Покрова: отзвуки чуда
14 октября — Покров Пресвсятой Богородицы
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября в Украине с особым почтением и заслуживает статуса национального праздника. Для этого имеется множество оснований — исторических, этнографических и религиозных.
Однажды древние русы, дружинники князя Аскольда, добрались челнами до Константинополя, делая попытки его осады. Византийцы негостеприимно встретили их «греческим огнем». Но потрепать окрестности великого города нашим предкам все же удалось. Поэтому в храме Влахернского предместья собрались миряне, взывая к Богородице о спасении. И она появилась перед верующими, сбросила с себя покров — омофор, укрыла им молящихся. Люди стали невидимыми для врагов… Свидетелями этого были юродивый Андрей и калека Епифаний, что и записали хронисты, как полагалось в девятом столетии, чтобы чудо было признано Церковью.
Обращенные чудом дружинники, во главе с Аскольдом, приняли святое крещение. Ничего, что потом была реставрация язычества; вскоре св. Владимир передал под божью опеку свою державу, где почитание Покрова Пресвятой Богородицы приобрело особый смысл и широкую известность.
Есть у христиан представление о том, что Сын Божий Иисус пришел как Заступник за здешних грешников, а Пресвятая Дева Мария является Искупительницей еще небесного, наипервейшего, праматеринского греха Евы. Поэтому святость ее образа особенная: к ней как Заступнице обращались в тяжкие минуты наши матери и бабушки. Считается, что она может простить самого закоренелого грешника; в византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» она облегчает страдания даже осужденных на вечные пытки обитателей ада. По христианской традиции, мужчины взывают к Пресвятой Деве исключительно в драматических ситуациях. Известно, что экс-гетман, сенатор и воевода Киевский Иван Выговский перед казнью читал акафист Богородице.
С нею связаны многие религиозные торжества (Пречистая, Благовещение, Успение), поэтому в православных песнопениях Богородицу называют «всех времен года благословением». В народном творчестве эта грань ее образа объединилась с древними языческими представлениями о богине земли, богине-матери Ладе. Траву она укрывает листьями, небо — облаками, землю — снегом, воду — льдом, девицу же покрывает свадебным венцом, ибо считается покровительницей и защитницей замужества. Покровским вечером девушка перед образами читала старинную молитву, прося Богородицу этой же осенью накрыть ей голову «хустиною», то есть сделать женой «з гарною дитиною», и чтобы свекор и свекровь приняли ее как родную: «Святая Покрівонько, покрий мені голівоньку. Не стежкою, не квіткою, а чесною наміткою». Ведь она, выйдя замуж, никогда уже не покажется на людях с непокрытой головой… По народным представлениям, земля-мать тоже просит Покрову накрыть ее «білою наміткою». Если в середине октября выпадет снег, это — на счастье молодоженам.
К Покрове следует завершить все полевые работы. В Карпатах именно тогда возвращаются домой с пастбищ овечьи стада. Козаки же в эти дни выбирали нового отамана.
Наследуя боевой дух древних русов, запорожцы в то же время были набожными, как и все украинцы. Вольные козаки глубоко чтили Покрову. Потомки язычников, от чьей воинственности Пресвятая Дева спасла в храме мирных людей, по воле Всевышнего становятся ревностными защитниками веры христианской, исповедниками культа Покрова Пресвятой Богородицы! Во славу ее всегда устраивали церковь в самой Сечи. Под Покровом Богоматери запорожцы не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии.
Вот как это описывал непревзойденный знаток истории козаков Дмитрий Яворницкий: «Выискав какой-нибудь величественный остров на берегу Днепра или высмотрев некий возвышенный «рог», т.е. мыс на берегу реки… выбирали самое красивое и открытое место и на нем прежде всего возводили церковь, чаще всего во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а потом уже сооружали другие необходимые для жилья постройки».
Покровскую церковь не обошла трагическая участь самой Сечи. После разгрома ордой в 1659 г. Самарско-Никольского монастыря «со шпиталем, звоницей и школой» первая церковь была построена «на новой Сичи, Чортомлыцкой, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта была окончена в сентябре, а богослужение в ней начато первого числа октября (14-го по новому календарю), в день храмового праздника Сичи». Но в 1709-м святейшая для «товариства» церковь была уничтожена московским войском вместе с самой Сечью как месть за поддержку гетмана Мазепы кошевым отаманом Костем Гордиенко. При этом уже не «басурманами», а единоверцами «из сичевой церкви взяты были — резной с царскими вратами иконостас с поставными иконами и с Деисусом, написанными на досках и на полотне: восемь больших и малых колоколов, три железных с церкви креста, одно евангелие», и даже свечи, воск и ладан. Упоминая об этом в своей «Истории запорожских козаков», Д.Яворницкий наверняка и не помышлял, что подобное может повториться в цивилизованном ХХ столетии. Но печально известны недавние трагедии сотен храмов, среди них — Михайловского Златоверхого.
