отношения к Церкви. А для неверующих — вообще, общего поведения в жизни. Вот как мне представляется эта проблема.
— Как поступать родителям в таком случае?
— Родителям прежде всего нужно молиться! В первую очередь молиться и ждать. Внешне нужно стараться оградить от дурного сообщества — дурные нравы развращают благие сообщества, говорится в Священном Писании. Иначе говоря, с кем поведешься, от того и наберешься. Но оградить не всегда возможно и не всегда правильно: нужно действовать исподволь и при помощи своих близких.
Вот что у нас еще потеряно сейчас — это взаимовыручка в этом отношении. У нас стесняются сделать ребенку замечание даже в Церкви, а если делают замечание — его иногда уговаривают. Вот этого не должно быть. Почитание старших ребенок должен ставить во главу угла. Взрослый не только имеет право, но он ДОЛЖЕН сделать вежливое замечание, как помощь родителям, потому что всё родители не могут увидеть. Я к этому часто призываю, но никто не слушает.
Я вам скажу на собственном опыте. В моей семье в свое время встала проблема телевизора. Мне помогли совершено посторонние люди . Они мне помогли, поддержали в этом отношении. И дети воспитывались без этой обработки мозгов.
Когда вопрос телевизора возник в моей семье, человек очень умный, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, сказал моим детям: «Понимаешь, то, что ты читал, ты знаешь. А остальные ничего не читали, ничего не знают. Произведения Достоевского, Пушкина, Гоголя они знают не так, как писал Пушкин, Достоевский или Гоголь, а так, как писал режиссер. Они или безграмотные, или полуграмотные, или вообще дезинформированные, потому что в фильме показывают совсем не так, как хотел сказать писатель». И это нужно объяснять. И рано или поздно это даст свои результаты .
— Многие родители жалуются, что не могут оторвать детей от телевизора, от компьютера…
— Нужно нам самим сначала оторваться. Но говорю: при помощи близких. При помощи тех людей, которые могут в этом отношении помочь. Потому что это истина: «не бывает пророк без чести, только в отечестве и в дому своем». У своих домашних быть пророком труднее всего, это все знают. Нужно эту истину помнить и друг другу помогать. Это то, что зависит от нас.
И еще нужно терпеть. Есть притча, о которой я все время рассказываю. Некий человек говорит: «Да что ж терпеть! Все бесполезно, все равно, что воду решетом носить!» А ему отвечают: «Дождись зимы. И тогда сможешь воду решетом носить.» То есть нужно дождаться. Ушинский не зря говорил: почему детей начинают учить примерно в семь лет? Потому что до этого возраста дети не могут еще понять, не способны.
Почему называется «трудный возраст»? Потому что, действительно, в этом возрасте, человек кое-чего наберется, и уже начинает себя мнить чем-то значащим. Вот это и называется «трудный возраст». Не говоря уже о физиологических изменениях у мужского и женского пола, так сказать, переход к зрелости. Это тоже накладывается... При сильном духе физиология не имеет такого значения, такой роли. А когда дух-то у нас хилый, то немощствует тело, немощствует и душа.
А когда тело начинает расти, здоровым становится, «здоровым» в смысле «крепким», то мы забываем, что вот это высказывание, которое у нас неправильно, не полностью, цитируют, только кусок: «в здоровом теле здоровый дух», — на самом деле, оно звучит не так. Оно принадлежит Лукиллу, древнему мудрецу, которого еще Пушкин упоминает в своих произведениях. Полностью это высказывание звучит так: «нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». То есть, тело начинает крепнуть, и в это время нужно стремиться… В этом отношении очень важна роль Церкви. И если что-то не получается в этом отношении, то это не значит, что это потому что человек в Церкви. Вне Церкви произошло бы то же, и еще гораздо хуже. А наоборот, Церковь еще удерживает это.
— Со временем дети не хотят на богослужениях стоять, в воскресную школу ходить...
— Матушка, у нас взрослые не хотят, что вы хотите? У нас батюшки стараются службу подсократить, чтобы короче было. Что вы хотите от детей? Это естественно.
