Вы здесь

Недавно вышла в свет книга архиепископа Иоанна Белгородского и Марии Городовой «Любовь долготерпит». Публикуемое нами письмо — один из откликов на на эту книгу. Глубокий и мудрый ответ Марии Городовой, уверены, будет интересен многим читателям.

Фанатка

Здравствуйте, Мария!
Моя боль связана с самым дорогим, что у меня есть — моей дочкой. Лике четырнадцать, и я понимаю, что сама виновата в той трагедии, которая может произойти. Дочку я растила одна — муж ушел от нас, когда Лике было пять: уехал в Германию, счастья не нашел и там, никаких алиментов мы не получали. Пока были живы мои родители, помогали они, но после смерти папы я тянула уже и дочку, и больную маму. Так случилось, что найти работу по профессии (я — химик) не могла. Кем только ни была эти годы — даже сетевым маркетингом занималась, пока подруги не устроили в городскую администрацию. Так вся жизнь и проходила: день на работе, вечером — подработки. Но я никому не плакалась, и если бы не мамин диабет, была бы даже счастлива. Мария, поверьте, что до прошлого года Лика мне проблем не создавала — росла ласковая, училась хорошо. Да и в том, что происходило в прошлом году, я ничего страшного и опасного не видела. Ну, выкрасила моя беленькая, в меня, дочка волосы в иссиня-черный цвет, ну, красит ногти черным лаком — подросток, хочет стать ярче. Сама, помню, тайно от мамы красила веки синими тенями Полена: учителям не нравилось, весь дневник исписали замечаниями, но я не сдавалась. Ну, обклеила дочка свою комнату плакатами любимой группы, слушает их день и ночь, и что? Глядишь, немецкий выучит (в школе у нее английский), ребята эти талантливые: совсем юные, а уже весь мир завоевали. Ну, может всю ночь чатиться, но я сама могу на форуме зависнуть — разрядка. Короче, начало страшной болезни я пропустила.

Звонок из милиции был, как гром среди ясного неба. Моя нежная, ранимая Лика, которая плакала над фильмами и песнями о любви, участвовала в жестоком избиении такой же, как она, девочки. Избивающих было шестеро. Как объяснили в милиции, этой девочке удалось попасть на концерт любимой группы, в Москве. И ей, как она утверждала, досталась пустая пластиковая бутылка из-под воды, которую солист бросил в толпу. По-видимому, этим трофеем она похвасталась перед нашими девчонками, многие из которых тоже на этот концерт попали. И Лика туда рвалась, но, во-первых, у нее не было билета — приобретали их заранее, за безумные деньги, а, главное, у нас в те дни умерла моя мама, и в день концерта были похороны. Поэтому я пошла на все, чтобы Лика не рванула с подругами в Москву, а присутствовала на похоронах. Кстати, мы тогда первый раз серьезно поругались. А на следующий день, после возвращения из Москвы, они подстерегли «везучую» поклонницу и избили ее. Причем, инспектор по делам несовершеннолетних делала упор на то, что это было ритуальное избиение, что девочку не просто били, чтобы забрать эту пустую бутылку, а сначала потребовали, чтобы она отреклась от «любви к солисту», а потом уже били ее, как отрекшуюся. Я слушала весь этот ужас и не верила своим ушам. Но сомнений в том, что в избиении участвовала и моя дочка, не было — эти дурочки не только сняли все на мобильник, но и разместили все это в Интернете.

Сейчас избитая девочка выздоровела и забрала свое заявление. Чего это стоило нам, родителям, не буду даже писать. Семья пострадавшей переезжает в другой город, и эта история, к счастью, для всех закончилась. Но с того дня, Мария, жизни у меня уже нет.

Естественно, после происшедшего, после обидных слов инспекторши о том, что мы сами не знаем, чем живут наши дети, я залезла в Ликин дневник, в интернете. То, что увидела, повергло в шок. Какая-то чудовищная мистика, постоянная тема смерти, гробниц, поклонение дьяволу как божеству зла. «Я выберу себе невесту среди умерших девственниц»… Представляете, это слова из песни перевела мне подруга. Внизу одного из плакатов переиначенные слова молитвы «Отче наш», только там обращаются к солисту группы как к богу зла. Над этим бредом можно было бы посмеяться, если бы не записи самих девчонок: «Жить не могу без него. В нем моя радость!» Это про солиста. «Жизнь без него бессмысленна». Когда я, взбешенная, сорвала все эти дурацкие плакаты, моя дочка стала орать то же самое: что жизнь бессмысленна, что, только думая о нем, о группе, она становится настоящей, что ее бесят тупая школа и отстой вокруг, что чем жить так, как живу я, как «тупое жвачное животное» (она так выразилась), лучше совсем не жить! И это, Мария, не просто слова, оказывается, Ликина подруга пыталась отравиться, когда узнала, что у солиста группы есть жена. Риту откачали, но самое ужасное, что ее родители, а это нормальная, обычная семья, о суициде дочки ничего не знали!

