«Понеже пришел еси во врачебницу...»
Наступает Великий Пост. «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…», — молим мы Бога. Тема Исповеди и покаяния звучит в каждой православной душе. Невозможно встретить Светлое Христово Воскресение нераскаянным. Невозможно явиться на этот духовный пир в «небрачных одеждах».
Именно в период Поста мы гораздо острее осознаем необходимость духовного руководства (окормления) для своей души. Для тех, кто недавно переступил церковный порог, самое время задуматься о том, как найти своего духовника, своего пастыря «словесных овец Христовых».
«Как найти духовника? Для чего вообще нужен духовник? Неужели я просто не могу, осознав свои грехи, попросить у Бога прощения? Для чего мне «посредник», и кто дал ему право распоряжаться моей судьбой?» — эти вопросы можно услышать довольно часто. Попытаемся, хотя бы кратко, ответить на них.
Духовник — не «посредник», а свидетель нашего покаяния. Он будет свидетельствовать на Страшном Суде, что мы осознавали свои грехи и стремились исправиться. Право прощать человеческие грехи дано священникам Самим Богом (Ин. 20, 22…23).
Если Вы больны и хотите излечиться от недугов, то постараетесь обрести своего постоянного лечащего врача. Лечащему врачу нет нужды перед каждым приемом перечитывать Вашу историю болезни — все ваши хвори ему хорошо известны.
Так и христианин, стремящийся к избавлению от недугов духовных, стремится найти постоянного духовника. Как же его найти?
Один семинарист, из неофитов (новообращенных), пришел на исповедь к великому старцу. После исповеди спросил батюшку:
— Как мне найти духовника? Хотел бы, батюшка, к Вам ходить, но у меня столько вопросов, что я Вас ими «задолбаю»! Что делать?
— Не унывать и молиться Божией Матери. Чтобы Она Сама послала тебе духовника. А ко мне не стесняйся, подходи, если что.
— А как молиться об этом Богородице?
— Вот так просто и молись. Когда утренние или вечерние молитвы закончил, воздохни от всего сердца и попроси ее: «Матерь Божия, Пресвятая Владычице Богородице, пошли мне духовника!» Ходи чаще на исповедь, и вскоре среди обилия батюшек сам узнаешь своего духовника.
Так вскоре и произошло. Чтобы развеять всякие сомнения насчет своего выбора, этот семинарист получил от старца благословение окормляться у выбранного батюшки.
Итак:
Молись Божией Матери, чтобы Она Сама послала тебе духовника. Чаще бывай на исповеди. Ищи духовника «доступного», с которым будешь иметь возможность часто общаться. Ищи того, с кем будет полное взаимопонимание, не будет недомолвок. Того, которому будешь доверять больше, чем кому-либо. Того, кого не постесняешься переспросить, если что непонятно. Ищи духовника не многословного, а многоназидательного. Чтобы каждое слово было как жемчужина. Ищи духовника строгого прежде к самому себе, но милосердного к падшим. Того, в сердце которого живет любовь Христова. Ищи «врача своих недугов».
Исповедуя одну женщину, батюшка понял, что все ее беды вокруг неурожая картошки. Подбросив ей такую «скорбь», демон постоянно тянул ее в гнев и раздражительность, в зависть и осуждение. Оказав «первую духовную помощь», батюшка понял, что его собственного опыта «городского жителя» явно недостаточно для успешного врачевства духовного недуга. И посоветовал обратиться к отцу С. Поскольку отец С. и духовно опытнее, и огородник известный.
Через месяц женщина от всего сердца поблагодарила за совет. Отец С. и духовный совет ей дал, и про картошку проконсультировал. В ее жизни произошло главное — она нашла своего духовника, слово и благословение которого было для нее авторитетным.
Если Вы уже нашли себе духовника, то не удивляйтесь бесовским попыткам воспрепятствовать вашей духовной связи. Ничего так не желает бес, как поссорить Вас с духовником.
Одному человеку как-то показалось, что он нашел своего духовника. С батюшкой складывались доверительные отношения, было взаимопонимание. Но сделать решительный шаг и прийти на исповедь к нему он боялся. «Ведь этот священник хорошо ко мне относится, уважает меня. Как же смогу я ему рассказать о себе всю правду, поведать о своих мерзких грехах?» Сомнения терзали душу, и он все откладывал свое покаяние. Когда же душевная боль переполнила его, он решился пойти на исповедь. Выбранный для покаяния день начался с телефонного звонка. Позвонил один «малознакомый персонаж» и, ни с того ни с сего, стал со злобой хулить того священника, храм, где он служит, да и все Православие в целом. Демонская злоба была столь явственна и очевидна, что человек уже нисколько не сомневался в своем выборе. Если демону так ненавистно его стремление вверить свою душу этому батюшке — то это точно Божия воля!
Зная, что в это время батюшка должен быть в храме, наш герой прямиком отправился туда. И замер перед закрытыми дверями! Стояла ненастная погода, лил холодный дождь. «А я никуда не уйду! — сказал себе человек, — буду стоять здесь хоть несколько дней, пока не дождусь этого батюшку». И Господь не посрамил его, вознаградив стремление к покаянию. Не прошло и трех минут, как подъехал батюшка.
