Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине
[1] [2]
Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА).
В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы — «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием».
В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г.
Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. — сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. — инспектор КДА, а с 1910 г. — главный редактор «Трудов КДА».
В 1909 г. Д.И.Богдашевский овдовел, после чего принял решение стать священнослужителем. В 1910 г. он был рукоположен во диакона, затем — во иерея. В том же году во внимание к церковно-научным заслугам возведен в сан протоиерея. В 1912 г., в связи с 25-летием научной деятельности протоиерей Димитрий Богдашевский был удостоен звания заслуженного ординарного профессора КДА. В 1913 г. в связи с юбилеем отца. Димитрия Богдашевского вышел в свет специальный Киево-Могилянский Сборник. 24 сент. 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) протоиерей Димитрий Богдашевский был пострижен в мантию с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита.
29 июля 1914 года архимандрит Василий (Богдашевский) был назначен ректором КДА, став, таким образом, последним ректором Академии до ее закрытия. Одновременно архимандрит Василий по старинной традиции стал настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря, в котором размещалась Академия. 6 августа 1914 г. в киевском Софийском соборе архимандрит Василий (Богдашевский) был хиротонисан во епископа Каневского, второго викария Киевской митрополии. В том же году избран почетным членом Московской Духовной академии, в 1915 г. — почетным членом Петроградской и Казанской Духовных академий. С 1914 г. епископ Василий также являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского общества.
В дореволюционные годы епископ Василий был награжден государственными наградами Российской империи: орденами св. Владимира 3-й (1913 г.) и 4-й (1910 г.) степеней, св. Анны 1-й (1916 г.), 2-й (1906 г.) и 3-й (1897 г.) степеней, св. Станислава 2-й (1902 г.) и 3-й (1894 г.) степеней, а также медалями в память Александра III (1896 г.) и 300-летия Дома Романовых (1913 г.).
Февральскую революцию 1917 г. владыка Василий встретил вполне сочувственно. От лица профессорско-преподавательской корпорации КДА он направил на имя главы Временного правительства князя Г.Е.Львова поздравительную телеграмму. В ней выражалась надежда, что новая власть «будет содействовать возрождению церковной жизни, развитию православного христианского просвещения и поведет дорогую Родину к победе над врагом, к величию и славе, к устроению государственной и общественной жизни на высоких началах христианской свободы и правды». В ответ князь Львов прислал телеграмму, в которой, в свою очередь, пообещал: «Приложу все старания послужить благу Святой Православной Церкви и дорогой Родине». Ректор КДА также направил приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н.Львову, после чего и от него получил обещание «послужить возвеличению Святой Христовой Церкви».
После Февральской революции 1917 г. в КДА происходит ряд перемен в духе революционного времени. Так, 8 марта 1917 г. на заседании Совета КДА было принято решение ввести в его состав доцентов, и.о. доцентов и внештатных профессоров, был восстановлен в профессорском звании и вновь введен в состав Совета В.Экземплярский. В марте 1917 г. на Совете КДА обсуждался проект изменений в уставе Академии. В Киеве в это время начали усиливаться националистические настроения, в связи с чем распространилось движение за «украинизацию» многих сфер жизни. Однако на Совете КДА отмечалось, что быстрое введение украинского языка в богословие пока еще невозможно по объективным причинам (отсутствие разработанной терминологии и проч.). Тем не менее, КДА принимала на себя обязательство по разработке этого вопроса и декларировала возможность преподавания в Академии ряда дисциплин и написания диссертаций на украинском языке. В это же время было принято решение о вхождении КДА в состав Рады объединенных общественных организаций Киева.
Одним из «революционных» проектов КДА стало предложение об открытии в Киеве Высших богословских курсов для женщин, с которым в июне 1917 г. выступили профессора Дроздов, Завитневич, Маккавейский, Мищенко, Мухин, Розов, Рыбинский, Скабалланович и др. Совет КДА поддержал это предложение и обратился в Синод с просьбой благословить открытие курсов. Однако начавшаяся вскоре Гражданская война так и не позволила реализовать эту инициативу.
