Не Бог создал ад для людей, но они создают его сами для себя
Представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион прокомментировал появившуюся информацию о том, что либеральные теологи Лютеранской церкви Дании предлагают считать ад и дьявола метафорами и признавать только существование рая.
— Это богословие следует рассматривать в общем контексте либерализации христианского догматического и нравственного учения, происходящей в недрах многих протестантских общин в течение последних нескольких десятилетий. Из христианства пытаются выбросить все, что делает его «неудобным», «некомфортным», очистить его от наследия «мрачного Средневековья». Создается некая облегченная версия христианства, в которую представление об аде и дьяволе вообще никак не вписывается.
Трагедия протестантизма изначально заключалась в следующем. Стремясь освободиться от тех напластований, которые возникли в католическом богословии в средние века, протестанты не изучили должным образом наследие отцов Восточной церкви. И сегодня, полемизируя со средневековыми представлениями об аде и дьяволе, либеральные протестанты не утруждают себя тем, чтобы ознакомиться со святоотеческим наследием и попытаться понять, как отцы Церкви представляли себе посмертное воздаяние.
А между тем восточнохристианской святоотеческой традиции была с самого начала чужда мысль о том, что ад — это место, уготованное Богом для наказания грешников. Ад не создан Богом — он создан свободной волей людей. И существует он не потому, что Бог этого хочет, а потому, что люди продолжают поддерживать его существование. Они сначала создают его здесь, на земле, а потом он продолжается в загробном мире.
— Что Вы понимаете под «адом на земле»?
— Когда человек, пользуясь своей властью над другими людьми, превращает землю в ад для них. Разве Гитлер не превратил землю в ад для тех миллионов людей, которые подвергались мучениям и пыткам в концентрационных лагерях, гибли в газовых камерах, гибли на полях сражений? Разве Ленин и Сталин не создали ад для тысяч и миллионов людей, погибших в лагерях, расстрелянных по ложному доносу или по приговору «тройки»? Разве в наши дни террористы, убивающие мирных жителей, берущие людей в заложники и отсекающие им головы, не превращают землю в ад?
И можно ли верить в то, что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелянных новомучеников и исповедников Российских и их палачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда все равно — святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли людей от смерти или убиваешь их.
— Значит, возмездие за грехи неизбежно?
— Человек несет нравственную ответственностью за свои поступки. И за грехи земной жизни он будет расплачиваться в вечности. Но посмертное воздаяние не надо понимать как обычное возмездие. Еще Достоевский устами старца Зосимы говорил: «Отцы и учители, мыслю: что есть ад? Рассуждаю так: страдание о том, что нельзя более любить». А преподобный Исаак Сирин писал о том, что грешники в аду отнюдь не лишены любви Божией. Напротив, любовь даруется всем одинаково: и праведникам в царстве небесном, и грешникам в геенне огненной. Но для первых она становится источником радости и блаженства, для вторых — источником мучения: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, будто грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников... и веселит собою исполнивших долг свой».
Таким образом, не Бог создал ад для людей, но они создают его сами для себя. Не Бог посылает в ад грешников, но сами люди, противящиеся воле Божией и восстающие против Бога, делают выбор в пользу ада. И выбор этот делается не в какой-то отдаленной эсхатологической перспективе, а в земной жизни человека. Именно здесь, на земле, начинается для одних адское мучение, а для других — «Царствие Божие, пришедшее в силе».
— Но ведь даже в богослужении Православной церкви говорится о том, что ад «упразднен» Христом после воскресения из мертвых?
— Реальность ада, его существование для грешников и даже возможность его вечного существования не противоречат вести об упразднении и разрушении ада воскресшим Христом. Ад действительно «упразднен» воскресением Христовым, то есть он более не неизбежен для людей, он не властвует над людьми. Но те, кто сознательно встает на путь противления воле Божией, кто сознательно совершает зло и грех, воссоздают разрушенный и упраздненный ад, ибо не хотят примириться с любовью Божией.
