Диакон Андрей Кураев:
«Без опоры на Бога мы — рабы»
При встрече известный богослов, проповедник и миссионер диакон Андрей Кураев откровенно заявил, что в глубине души боится людей. А именно — чьего-то цинизма и жестокости. Но всякий раз преодолевает свой страх.
Надо признать, это у него неплохо получается. Я застал Кураева дома по возвращении из музыкально-миссионерского тура по 18 городам Украины в честь 1020-летия крещения Руси, который он совершил вместе с российскими рок-группами. Там он проповедовал перед молодёжью на площадях и стадионах.
Паства с банкой
— Говорят, отец Андрей, будто какие-то отморозки бросали в вас пустые бутылки и вопили: «Попа — со сцены!» Это правда?
— К счастью, нет. Наоборот, реакция молодёжи была неожиданно доброй. В том числе и на Западной Украине, где, казалось бы, должны кричать: «Геть москалей!» Хотя одна из телекомпаний заявила, что «Шевчук и Кураев — геополитический проект Кремля, приехали вместо русских танков, чтобы отнять нашу землю…» Но, когда мэр Ивано-Франковска запретил и концерт, и проповедь, тысячная толпа зрителей поехала за нами в соседний город…
— Пока что вы первый и единственный православный богослов, реально пошедший в молодёжные массы. Последователей нет?
— Слава Богу, уже не единственный. По сути, Церковь признала такое «рок-миссионерство». То, что раньше считалось нелепой выходкой, стало нормой… Когда я 4 года назад впервые вышел на сцену во время рок-концерта, многие говорили: «Он жаждет славы!» — и крутили пальцем у виска. Как же: батюшка на рок-тусовке! Того и гляди, сам возьмёт бас-гитару… А сейчас наш тур благословил сам Патриарх. Кроме меня там выступали епископы или посланные ими священники. Как-то я позвал одного из них на сцену, чтобы он увидел молодую толпу на площади. И сказал: «Отче! Вот ваша паства!» Он даже вздрогнул от неожиданности. Быть может, этот уже пожилой человек лишь тогда осознал: он в ответе не только за милых женщин, исправно посещающих храм, но и за пацанов, подпевающих «ДДТ» с банкой прохладительного напитка в руке… В их душе тоже может произойти переворот. Если они перестанут считать Церковь своим врагом, в обществе исчезнет ещё одна линия нравственного фронта.
— А что, если сама молодёжь начнёт воспринимать вас не как проповедника, а как некую рок- или шоу-звезду, но только в рясе? Вот Юра Шевчук вышел и спел, а вот Андрей Кураев…
— Этого я не боюсь! Я не прячусь за сценой — ни до концерта, ни после. Если я хоть на минуту начну считать себя белым среди чёрных, праведником среди грешников, своим среди чужих — меня просто не примут. Ребята на концертах понимали, что сейчас я говорю с ними на одном языке, а в храме — уже на другом. И что под куполом церкви найдётся место и им тоже. Только не надо их хулить и поучать! Я говорю им: «Молодость — это талант выбора. Тот, кто не найдёт себе точку опоры в небе, пополнит ряды тех, кто здесь, на земле, скован одной рабской цепью. Не веришь в Бога — поверишь в чёрную кошку. И в то, что тебе предсказамус настрадал...»
— Вы печётесь и о детях младшего возраста. Говорят, даже искали в книгах про Гарри Поттера сатанинский подтекст. Нашли?
— Его там нет. Поначалу я действительно читал взором инквизитора, ждал «след дьявола», тайные антибожественные выпады и пропаганду безнравственности. Был готов разразиться проповедью о том, как масскульт в лице Джоан Роулинг уводит детей от христианской колыбели культуры. Но потом повеяло чем-то родным, за сказочными прибамбасами проглянула добрая религиозная этика. А когда вышла последняя книга, Роулинг призналась: «Я сама христианка и с самого начала знала, что у моей эпопеи будет евангельская концовка…»
Мой вывод: книги про Поттера — хорошие сказки, появившиеся в плохие времена. Сто лет назад они были бы просто фантазией и советской культуре также не принесли бы вреда. Сегодня же могут стать оружием против неокрепших детских душ.
Но прятать их от детей, а тем более жечь на кострах?! Лучше уж подумать о моральном противовесе. Оттолкнуть детей и остаться в гордом одиночестве, зато в незапятнанных одеждах, легко. Однако если всё-таки впустить всех детей в храм — да, будут шум и кавардак. Но зато там будут и сами дети.
Храм чужими руками
— Вы за бум рождаемости. И вместе с тем против многонациональных браков. А как же польза от притока свежей крови?
— Если бы смешение кровей приводило к рождению гениев, то Латинская Америка ими бы просто кишела!.. Если бы загвоздка была только в благосостоянии, Швейцария и Норвегия били бы все рекорды по рождаемости, а Африка давно вымерла. Но всё наоборот! Суть не в одном лишь материнском капитале, а ещё и в отношении людей к жизни и смерти… Тут я вспомню не рокерское, а бабушкино слово: «Страх Божий». Он исчез. А с ним — благоговение перед жизнью, в том числе и зачатой.
К тому же мы разучились не только рожать, но и работать. Даже православные храмы возводят бригады гастарбайтеров — турок или мусульман-таджиков. С одной стороны, это неплохо. Потом, случись что, они не станут разрушать такие же церкви. А с другой — мы можем стать чужими у себя дома. Поэтому я призываю верующих к профессиональному карьеризму. Любишь Россию — вкалывай так, чтобы не было стыдно! Не так давно мне казалось, что всё-таки сломали хребет народу. Десять лет назад мы были похожи на собаку, которая ещё скребёт лапами, но ни свою конуру, ни хозяйский дом охранять уже не в состоянии… Я говорил: если человека насилуют, а он никак не реагирует — это диагноз. Народ, который не может отстоять себя, — или труп, или святой... Но христианство — не одно умение подставить левую щёку после удара по правой. Это защита семьи и Родины, а ещё милосердие — не от жалости, а от осознания собственной силы. Сейчас мы вновь обретаем её. Но где милосердие, например, к своим же русским переселенцам из Средней Азии? Или к тем же гастарбайтерам и «русским иноземцам»? А ведь часто им нужно лишь наше участие… Однажды я купил в ларьке у метро связку бананов. Мимо шёл хмурый негр — студент-«афророссиянин» из Университета Патриса Лумумбы. Я не выдержал, отломил половину и протянул ему. Он остолбенел и чуть не обнял меня. Вы бы видели, как просияло его лицо!
Опубликовано: 27/06/2008