Нужно приспосабливаться, все неодинаковые. Вначале это интересно, потом начинается… Вы не забывайте: что касается духовной жизни, и вообще церковной жизни, тут действуют невидимые силы. Приходят мысли, появляются настроения, друзья, звонки раздаются, то-то и то-то. И человека от Церкви оттаскивают. Это естественный процесс.
Есть замечательное изречение. Одного спрашивают: «Когда ты пришел в монастырь, — а уж в монастырь-то человек сознательно вступает, — как ты себя чувствовал?» — «Я смотрел на всех, как на ангелов». Два года прошло. «А теперь?» — «А теперь смотрю на всех, как на демонов». Если в монастыре люди смотрят сначала как на ангелов, то чему удивляться, что дети начинают реагировать на некоторые вещи? Это естественный процесс.
— Говорят, что все равно уход из Церкви для многих неизбежен…
— Это ложь. Совсем не неизбежен. По милости Божией я вырос в Церкви и по милости Божией живу сейчас в Церкви. И никуда не уходил. По милости Божией, можно сказать, почти все мои дети выросли и ходят в Церковь. Понимаете, по милости Божией. И таких примеров множество. И говорить, что он неизбежен, — это клевета. Это все равно, что сказать «уход из семьи неизбежен». Да, в некотором смысле он неизбежен, то есть человек женится или замуж выходит — в этом смысле неизбежен. Но в том смысле, в котором говорят «уходит, значит бросает семью»... На этом основании у нас теперь, видимо и женятся, и говорят: «Развод неизбежен». Я думаю, понятно, что один и тот же голос звучит в этих словах. Потому что начинают оправдывать свою распущенность неизбежностью такого варианта.
Это все равно, что сказать: людей учат в школах, но не все учатся хорошо. Что ж, не учить их после этого? Не все становятся физиками, ботаниками, математиками, но преподают всем. Вон, апостол Павел в афинском ареопаге выступал, там его один Дионисий Ареопагит слушал, все остальные сказали: «Послушаем тебя в другой раз». Ну ради него, значит, стоило говорить. У нас немножечко другие проценты, чем в миру. В миру говорят: «Ну что ж, раз большинство считает, значит нужно так». А Господь говорит иначе: «Если десять праведников есть, то все остальное большинство помилую». Но это особый вопрос.
— Батюшка, что бы Вы сказали нашим читателям, многие из которых только воцерковляются?
— Прежде всего — ходить в Церковь. Потому что Церковь — это сокровищница всей премудрости духовной и даже мудрости житейской. И кроме того, учиться мыслить. Большая часть «телевизионных» и «компьютерных» людей мыслят по программе, у них нет свободного мышления. И поэтому, бывает, говоришь элементарные вещи и удивляешься, что люди совершенно не соображают. Начинают, например, говорить о всяких вероисповеданиях, о тибетских, восточных, забывая, что у нас тысячелетний пример Александра Невского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Ломоносова. Надо уметь размышлять.
Иван Андреевич Крылов, кстати говоря, никогда не спорил. Он говорил: «Хоть кол на голове теши, но если человек сам не дойдет — бесполезно.» Николай Васильевич Гоголь сказал в своей переписке с друзьями: «Самое страшное — это гордость ума.» То есть все, что мой ум не понимает – значит, этого нет. Что мой ум не видит — значит это не так. Но, извините, нет же всеобъемлющего ума человеческого! С этим мы столкнулись и уже пожинаем плоды. Так называемый прогресс — это свидетельство этого далеко не всеобъемлющего ума. Есть очень хорошее выражение Бернарда Шоу. Он сказал, что «узкий специалист — это тот, кто знает в узкой области очень много, а самый узкий специалист — это который знает все ни о чем». То есть человек занимается в одной области и забывает, что творится вокруг. А вокруг все уже начинает гибнуть. И сейчас мы пожинаем плоды этого прогресса за счет узости мышления, узости рассуждения и, в общем, узколобия.
Опубликовано: 24/06/2007