Вы здесь

Незнайко

НезнайкоНачинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, рядом чеснок толченый; с одного боку режь, в чеснок макай да ешь.

Жил-был купец, и был у него сын умный, да красивый. Когда начал сын подрастать и отцу помогать, случилась у них беда — умерла милая матушка. Погоревал отец погоревал, да и женился на другой женщине.

Прошло несколько месяцев, стал купец собирать свои корабли в чужие земли за товарами и приказывает сыну хорошенько смотреть за домом и торговать без него, как следует.

Просит купеческий сын:

— Батюшка! Пока ты не уехал, поищи мое счастье!

— Сын мой любезный, — отвечает старик, — где же я его найду?

— Мое счастье недолго искать, — отвечает молодец, — как встанешь завтра поутру, выйди за ворота и первую встречу купи и отдай мне.

На другой день встал отец ранешенько; вышел за ворота, и попалась ему первая встреча — тащит мужик грязного, замученного жеребенка собакам на съедение. Торговался купец с мужиком, торговался, ну и купил жеребенка за рубль. Привел заморыша во двор и поставил на конюшню.

Спрашивает купеческий сын:

— Ну что, батюшка, нашел мое счастье?

— Найти-то нашел, да больно уж плохое!

— Стало быть, так надо! Каким счастьем Господь наделил, таким и владеть буду!

Вот отправился отец в чужие земли, а сын стал в лавке сидеть да торгом заниматься, но каждый Божий день, едет ли в лавку, домой ли возвращается, — всегда зайдет к своему конику.

Так бы и жил себе купеческий сын- не тужил, только невзлюбила его злая мачеха.

Принялась искать она колдунью, чтобы погубить пасынка. Нашла одну старую ведьму, которая дала ей волшебного зелья и подучила положить его под порог дома в то самое время, когда паренек вернется в избу.

Возвращаясь из лавки, зашел купеческий сын в конюшню и видит — стоит его жеребенок по колени в слезах; огладил он его и спрашивает:

— Что, мой добрый конь, плачешь, а мне ничего не скажешь?

Отвечает жеребенок:

— Ах, Иван, купеческий сын, мой любезный хозяин! Как же мне не плакать! Мачеха хочет извести тебя. Когда пойдешь домой, на порог не ступай, а прежде себя кинь на ступень витой поясок с рубахи.

Купеческий сын послушался; только поясок ступеней коснулся, как разорвало его на мелкие кусочки.

Иван виду не подал мачехе, что ведает ее злобу. На другой день пошел он в лавку, как ни бывало, а мачеха в то же время — бегом к колдунье. Старуха приготовила ей другого зелья и велела положить в квас.

Вечером, идучи домой, зашел купеческий сын в конюшню и видит — опять жеребенок стоит по коленки в слезах.

Огладил его и спрашивает:

— Что, мой добрый конь, плачешь, а мне ничего не скажешь?

— Как мне не плакать, как не тужить, хозяин милостивый, хочет мачеха тебя совсем извести. Смотри, как в горницу придешь да сядешь за стол, мачеха поднесет тебе в стакане квас душистый, ты его не пей, как бы тебе пить ни хотелось, а вылей его в окно. Сам тогда увидишь, что за окном поделается.

Иван так и сделал. Только вылил питье за окно, как начало землю рвать. Он и тут не сказал мачехе ни слова.

На третий день отправляется он в лавку. А мачеха опять к ведьме. Дала ей старуха на этот раз волшебную рубашку.

Вечером, идучи домой, зашел купеческий сын в конюшню и видит — стоит его добрый конь по коленки в слезах.

Огладил его и спрашивает:

— Что, мой добрый конь, плачешь, а мне ничего не скажешь?

— Как мне не плакать, хозяин добрый, хочет тебя мачеха сжить с белого света. Слушай же, что я тебе скажу, как придешь домой, пошлет тебе мачеха в баню рубашку, ты рубашку на себя не надевай, а накинь на березу, около двери.

Вот пришел он в горницу, вышла мачеха и говорит ему:

— Не хочешь ли попариться? У нас баня готова.

— Хорошо, — ответил Иван и пошел в баню.

Немного погодя, приносит ему мальчик чистую рубашку.

Как только накинул ее молодец на березоньку, почернела она, что головешка. А как снял Иван заколдованную рубашку с деревца и в печку бросил, так оно сразу и ожило а печь в мелкую пыль рассыпалась.

Видит мачеха — ничто не берет пасынка. Побежала она снова к ворожее и просит, и молит ее убить юношу.