В VI веке Церковь осудила учение Оригена об апокатастасисе — всеобщем восстановлении. Согласно этому учению, в конце веков все — и праведники, и грешники — будут спасены и восстановлены в своем первозданном безгрешном состоянии. Близкой к такому пониманию была идея всеобщего спасения, которую разделяли некоторые отцы Церкви, а именно Григорий Нисский и Исаак Сирин.
Но эта идея оставляет без ответа целый ряд вопросов исключительной важности. В чем нравственный смысл всей драмы человеческой истории, если добро и зло в конце концов оказываются уравнены перед лицом Божественного милосердия и правосудия? В чем смысл отделения овец от козлов на Страшном суде, если добро не является единственным и абсолютным критерием, по которому это разделение происходит, или если это разделение носит временный характер? В чем смысл страданий, молитвы, аскетических подвигов, исполнения евангельских заповедей, если праведники будут рано или поздно уравнены с грешниками?
Учение о всеобщем спасении в XX веке приобрело целый ряд авторитетных защитников в лице богословов и философов русского рассеяния. Последовательными и решительными сторонниками этого учения были протоиерей Сергий Булгаков и Николай Бердяев. Более осторожно, но все же вполне однозначно высказывался в пользу этого учения Владимир Лосский. Неоднократно защищал его в своих сочинениях и митрополит Сурожский Антоний, который считал, что если бы дьяволу удалось «создать независимое от Бога, самостоятельное вечное царство», то это была бы его победа над Богом: «параллельно с Богом он осуществит то, чего хотел, он будет нераздельный царь вечного, со-вечного ада».
Однако ни авторитет отдельных отцов Церкви, веривших во всеобщее спасение, ни авторитет современных православных богословов и философов, защищающих это учение, не придает ему легитимность в качестве учения Церкви.
Конечно, мы можем надеяться на то, что какими-то, одному Богу ведомыми путями, Он сумеет привести ко спасению все человечество. Отрицать саму возможность этого значило бы вступать в спор с апостолом Павлом, который говорит, что «Бог хочет, чтобы все спаслись» (1 Тим. 2:4). Но одно дело — надеяться, другое — утверждать со всей определенностью. И одно дело — желание Бога, другое — свободная воля человека. Бог будет всегда, вечно хотеть спасения всех людей, и до тех пор, пока это всеобщее спасение не осуществится, воля Божия будет оставаться неисполненной. Но Бог будет всегда, вечно уважать свободную волю человека и вопреки воле человека не сможет спасти его.
В этом — величайший парадокс тайны спасения. Если бы спасение зависело только и исключительно от Бога, все люди были бы спасены, и не было бы ада. Поскольку же спасение человека — плод совместного творчества, плод синергии (соработничества, сотрудничества) Бога и человека, то участие человека в деле собственного спасения необходимо.
Еще раз подчеркну: Бог не создавал ада, но люди создали его для себя, Бог разрушил и упразднил ад, но люди вновь и вновь воссоздают его. Ад воссоздается всякий раз, когда сознательно совершается грех и когда за грехом не следует покаяние.
Думаю, что лютеранским богословам в Дании и других странах следовало бы поразмыслить над словами православного богослова отца Георгия Флоровского: «Ад не миф и не речевой оборот, применяемый для устрашения... Это реальность, к которой уже сейчас по своей воле... причастны многие человеческие существа. В самом грехе таится ад, хотя пребывающему в нем эгоистичному воображению он мнится раем... Власть греха именно в отрицании созданной Богом реальности, в попытке установить иной порядок вещей, навязать иной строй бытия, который, конечно же, будет абсолютным хаосом в противовес гармонии Божественного мира, но которому упоенный и ослепленный гордостью грешник может отдать предпочтение — навечно. Бог не ставит преград «всеобщему обращению» — напротив, Он «всем человеком хощет спастися»... Непреодолимые препятствия возникают лишь со стороны твари». То есть со стороны человека. По-моему, точнее не скажешь.
Опубликовано: 28/06/2008