Александр Галич. Путешествие по лабиринтам души
«Каждая его песня — это одиссея, путешествие по лабиринтам души советского человека», — писал Владимир Буковский об Александре Галиче. Сам поэт говорил: «Мне кажется, что если мы не примем формулу, что мир дал трещину, и трещина прошла через сердце поэта, то вообще поэзия не существует».
90 лет назад, 19 октября 1918 года, родился Александр Галич — поэт, драматург, исполнитель собственных песен. Он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой).
Настоящая фамилия поэта — Гинзбург. Галич — псевдоним, составленный из букв фамилии, имени и отчества. Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской семье. В 1923 году с родителями переехал в Москву. Семья поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». Галич вспоминал: «Все мальчишки нашего двора знали, что мы живем в доме поэта Дмитрия Веневитинова, где Пушкин впервые читал «Годунова». Мы не знали стихов Веневитинова, не все еще умели читать, но Пушкин, «Борис Годунов» — это нам было понятно. Понятнее, чем частушки и блатные песни... Дом наш в Кривоколенном был суматошный, бесконечные гости, всегда кто-нибудь ночевал из приезжавших, и папа, и мама работали. Они не были конторскими служащими, поэтому работа была не регламентирована, т. е. длилась гораздо больше обычного рабочего дня, общения с ними в детстве было мало, близость пришла позднее...».
После окончания школы Александр Галич поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского. Но бросил оба ВУЗа. В 1939 году перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека, где состоялся его дебют в драматургии — он был одним из авторов спектакля «Город на заре». Затем началась Война… На фронт Галича не взяли из-за врожденного порока сердца. В это время он работал в передвижном театре под руководством Плучека и Арбузова, написал для театра еще несколько пьес: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орлёнок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».
Сочинять песни Галич начинает с конца 1950-х. Наступил перелом в его творчестве — успешный на тот момент драматург и сценарист Галич все больше попадает в немилость советской власти. В «Современнике» запретили постановку его «Матросской Тишины». Ему было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали. Но его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР. Это стало окончательным крахом. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства, его не брали.
В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР…
Белла Ахмадулина написала в 1999 году: «Когда я вспоминаю его красивое, печальное, доброе лицо, я словно издалека любуюсь им, но более думаю о том, что его труды, его сочинения, отважный поступок всей его жизни и трагический подвиг его отъезда, а он был трагический на самом деле, все это еще подлежит обдумыванию, и не сомневаюсь, что люди, которые не имеют столь долгого опыта, совсем молодые люди, еще обратят свое любящее, благосклонное внимание на образ этого замечательного человека, что во времени, которому я современник, безусловно, занимает большое и значительное место».
Опубликовано: 23/10/2008