Наталия Нарочницкая:
«Грузия попрала все правила
и обычаи войны»
У неожиданного нападения Грузии на Южную Осетию было две цели. Первая — быстро захватить Цхинвали и показать миру, что Грузия контролирует осетинскую территорию. Вторая — объявить Россию стороной, принимающей участие в конфликте. Об этом в интервью телеканалу «Вести» заявила руководитель парижского отделения российского Института демократии и сотрудничества, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая. «Я думаю, что расчет у них был двойственный: первое — захватить молниеносным броском Цхинвали и объявить на весь мир, что они контролируют территорию. И вот это у них не получилось. Второе — объявить, что Россия является стороной в конфликте», — сказала она.
«С точки зрения защиты прав человека Грузия своей брутальностью попрала все правила и обычаи войны, потому что она с самого начала вела прицельный огонь по объектам жизнеобеспечения и по гражданским объектам. Разбомблена больница, разбомблены села. Счет жертв среди мирного гражданского населения идет на тысячи. Они препятствуют оказанию медицинской помощи. Здесь задача всех правозащитных организаций — призвать хоть к какому-то человеческому обращению », — подчеркнула Нарочницкая.
«Если говорить об историческом контексте, Грузия взяла курс на ненависть к России. Вся их историческая концепция в течение последних десяти лет пересмотрена в духе якобы вечной борьбы с Россией-угнетательницей», — отметила Нарочницкая. «Что касается автономии на ее территории, здесь важно вот что сказать: Грузия вышла из СССР неправовым путем, и нужно обязательно возвращаться на эту стадию, чтобы правильно характеризовать все, что там происходит с юридической точки зрения, — продолжила она. — Как и союзные республики, имевшие на своей территории автономии, Грузия обязана была, заявив о своем желании стать независимым государством, обязана была дать отдельные референдумы по всем автономиям, и только в случае согласия, консенсуса продолжить процедуры по выходу. Она этого не сделала, то есть отказала в праве людям на свободу волеизъявления по поводу своего государственного будущего».
Нарочницкая подчеркнула, что конфликт между Грузией и Осетией длился задолго до признания Грузии как независимого государства мировым сообществом, которое «вероломно закрыло на это глаза, признав Грузию в границах союзной республики, начертанных большевиками». Это произошло вопреки древним договорам с Россией осетинского народа, который целиком вошел в состав России за годы до того, как Грузия стала частью России. «Затем они объявили конфликт сепаратистским, как если бы он возник на территории тысячу лет существовавшего законно признанного государства. И в этом — самая основа конфликта, потому как осетины и абхазы имеют все основания считать процесс формирования Грузии как независимого государства завершенным, а их территориальный статус юридически небезупречным, потому что она вышла неправовым путем. И ясно, что те референдумы о независимости, которые проводили осетины, это реализация права, в котором отказали им грузины», — сказала Нарочницкая.
Она напомнила, что в Грузии находятся американские спецназовцы, которые обучают грузинские войска современной тактике ведения войны, передают «опыт натовских агрессий в Косове». «Саакашвили никогда бы не продолжил, после того как захлебнулось их первое выступление, если бы они не получили кивка от своих заокеанских спонсоров. И это делается, чтобы оттеснить Россию от Черного моря, потому что кому нужна Грузия, если бы не абхазское стратегическое побережье и не ворота на Кавказ — Осетия» Ясно, что с Крымской войны Запад, англосаксы, мечтал вытеснить Россию с Балтики и Черного моря. Эти две позиции и сделали ее великой державой», — отметила Нарочницкая.
«Перед Россией стоит большая задача и огромная ответственность. Осетины — заложники своей верности и любви к России, и поэтому для нас это дело не только права, но и чести, достоинства нашей страны, чтобы защитить людей, которые на нас уповают, никогда нас не предавали, воевали вместе с нами. Если Россия уступит, тогда кто же будет на нее ориентироваться? Она потеряет всех союзников», — подчеркнула она.
«Что касается прав человека, я была в Осетии два года назад на референдуме и выборах Кокойты, — рассказала Нарочницкая. — Я видела, в каком тяжелом положении из-за грузинской блокады находится Цхинвали. Там света даже не было. Мы поехали в дальние села, и вынуждены были вернуться, там выстрелы, опасно, там магазины закрыты. Мы жили в семьях, потому что не было гостиниц. Какие права человека? И это преподносится на Западе как апофеоз демократии Саакашвили».