Отвечает старуха:

— Пока конь его жив будет — ничего сделать ему нельзя! А ты притворись больной, а как муж твой из-за моря вернется, скажи ему, — видела-де я во сне, что надо зарезать нашего жеребенка да его мяса поесть, тогда и хворь пройдет.

Пришло время купцу возвращаться, сын собрался и пошел ему навстречу.

— Здравствуй сынок! — говорит отец, — Все ли у нас дома благополучно?

— Все хорошо, батюшка, только хозяюшка наша больна.

Выгрузил купец товары. Приходит домой-жена лежит на постели. Ни рукой, ни ногой не шевелит, только охает.

— Тогда — говорит — поправлюсь, когда сон мой исполнишь и конским мясом меня накормишь.

Муж тотчас согласился и вызывает сына:

— Ну, сынок, придется зарезать твоего конька, мать больна, надо ее вылечить, а другого способа нет.

Иван, купеческий сын, горько заплакал:

— Ах, батюшка, ты хочешь отнять у меня последнее счастье!

Сказал и пошел на конюшню.

Жеребенок увидел его и стал говорить:

— Любезный мой хозяин, я тебя отводил от трех смертей, избавь ты меня хоть от одной. Попроси у своего отца в последний раз на мне проехаться, погулять в чистом поле с добрыми товарищами.

Просится сын у отца в последний раз покататься на своем коне, отец позволил.

Иван, купеческий сын, сел на коня и поскакал в чистое поле позабавиться со своими друзьями-товарищами, а после написал отцу такую записку: «Лечи-де мачеху-обманщицу плеткой шелковой, кроме этого лекарства, ее ничем не вылечишь!».

Послал эту записку отцу с одним из товарищей, а сам поехал в чужедальние страны.

Купец прочитал письмецо да пригрозил злой бабе плеткой — та вмиг на ноги встала, живехонька и здоровехонька!

Едет купеческий сын по чистому полю, по широкому раздолью, видит — гуляет стадо коров.

Говорит ему добрый конь:

— Иван, купеческий сын! Пусти меня погулять на воле. Выдерни из моего хвоста три волоска. Когда я тебе понадоблюсь — только зажги один волосок, я тотчас явлюсь перед тобой, как лист перед травой! А ты, добрый молодец, ступай к пастухам и купи у них бычью шкуру и нарядись в нее, а на голову бычий пузырь надень, и где бы ты ни был, и о чем бы тебя не спрашивали, на все один ответ держи: «Не знаю».

Иван, купеческий сын, так и сделал. Отпустил коня, нарядился, как пугало, и пошел к морю.

А по синему морю в ту пору корабль бежал. Увидели моряки этакое чудище — зверь-не зверь, человек-не человек. Подплыли к нему на лодочке и стали выведывать, кто он есть таков, какого роду-племени. Иван, купеческий сын, один ответ ладит: «Не знаю».

— Коли так, будешь же ты Незнайкою!

Взяли его корабельщики на свой корабль и поплыли в свое королевство. Долго ли, коротко ли — приплыли в стольный город и пошли к своему королю с подарками, и Незнайку с собой прихватили.

Сбежалось народу на него глазеть видимо-невидимо. Стал король его выспрашивать, что он за человек такой, из каких земель.

А Иван знай свое отвечает:

— Не знаю да не знаю.

Король плюнул и отправил Незнайку в сад, вместо чучела ворон пугать, но кормить его наказал вкусно, со своего королевского стола.

У того короля было три дочери. Старшие хороши, а меньшая — еще лучше! В скором времени захотел взять в жены меньшую дочь арапский принц и пришел к королю с такими угрозами: «Если не отдашь мне ее по доброй воле, то силой возьму!».

Королю это не по нраву пришло, отвечает он арапскому принцу:

— Начинай войну, а все решит суд Божий!

Собрал королевич силу несметную и обложил государство со всех сторон.

Тут Незнаюшко сбросил с себя шкуру. Снял с головы пузырь, вышел в чистое поле, подпалил волосок и крикнул громким голосом, богатырским посвистом. Откуда ни возьмись, его чудный конь бежит, земля дрожит:

— Гой, еси, добрый молодец, что так скоро меня требуешь?

— На войну пора, — отвечает ему Иван.

Сел Незнаюшка на своего доброго коня, а конь его и спрашивает:

— Как высоко тебя нести, в половину дерева или выше леса стоячего?

— Неси поверх леса стоячего!

Конь поднялся от земли и полетел на вражье воинство.

