О пользе богословского образования
Можно много спорить о пользе богословского образования. Но сами реалии церковной жизни красноречиво свидетельствуют, что без правильного религиозного образовании и воспитания человек (прихожанин, священник, монах) легко превращается в сектанта, религиозного фанатика и мракобеса. Собственное представление о Православии может оказаться весьма далеким от спасительной православной истины, способным разрушить душу и жизнь неверно подвизающегося человека.
Священник Геннадий Егоров, декан факультета дополнительного образования Свято-Тихоновского университета:
Образование — это способ приобщить вновь появившихся на свет людей к опыту, накопленному до них. Следовательно, в широком смысле задача образования, в том числе и богословского, всегда одна и та же. Изменения же касаются в основном тех внешних условий, в которых приходится потом этот опыт актуализировать. В богословском образовании необходимо учесть внешние аспекты предстоящей деятельности. Ведь богослов — это, скорее, внутренняя характеристика человека, а в жизни приходится проходить самые разные служения. Кто-то служит священником на приходе, кто-то работает на телефоне доверия, трудится в издательстве, читает лекции. Все эти поприща требуют различного применения одних и тех же знаний. К этому нужно готовиться.
Изменения в общественной практике происходят сейчас очень быстро. Даже в течение тех пяти лет, когда человек готовится в вузе к какой-либо деятельности, все может поменяться. Во всем мире теперь меняется взгляд на образование. Необходимо, чтобы современное образование, оставаясь фундаментальным, обеспечивало человеку возможность действовать в изменяющемся мире, а не просто в рамках какой-то веками устоявшейся профессиональной деятельности. Полученное образование (не конкретный набор знаний, а образование в целом) должно научить человека системно осмыслить то место, куда он попадет, и выстроить свою деятельность в соответствии с имеющимися условиями, носителем которых он является. Это имеет прямое отношение и к выпускнику богословского учебного заведения. В основе организации учебного процесса в Свято-Тихоновском университете лежит идея подготовки людей, которые сумеют именно таким образом поставить себя по отношению к работе. Специалист с богословским образованием (я беру сейчас идеальный вариант) должен прийти в любую сферу и понять, что он может сделать, чем он может именно здесь помочь. Он должен уметь себя поставить везде так, чтобы то, что он делает, было профессионально.
Александр Алекаев, генеральный менеджер ИА «Белые воины», предприниматель, выпускник миссионерского факультета ПСТГУ:
То, что университет должен действовать — это обязательно. Вы сами понимаете, что число людей, которые живо интересуются православием и всем, что с ним связано, только растет. Из моего прихода в Свято-Тихоновском университете уже учатся пять или шесть человек, хотя это очень маленький подмосковный приход. Все это говорит о том, что университет очень нужен.
Поступать в Свято-Тихоновский университет — это был совет моего духовного отца протоиерея Александра Шумаева. Я взвесил все, и хотя понимал, что мне будет очень тяжело (во-первых, возраст — мне тогда исполнилось 40 лет, потом — работа и разнообразная общественная деятельность, семья), но чувствовал, что мне это необходимо. И пришлось взяться за учебники, вспомнить, как пишется изложение, выучить Закон Божий.
Что мне это дало? Помимо общих базовых знаний, помимо того, что я расширил кругозор и углубил то, что знал, я получил много такой информации, которую не получишь в обычном светском вузе. Например, история России. То, чему нас учили раньше — как можно этому вообще верить? — каждые десять-пятнадцать лет смотришь на историю другими глазами. Здесь же абсолютно продуманный и правдивый взгляд на события с выверенной веками позиции. И потом, много специфических знаний, которые мне очень пригодились.
Я закончил миссионерский факультет, и моя миссия реализуется на практике. Недавно была предпринята очень интересная поездка в Китай. Информационное агентство «Белые воины», руководителем которого я являюсь, стало инициатором перенесения из Харбина в Россию останков белого генерала В.О. Каппеля. Перед началом раскопок могилы была отслужена небольшая лития, а после — панихида. Это была первое богослужение в Харбине за семь лет, прошедшие с тех пор, как там умер последний православный священник. Кроме этого в посольстве было совершено всенощное бдение и Литургия, на которую приехали люди со всего Китая. Я считаю, то, что мы сделали, это тоже очень важное практическое миссионерское дело.
Протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности, член Ученого совета Свято-Тихоновского университета:
В начале 90-х годов появилась возможность свободно говорить о Боге вне стен храмов, — и конечно, этим надо было воспользоваться. Тем более что многие люди хотели узнать о вере. В течение семидесяти лет невозможно было ни купить книги, ни даже со священником поговорить — по вечерам священники никогда не исповедовали. Сейчас это кажется диким. Как только такая возможность возникла, мы ею воспользовались и стали устраивать духовно-просветительские беседы. На них в основном приходили наши духовные чада — церковные люди, которым не хватало систематических церковных знаний. Именно они стали первыми слушателями катехизаторских курсов и студентами института. Из сжатых лекций возникла программа Православного Свято-Тихоновского богословского института (теперь — «гуманитарного университета»). Это была идея протоиерея Владимира Воробьева — создать вуз, где обучение велось бы на основе православного мировоззрения.
Валентин Юсупов, электрослесарь, выпускник миссионерского факультета ПСТГУ:
Церковь должна отвечать современному состоянию общества. Она пребывает в миру, и для того, чтобы мир понимал Церковь, Церковь должна понимать мир и находиться на том уровне интеллектуальных и культурных реалий, которые существуют в настоящее время в обществе.
Это процесс довольно долгий. Что такое для серьезного учебного заведения срок 15 лет? Это очень короткий срок. Университет находится в стадии развития, становления. Он, как живой организм, растет и развивается, поэтому говорить о том, что сейчас все завершено, нельзя: есть значительные достижения, наверняка, есть и какие-то недостатки, это вполне естественно.
Монахиня Иллариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря (Ленинградская обл.), выпускница миссионерского факультета ПСТГУ:
Когда я поступила в 1999 году в университет, то ясно поняла, что без христианской жизни по-максимуму это образование не будет иметь смысла. Сейчас часто говорят о пользе богословского образования в плане миссионерской деятельности, просвещения народа. Действительно, это нужно людям — нужно рассказывать и приводить в Церковь, объяснять. Но, может быть, меньше говорят о том, что богословское образование крайне необходимо для монашеского жительства. Вообще, как известно, для правильной молитвы необходимо иметь правильное мировоззрение, правильные догматические основы. Без догматических основ молитва будет всегда уклоняться в сторону. И в этом плане я хотела бы отметить пользу нашей учебы.
Андрей Тараканов, юрист, выпускник миссионерского факультета ПСТГУ:
Сейчас в стране создалось такое положение, когда необходимо переломить всеобщее атеистическое направление человеческого мировоззрения, которое проникло во все сферы. Первое образование у меня юридическое. Меня научили, как ремесленника, — зарабатывать деньги. Никакой другой цели образования я не почувствовал. Только сейчас я приобрел полноту знаний, которая стала для меня фундаментом. Это образование дало мне знание истины, какое никто никогда бы мне не дал.
Опубликовано: 23/06/2008