Поскольку Грузия постоянно нарушает договоренности, по мнению Наталии Нарочницкой, «для России остается единственное правильное решение — силовым методом предотвратить гуманитарную катастрофу». России нужно «защитить права собственных граждан и дружественного нам народа». Что же касается политики США по отношению к Грузии, это обычное фарисейство, двойные стандарты». «Для чего они (США) поддерживали Саакашвили, несмотря на его эскапады, его «экстравагантные» методы наведения порядка в собственной стране? Многие наблюдатели, которые посещали регион в разное время, рассказывали, что на них производила тяжелое впечатление брутальность, воинственность, яростная ненависть, заявления, что грузинская метла выметет всех — это лозунги, которые употреблялись в прессе. Супруга Саакашвили Сандра в интервью датской телекомпании сказала: «Муж желает быть сильным грузинским лидером, как Сталин и Берия. О чем тут можно говорить?» — сказал Нарочницкая.
Власти Южной Осетии заявляют о гуманитарной катастрофе в республике, о массовых жертвах среди мирного населения, о жестоком обращении с ранеными. Правозащитники называют это военными преступлениями и требуют призвать виновных к международному суду. Как отметила Наталья Нарочницкая, «цену благородства и беспристрастности в таких делах мы уже знаем». Она напомнила, что в гаагском трибунале «судят сербов в 10 раз больше, чем хорватов и боснийских мусульман». «Надеяться на то, что Саакашвили когда-нибудь предстанет перед судом, довольно трудно, но все основания, чтобы выдвинуть против него обвинения в преступлении против человечества, предъявить тела погибших женщин, детей, стариков в деревнях и в больницах, есть основания. Если мы это сделаем, это будет правильно. И я готова приложить свои усилия, собрать документы, представить их международному сообществу», — подчеркнула она.
Что касается безрезультатных заседаний СБ ООН, он «редко когда выступал единодушно, потому что во всех таких конфликтах замешаны огромные международные контексты, интересы держав». Нарочницкая напомнила, что и Советский Союз накладывал вето. «Тут ясно совершенно, что американцы не сдадут своего сатрапа, будут голосовать против таких резолюций», — добавила она. «В течение последних 15 лет мы упустили твердую позицию в ООН, и американцы немножко привыкли делать все мимо ООН. Разрушать легче, чем восстанавливать. Здесь важно России проявлять твердость. Есть вопросы, когда России нельзя уступать, особенно когда идет речь о ее интересах, задачах быть знаменосцем справедливости и прав человека. Здесь тот случай, когда мы можем с полным правом сделать то, чего ждет от нас наш народ и осетины», — сказала Нарочницкая.
В Южной Осетии со стороны грузин практически происходил геноцид. Об этом в интервью каналу «Вести» заявила руководитель парижского отделения Российского института демократии и сотрудничества, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая.
Она привела ужасающий факт, рассказав, как во время акции агрессии со стороны Грузии в церкви Пресвятой Богородицы укрылись дети и женщины. Церковь сожгли вместе с ними.
По словам Нарочницкой, когда прицельно уничтожают женщин и детей, это первый признак геноцида. Такое в Южной Осетии уже происходило в начале ХХ века, напомнила она. «Когда же уничтожают мужчин и мальчик, например, старше 12 лет, — это чудовищно, но это борьба с будущей военной силой», — пояснила она.
Россия, по словам историка, сейчас выполняет миссию принуждения к миру и спасает регион от гуманитарной катастрофы. «У России есть миротворческие силы. В соответствиями с соглашениями 92-го и 94-го годов, прямой мандат миротворческих сил — разделять противоборствующие стороны, не давать им стрелять друг в друга. А то, что российская армия туда подошла — это потому что миротворцы по соглашениям не имеют ничего, кроме легкого вооружения, а Грузия шла с тяжелым вооружением — танками», — объяснила Нарочницкая.
России нельзя поддаваться на шантаж, потому что сейчас испытывается на прочность образ, который она проявила в смысле восстановления «своей роли и своего права защищать свои исторические интересы в зоне своей исторической ответственности», — предупредила историк.
Она также напомнила, что в свое время Осетия — и Северная, и Южная — присоединилась к нашей стране на 25 лет раньше Грузии. Северные и южные осетины — единый народ, напомнила Нарочницкая.
Опубликовано: 11/08/2008