Наскочил Незнайко на противника. У одного саблю выхватил, у другого золотой шлем с головы сдернул и пошел разить неприятеля, словно траву косит. Только знай летят враги в разные стороны.

Король с королевнами с городской стены смотрят, удивляются:

— Что за витязь такой? Откуда взялся? Уж не сам ли святой Георгий нам помогает?

А того и в мыслях нет, что это тот самый Незнайка, который у них в саду птиц пугает!

Много войска побил Незнаюшко, да не столько побил, сколько конем потоптал, а принца арапского со свитой отправил в обратный путь.

После этого побоища великого подъехал он к городской стене и спрашивает:

— Ваше королевское величество! Угодна ли Вам моя услуга?

Король его поблагодарил, к себе в гости звал, на Незнайко его не послушался, ускакал в чисто поле, отпустил доброго коня, а сам снова в шкуру переоделся и в сад пробрался.

Начал по-прежнему по саду ходить да ворон пугать.

Прошло ни много, ни мало времени, снова пишет к королю арапский принц: «Коли не отдашь за меня меньшую дочь, то я я все государство выжгу. А тебя в плен возьму».

Не понравилось это королю и написал он обидчику, что ждет его с войском.

А арапский принц силу пуще прежнего собрал, обложил все королевство, а вперед себя выставил трех богатырей, силушки немеряной.

Узнал про это Незнаюшко, снял с себя шкуру, вызвал своего верного коня и поскакал на поле бранное.

Выехал против него один богатырь. Съехались они, поздоровались, копьями ударились. Богатырь ударил Незнайку так сильно, что тот едва-едва в седле удержался, да потом оправился, поднапрягся и повалил богатыря, как соломы сноп. Выехал другой богатырь, и с ним то же приключилось. Выехал третий. Бился с ним Незнаюшко целый час: богатырь рассек ему руку до крови, но и этого врага поборол русский молодец.

Тут все войско арапское дрогнуло и побежало прочь, сломя голову.

В ту пору король с королевнами опять на городской стене стояли. Увидела меньшая королевна, что у храброго витязя кровь из рученьки струится, снимала со своей шеи платочек кружевной и сама ему руку перевязала. А король упрашивал спасителя придти в ним в гости.

— Буду, — отвечал Иван, — но только не теперь.

Ускакал он в чистое поле, отпустил коня, нарядился в шкуру, пузырь на голову одел и стал по саду ходить, ворон пугать.

Много ли, мало ли прошло времени, но просватал король двух старших дочерей за славных царевичей и затеял большую свадьбу играть. Пошли гости в сад. Увидели Незнайку и спрашивают:

— Что это у вас за чудище?

Отвечает король:

— Это Незнайко, живет у меня вместо пугала, ворон отгоняет. А меньшая дочь глянула Незнайке на руку, заприметила свой платочек кружевной, покраснела и слова не молвила.

С той поры стала она в сад ходить, на Незнайку засматриваться, а про пиры и веселье и думать забыла.

Ходила она так ходила да и стала просить отца отдать ее за Незнайку замуж.

Сколько отец ее не отговаривал, она знай твердит свое:

— Не отдашь за Незнайку, век в девках останусь, ни за кого не пойду.

Повздыхал отец, покачал головой да и обвенчал молодых.

После этого пишет ему арапский принц в третий раз, снова просит выдать за него меньшую дочь.

— А коли не так, — пишет, — то все государство огнем сожгу а ее силой возьму!

Отвечает король:

— Моя дочь уже обвенчана, если хочешь, приезжай, сам увидишь.

Арапский принц приехал, увидел, какое чудище с красавицей-королевной обвенчано, решил Незнайку убить, а королевну за себя замуж взять.

Вышел Незнайко на смертный бой, вызвал своего коня богатырского, сбросил с себя шкуру да и снял с головы пузырь. Тут-то все и ахнули, видя, что стоит перед ними такой витязь, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Съехались воины в чистом поле на широком раздолье. Недолго тот бой длился: минутки не прошло, как победил Иван, купеческий сын, королевича арапского.

Тут только король и узнал, что Незнайко — не чудище, а сильномогучий и прекрасный богатырь из земли русской.

Сделал его король своим наследником, и стал Иван, купеческий сын, со своею королевной жить-поживать да добра наживать и родного отца к себе взял, а мачеху, за злобу ее, в глухую деревню отправили: лягушек на болоте пугать.

Обработка Ирины Богдановой
Рис. Тамары Твердохлеб

Журнал «Мгарский колокол»: № 73, февраль 2009