Юрий Саульский:
«Джаз — это моя музыка
на всю жизнь»
80 лет назад — 23 октября — в Москве родился Юрий Сергеевич Саульский. Талантливый композитор, пианист и дирижер, народный артист России. Автор многих популярных песен, музыки для театра и кино, активный музыкально-общественный деятель и педагог, написавший учебные пособия по оркестровке. Он говорил: «Джаз — это моя музыка на всю жизнь».
Именно Саульский впервые принес на советскую эстраду джазовые ритмы и заставил всех распевать песни «Черный кот», «Татьяна плюс Сергей», «Счастье тебе, земля». Он создал ряд джазовых произведений, среди которых: «Композиция», «Бесконечное объяснение», «Диалоги» (для оркестра Кролла), джазовая сюита для биг-бэнда (исполнял оркестр Чешского радио, американский биг-бэнд Гарвия), «Предчувствия» (исполнял ансамбль «Аллегро»), ряд джазовых тем, в том числе «Печальная баллада», «Задумчивый блюз» (исполняли Николай Денисов, Лариса. Долина). Саульский — автор музыки к спектаклям «Вся королевская рать», «Глазами клоуна» (Питера Устинова), а также сюиты «Карл Набэл» для ансамбля «Мелодия».
Юрий Саульский окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу композиции. И вдруг, отказавшись от манящих перспектив и четко выстроенной карьеры в области академической музыки, ушел в мир эстрады и джаза, чем шокировал своих педагогов. Он четко знал, к чему стремился: «Какой-то другой, отдельной от всего сферой стал для меня джаз. Причем буквально с детства. Когда я впервые услышал Эллингтона, Цфасмана, Варламова, джаз Утесова, я понял, что это особая, таинственная музыка, и полюбил ее. Джаз — ровесник ХХ века, во многом даже его художественная примета. Этот динамичный импровизационный жанр существенно повлиял и на творчество композиторов-классиков — таких, как Стравинский, Хачатурян, Щедрин. А в моей жизни были как бы две непересекающиеся прямые: я получил академическое образование: играл на рояле, виолончели, валторне, окончил теоретико-композиторский факультет консерватории, но продолжал любить джаз. В конце концов, эти непересекающиеся, казалось бы, линии пересеклись: мое джазовое нутро и академическое образование перестали противоречить друг другу».
Юрий Саульский руководил джазовым музыкальным оркестром Центрального Дома работников искусств (с Георгием Гараняном и Майей Кристалинской), завоевавшим серебряную медаль. В 1960–1962 годах главный дирижер Московского мюзик-холла, затем руководитель джазового ансамбля «ВИО-66» (среди участников Алексей Козлов, Игорь Бриль). В 1962 году он был принят в Союз композиторов.
В 1970-х годах, отказавшись от дирижерской деятельности, Юрий Саульский полностью отдал себя композиторской и общественной деятельности. Он участвовал во многих международных фестивалях, в том числе в Варшаве, Чехословакии, Югославии, Америке. А с 1978 года сам стал организатором джазовых фестивалей и занял пост президента МДА (Московского джазового ангажемента). В 1970–80-х годах Саульский был секретарем Союза композиторов, в 1987–91 председателем джазовой комиссии Союза композиторов Москвы.
Опубликовано: 24/10/2008