В целом, возглавляемая епископом Василием КДА ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России. По этой причине Академия демонстрировала неприятие «украинизаторских» проектов новообразованной Украинской Центральной Рады и выступила против ее сепаратистского курса. Несмотря на то, что часть преподавателей КДА проявляла умеренно-националистические настроения, 20 сентября Совет Академии одобрил текст записки, подготовленной профессорами Мухиным и Маккавейским. В ней выражался протест против насильственной «украинизации» и осуждалась политика Центральной Рады. В записке говорилось о недопустимости развала единого Российского государства и выражалась мысль о том, что оптимальным для Украины вариантом политического устройства могла бы стать автономия, но не полная независимость.
Несмотря на обещания Временного правительства, оказание материальной помощи духовным школам со стороны властей было прекращено, и положение КДА стало крайне тяжелым. Преподаватели и студенты бедствовали. Академия была вынуждена прекратить издание «Трудов КДА»: в сентябре 1917 г. вышел последний выпуск, объединявший номера с 9 по 12 (с сентября по декабрь). В нем были опубликованы и две последние работы еп. Василия — статья «Неповрежденность четвертого Евангелия» и перевод с латинского труда Блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов».
После Октябрьского переворота 1917 г. и падения Временного правительства КДА была вынуждена искать компромисс с националистической Центральной Радой. Это послужило причиной принятия ряда мер по «украинизации» Академии. В частности, после обсуждения на Совете КДА владыка Василий просил св. Патриарха Тихона и Синод дать благословение на открытие в Академии трех новых учебных кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы. Планировалось также открыть в КДА кафедру западно-русского права. Одновременно с этими инициативами епископ Василий от лица КДА обратился в Генеральный Секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании Академии.
Нововведения в КДА привели к выходу из числа членов правления Академии ряда видных профессоров, несогласных с курсом на «украинизацию» духовной школы —Титова, Рыбинского и Маккавейского (последние двое, однако, вскоре вновь были избраны в состав правления).
Тема предстоящей «украинизации» КДА была отражена и в проекте нового устава Академии, который был представлен ее Совету 14 января 1918 г. профессорами Кудрявцевым, Рыбинским и Четвериковым. Помимо риторики об исторических связях Киевской академии с казачеством и гетманами проект содержал пункт, предусматривавший разработку и последующее использование в учебном процессе украинской богословской терминологии. Однако работа над новым уставом затянулась, и он был принят только лишь при гетмане Павле Скоропадском.
Ожесточенные военные действия в районе Киева в январе 1918 г. заставили руководство КДА полностью прекратить занятия. 10 января 1918 г. все 182 студента Академии были распущены по домам на неопределенный срок.
Центральная Рада так и не смогла обеспечить финансирования КДА, банковские счета Академии в условиях революционной разрухи пропали, в результате чего ее материальное положение стало драматическим. В 1918 г. из-за систематического недоедания, граничащего с голодом, и проживания в неотапливаемых помещениях епископ Василий сильно занемог. Тем не менее, он продолжал осуществлять руководство КДА, занятия в которой возобновились после установления на Украине режима гетмана Павла Скоропадского.
В условиях, когда церковную власть законного митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) оспаривала сформированная националистически настроенными клириками т.н. «Всеукраинская Православная Церковная Рада» (ВПЦР), епископ Василий оставался на строго канонических позициях. Наряду с другим викарным архиереем Киевской митрополии — епископом Уманским Димитрием (Вербицким) он отказался от предложения раскольнической ВПЦР возглавить Киевскую митрополию вместо митрополита Владимира.
29 января 1918 г. в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры епископ Василий участвовал в отпевании и погребении в Крестовоздвиженской церкви Лавры священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, убитого безбожниками.
22 февраля 1918 г. Патриарх Тихон и Священный Синод приняли решение о назначении епископа Каневского Василия управляющим делами Киевской митрополии, однако, владыка Василий отказался принять это назначение.
В работе Поместного Собора 1917–1918 гг. епископ Василий участия не принимал, однако, участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора, проходившего в 1918 г. в Киеве. Владыка Василий возглавлял сформированную Собором Учебную комиссию. Первая сессия Собора была краткосрочной, ее работа была прекращена в результате январского 1918 г. наступления большевиков на Киев. Но впоследствии, в период 2-й и 3-й сессий Всеукраинского Церковного Собора, епископ Василий продолжил свое участие в работе Собора.
[1] [2]
Опубликовано: 17/11/2008