Когда у нас произошел этот скандал, я кричала Лике, что больше не пущу ее на сходки фанаток, что запрещаю ей слушать группу, что их зомбируют. Лика просто ударила меня, и пока я приходила в себя — Мария, не от боли, а от ужаса, что она смогла так сделать, — она развернулась и ушла. Не могу описать, что со мной творилось те четыре дня, когда ее не было. Я поседела — подружки Лики врали, что не знают, где она, ее мобильный не отвечал, с каких бы телефонов я ни звонила. Когда я все-таки нашла дочку, я была готова идти на любые уступки, лишь бы она вернулась домой. Я ни слова не сказала против, когда она повесила на прежнее место все эти плакаты, мы не разговариваем на тему группы, да мы вообще мало общаемся. Но я слежу, чтоб она ходила в школу, я счастлива, что она дома. Все попытки мои отвлечь ее, сводить в кино, театр — бесполезны. Она живет своей жизнью! Мне иногда кажется, что я всю жизнь растила свою дочку, а какая-то огромная злая сила похитила ее у меня. Мария, верующая сотрудница на работе сказала, что раз у меня в доме висел плакат, где молятся силам зла, то это страшный грех и идти в храм мне нельзя. Вот уже несколько месяцев я в отчаянии, еле сдерживаюсь, чтоб не расплакаться — на работе, в транспорте. Мария, что мне делать?

Нина Викторовна

Дорогая Нина Викторовна!
Одно из самых губительных заблуждений — мысль о том, что есть на свете грех, который бы превышал милосердие Бога к нам. Поэтому надо не просто идти, надо бежать в храм — это то, что вам надо сделать в первую очередь. Сила по отношению к Вашей дочке, бесконечные уступки ей, или подкуп ее подарками, Вы уже сами это поняли — здесь не помогут. Проблема обращенности человека ко злу — духовная проблема, а значит и решать ее надо на духовном уровне.

В 1928 году Николай Бердяев закончил свой труд «Философия свободного духа», одна из глав в котором посвящена проблеме зла. В ней философ и богослов не просто исследовал природу зла, но и подсказал нам способы борьбы с ним.

Главное свойство зла, пишет Бердяев, в том, что зло есть всегда ложь. Бердяев называет зло «изолганием бытия» — потому что зло «всегда выдает себя не за то, что оно есть на самом деле, оно всегда прельщает обманом». Часто красивым обманом, распознать который непросто. Для того чтобы понять, что ад не так симпатичен, как об этом поют сами по себе симпатичные ребята, надо иметь опыт, который подскажет тебе, что смерть — это вовсе не приятный променад под красивыми звездами. Если такого опыта не имеешь, а девочки в 12–14 лет могут его и вправду не иметь, то можно по-настоящему прельститься призывом: «Давай вечером умрем весело!», и однажды попробовать это сделать. Бывает зло, наоборот, рядится в устрашающие одежды, пугая и прельщая одновременно. Тут только грим другой, маски другие, призывы те же. Как говорил Афанасий Великий, зло — это фантазмы. Химеры.

Но есть ли оно само по себе, зло? Бердяев отвечает однозначно: да, есть. Причем обращает внимание на то, что отрицать существование зла, так же как и размывать границу между добром и злом, чрезвычайно опасно. Тогда что же есть зло? Небытие, пустота, разрушение. Зло «не имеет своего источника жизни. Нет царства зла, как положительного бытия, существующего наряду с Царством Божиим, с божественным бытием. Зло всегда носит отрицательный, негативный характер, оно истребляет жизнь, убивает само себя, в нем нет ничего положительного» Но вот эту свою пустоту, небытийность зло всегда и скрывает. То есть зло всегда кажется тем, чем оно не является, и никогда тем, что оно на самом деле есть. Отсюда и способ борьбы со злом, пишет Бердяев, — разоблачение его мифов.

Когда в 2000 г. MTV показало документальный фильм о жизни семьи Оззи Осборна, все английские газеты отметили, что это был удар по финансовой империи музыканта. Одно дело — с ужасом наблюдать, как на твоих глазах откусывают головы то голубю, то летучей мыши — тут не поспоришь, впечатляет. А другое дело — увидеть, что великий и ужасный «князь тьмы» в свои пятьдесят четыре — полная развалина, ходячая агитация против наркотиков. Кстати, сам успешный продавец ужасов быстро сообразил, что к чему, заявив в интервью, что «один эфир разрушил миллионы фантазий».

И еще. Бердяев пишет, что человек, не умеющий увидеть зло, безоружен. «Личность выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, личность начинает распадаться». Поэтому так жизненно важно научить наших детей различать, где что. Они должны иметь этот опыт распознания. Сегодня зло продается как никогда хорошо. Проекты, полагающие его в своей основе, коммерчески успешны. Поэтому ассортимент предлагаемого нашим детям продукта будет только расширяться. Ждите.

Нина Викторовна, сил вам и помощи Божьей, как говорят в Церкви, «молитва матери и со дна моря достанет».

Мария Городова

«Православие и мир»

Журнал «Мгарский колокол»: № 73, февраль 2009\