Сергей Арсеньевич Виноградов
Служение Богу через красоту, претворениие ее в жизненную форму реальности есть подвиг угодный Богу. Видеть красоту Божьего мира, «создание рук Его», может каждый. Это удел каждого человека. Далеко не все способны запечатлеть ее в красках, в музыке или в словосочетании поэтической возвышенности. Один из таких избранных — талантливый художник Сергей Виноградов. Он обладал душой,стремящейся очистить свое внутреннее око, чтобы видеть Божие творение в его красоте и запечатлеть в своих картинах, передать «это виденное» другому, живой души человеку.
Русский импрессионист
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Матф.5:8
Сергей Арсеньевич Виноградов (1869–1938) принадлежит к поколению Русских художников, испытавших всю тяжесть потрясений Октябрьского переворота в России 1917 года. В послереволюционное время искусство целой плеяды талантливых мастеров оказалось ненужным, и многие из них покинули Родину. Виноградов выехал с выставкой русских художников в Америку и уже не вернулся в Москву,поселившись с осени 1924 года в Латвии. Талант его был многогранен — живописец, педагог, общественный деятель, автор интересных воспоминаний о русской культуре начала ХХ века. Особое место в его творчестве заняли картины церковной тематики. Конечно, как пейзажист он в первую очередь изображал красоту соборной архитектуры в гармонии с окружающей природой. Все его полотна пронизаны идеей создания мира Творцом, служения человека Церкви. Выходцу из семьи священника эта тема была близка и понятна, и художественный интерес к ней проявился еще в студенческие годы. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1884 году он написал конкурсную работу «Утро в монастыре. ХVII век» и, хотя, у юноши ещё не было опыта в создании исторической картины, однако проявилось желание понять жизнь своих персонажей, ушедших от мирской жизни в монастырь.
Виноградов относился к молодому, пытливому поколению конца ХIХ века и в своих картинах на бытовую тему использовал новые достижения живописи, в частности импрессионизма. Реалистические сюжеты его картин оживляли свет и воздух. В начале ХХ века он много ездил по России, изображал дворянские усадьбы, из которых две картины отмечены на международных выставках в Мюнхене, где художник получил золотые медали. Тогда же ему присуждают на Родине звание академика.
По прежнему он работает много и над темой Церкви. Лучшие картины — «Московская церковь» с сугробами снега и протоптанной дорожкой, «Яблони в цвету» с лазурным небом и падающими на стены храма тенями от деревьев, «У Иверской». Незадолго до отъезда с Родины он изобразил Марфо-Мариинскую обитель, построенную в Москве. Картина в 1924 году была представлена на выставке в Нью-Йорке и приобретена знаменитым композитором С. Рахманиновым, поселившимся в доме на берегу реки Гудзон.
В картинах Виноградова латвийского периода чувствуется прежнее трепетное отношение к каждому деревцу, травинке, пригорку, цветущей поляне, и в этом сказывалось особое почитание Творца. «Нет красок, нет слов выразить, что творится в природе, — писал художник, — стоят дни такой красоты. Трепещут на солнце розово-красные осины, горят золотом березы, тут же хмурые высокие ели и молоденькие елочки стройные стоят, точно колоколенки».
Через хлебные поля по пыльной дороге идут крестьянки-паломницы с сосредоточенными лицами «К Преподобному» (1893). Что заставляет человека обращаться к Церкви? Идут туда люди как к последнему прибежищу и надежде.
Дети. 1895
|
Старая церковь в Плесе. 1989
|
Сын Святой Руси
Больше всего любил он праздник Пасхи, ассоциирующийся с жизнью, исполнением надежд, верой в будущее. Вот картина «Светлая заутреня»: выходят из храма прихожане с огоньками в Великий Четверг, надо донести огонь до дома. А Великая Пятница, самый скорбный день. «В церкви напряжение молитвенности и скорби доходят до предела. Тишина, все утихло, сосредоточилось. Веками скопилось, сложилось углубленное чувствование, святость его и как оно нарастало, и какой радостью разрешалось — светлым Воскресением! Великим праздником Весны,» — так опишет свои чувства Виноградов в статье «Пасха в Москве».
В последний период творчества Виноградов часто выезжал в восточную часть Латвии. В Латгальской провинции он находил мотивы для своих картин и на выставке в 1935 году в Риг посетителей поразили солнечные восходы и закаты, летние кучевые облака над лесами, озерами, хуторами, перелесками, тяжелые темные волны реки Даугавы, цветущие сады с бело-розовыми яблоками и россыпью сирени, старинные дворянские усадьбы. И среди этого великолепия гармонично смотрелись крепкие крепостные стены, белые высокие звонницы с колоколами, синие бархатные купола с золотыми крестами Псково-Печерского монастыря. Картины были выполнены во время поездки в святыню Русского Православия. Из них несколько украсили альбом о монастыре, изданный в 1929 году в Риге совместно с профессором В. Синайским.
В отзыве о персональной выставке писалось: «Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».
В конце жизни художник хотел запечатлеть на полотне службу рижского и латвийского Архиепископа Иоанна Поммера в главном православном Христо-Рождественском соборе. Но идею претворить не удалось из-за мученической смерти Архиепископа Иоанна в Октябре 1934 года.
Сохранились собственные записи последних лет его плодотворной жизни. Вот записи его последней осени.
Озеро в лесу
|
Вечер ранней весны
|
Осень жизни
«Золотая осень в неописуемой красе! Вода в озерах стала темно-синяя, а небо глубокое, темно-голубое… В липовую старую аллею как войдешь — она полыхает золотом… Все время в восторженном волнении от этой несказанной красоты я. А в дом войдешь — пахнет яблоками, антоновкой. Яблоки повсюду: на подоконниках глубоких окон… на столах, на полу в нежилых сейчас комнатах… А в кухне маринуют боровики, солят рыжики, все впрок на зиму. А пахнет-то как хорошо этими солениями. Никуда не хотел бы ехать из деревни. По луговинам, по жнивьям стелется паутина. В поле копают картошку, и на фоне серой земли яркими пятнами горят платки и платья копающих баб. Кончаются последние деревенские работы на полях. Взошли уже изумрудные озими. Что за краски всюду сейчас… Как хочется жить и писать…»
Осень 1937 года стала последней в земной жизни Сергея Арсеньевича. День ото дня его самочувствие ухудшалось. Он уже почти ничего не слышит и постоянно прихварывает. В Январе 1938 года умер Высоцкий, и художник всю дорогу до кладбища шел с непокрытой головой. Через несколько дней он тяжело заболел воспалением легких. Слабый организм не мог долго бороться с недугом и 5 Февраля Виноградова не стало. Прожив в Риге немногим больше тринадцати лет, он до последнего вздоха оставался истинно русским художником.
А в некрологе говорилось: «До самого последнего дня своей жизни С.А. Виноградов жил только искусством». Иными словами — он жил красотой!
Опубликовано: 13/10/2008