Едва ли не большинство церквей в пределах «вольностей запорожских» были, а некоторые остались и поныне Покровскими. Их возводили в селах и слободах, центрах паланок, на речках Берде, Самаре, Вовчей, Саксагани. Поначалу там собирались одни военные — козаки, но потом и местные обыватели. Как тогда говорили, они слушали «службы, учились Божьему слову и добрым порядкам в жизни». Даже в урочище Кагальник при впадении Дона в Азовское море была походная церковь Покровы. И не только на землях запорожских: последний кошевой отаман Петро Калнышевский «на свой кошт» построил в Ромнах (1764) церковь Покровы Богородицы «с резным многоярусным позлащенным иконостасом и с богатыми в серебряных шатах иконами». Живописные работы, драгоценные «ризы» и «шаты» создавались стараниями и на средства старшин, всего «товариства» и отдельных козаков. Воин мечтал, если Бог даст дожить до старости, завещать свое добро Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому монастырю, а самому уйти туда послушником. Нередко после молитвы козаки прикрепляли к иконам, в память о себе, золотые и серебряные вещицы и украшения — традиция, между прочим, западная.
Иконы в Покровских церквях — не только сакральные символы и произведения искусства. Сегодня они в определенном смысле также исторические, этнографические памятники. Под омофором Богородицы портретно изображены гетманы, старшины, а также простые козаки в мирное время, как охотники, рыболовы, кашевары. Этим подчеркивалась склонность козаков к хозяйственным делам на зимовках в паланках, что приличествует христианину… В общем же на склоне своей истории Сечь в значительной степени демилитаризовалась. Войсковая рада в 1766 г. постановила завести при церквях — Сечевой, самарской и других — «приходские школы для обучения в них мальчиков грамоте, письму, закону Божию, молитвам и устроить шпитали для калек и нищих».
От самих же духовных лиц требовались «начитанность в слове Божьем, красноречие, голосистость, особенно от дияконов, и трезвость; сам начальник запорожских церквей (возможно, архиерей — А.Т.) должен был каждый воскресный и праздничный день говорить проповеди, непременно наизусть, на малороссийском языке; не подходивших к этим требованиям запорожские козаки тот же час высылали из Сичи». Кстати, Д.Яворницкий заметил, что немалое время в Сечевой Покровской церкви священником был Кирилл Тарловский, воспитанник Киево-Могилянской академии, в прошлом — духовник и учитель Екатерины Второй.
По поводу духовной ориентации почитателей культа Покровы обычно сдержанный и некатегоричный Д.Яворницкий высказывается вполне определенно: «Запорожские козаки всегда считали свою церковь независимою в отношении высшей духовной русской иерархии… Но такая автономия, естественно, не могла нравиться русскому правительству, и поэтому со времени присоединения козаков к России, после 1734 года, правительство, постепенно прибирая к рукам запорожцев, старалось лишить их, между прочим, и церковной автономии… Нравственная зависимость запорожской церкви признавалась только от Киевского Межигорского монастыря». Эта духовная связь, подчеркивает историк, прерывалась лишь временно, с 1709-го до 1734 года, когда запорожские козаки были «под протекцией Крымского хана». Другой летописец козацкой истории, Аполлон Скальковский, цитирует письмо к игумену этого монастыря, где запорожцами высказана наивная, но искренняя уверенность: «Не будет церковь Божия и наша отлучена от монастыря Межигорского Киевского, пока в Днепре воды и нашего войска Запорожского станет». Подчинение Сечи монастырю закреплялось договором: «…чтоб ныне и завше из монастыря Межигорского Киевского, а не другой обители святой, священники присылались, Божьи службы у Покровы Пресвятой Богородицы, в церкви святой нашей запорожской и все духовные правила спасения, войску надлежащие, отправляли и духовными отцами товариству были».
Глубокая историческая связь сакрального феномена Богородицы с Украиной, особое почитание у нас православного культа Покровы, богатство его обрядов, разнообразие относящихся к нему обычаев… Предостаточно оснований считать день 14 октября национальным праздником.
Опубликовано: 29/09/2008