А потом была исповедь, были слезы сокрушения. И наполненный Христовой любовью голос священника: «Бог простил тебя, чадо».
Безусловно, при современном дефиците общения, «жители бетонных коробок» стремятся к взаимному доверию, хотят взаимопонимания. И в духовнике очень хочется встретить родственную душу.
Один человек в начале своего духовного пути искал себе духовника. Он порой дерзновенно просил Бога дать ему некое указание, некое «знамение». Стоит отметить, что увлекался он военной историей. И постеснялся бы признаться кому из священников в подобном «милитаризме». Однажды заехал по делу к одному знакомому батюшке. Переступил порог — и замер от удивления. На вешалке в прихожей батюшкиной квартиры висели «стандартные трофеи следопыта» — немецкая каска и гофрированная противогазная банка. Точно такие же, как и у него самого дома! Этот батюшка стал его духовником и другом. Какие мы, такие и чудеса нам: «Бог посылает чудо чудакам».
…Не судите слишком строго об их увлечениях. Интерес оптинского старца Нектария к техническим новинкам того времени современники тоже считали блажью…
Духовники, как и врачи, бывают разные. И по опыту, и по «специализации». Не каждый врач одинаково разбирается во всех болезнях. Так и не каждый священник может, к примеру, быть военным капелланом или исповедовать заключенных. Но, подобно тому, как каждый врач может оказать первую медицинскую помощь, так и каждый священник может оказать «первую помощь» духовную — принять Вашу исповедь. А уж за советом лучше всего обратиться к специалисту, разбирающемуся в Вашем «недуге».
Среди духовников, как и среди врачей, бывают свои «молодые специалисты» и свои «профессора». Подобно тому, как молодые хирурги любят резать, так и многим молодым священникам свойственна некоторая категоричность суждений. Это отчасти оправдано — «лучше перебдеть, чем недобдеть». По мере приобретения опыта врачевство становится более искусным.
Есть среди духовников и своя «профессура» — это те, кого называют старцами. Они получили от Главного Врача душ и телес наших особый талант — дар духовничества. Как и к медицинским профессорам, к ним обычно большие очереди. И не стоит беспокоить их по мелочам.
Возраст духовный не зависит от возраста телесного. История Церкви знает старцев и весьма молодых годами.
Но следует опасаться «младостарцев», от прелести бесовской напустивших на себя лишь вид «благодатности». Настоящая мудрость познается не в мудровании, а в простоте общения. Все подлинно великие отличались этой простотой.
Побывав на приеме у известного профессора медицины, человек получил точный диагноз заболевания, рецепты лекарств и рекомендации «медицинского светила»:
— А теперь, милейший, наблюдайтесь у своего участкового доктора. Если будут какие вопросы — все к нему. Ко мне подойдете через годик-полтора, надеюсь, уже полностью здоровым.
Так и к старцу следует не бегать каждые пять минут, а взяв благословение, исполнять его, советуясь в деталях на исповеди у своего «участкового доктора» — приходского священника.
Сколько раз предупреждали врачи: «Не занимайтесь самолечением! Загоните себя в могилу!»
И в духовной жизни так. Не может человек сам себя вытащить за волосы из пучины грехов. Сколько раз мы, осознав свои грехи, обещали себе больше этого не делать. И вновь творили то же самое. Псалмопевец Давид сравнивает это с псами, съедающими то, что только что изблевали. Мы настолько огрубели духовно, что боимся человеческого презрения больше, чем кары Господней. У нас хватает «мужества» бросить вызов Небесам и сотворить грех, прекрасно понимая, что всеведущий Бог видит и наши дела, и наши помыслы. Мужества не хватает лишь признаться в этом не себе самому, а Богу в присутствии духовника. Мы стыдимся людей больше, чем Бога…
Даже самый духовно опытный человек не в состоянии помочь себе сам. Лишь если кто другой «выверит тебя по Христу», сможешь с Божией помощью исправиться. Это подобно тому, как самые точные приборы тоже периодически нуждаются в проверке. Поэтому и самые великие старцы имели духовников. А заниматься «духовным самолечением», полагаясь лишь на свой опыт, — путь глубочайшего самообольщения, духовной прелести и погибели.
Один батюшка впал в некое согрешение. Имея уже кое-какой пастырский опыт, он знал достаточно о борьбе с этим грехом. И книг много прочитал, и сам не раз врачевал подобные немощи у других. Но самому себе помочь не мог. Его взгляд всегда был субъективным: он был то излишне строг, то чрезвычайно милостив к себе. А то и просто чего-то не замечал за собой. Когда же покаялся перед духовником, то получил от него столь простой и действенный совет, до которого никогда бы сам не додумался.
«Да, мне стыдно признаться на исповеди в своих страстях. Мне стыдно обнажать свою душу перед «посторонним человеком».
Но ведь не стыдимся мы обнажаться перед врачом. Мы с готовностью показываем ему даже сокровенные участки своего тела в надежде получить исцеление. А для исцеления духовного необходимо обнажить свою душу. В деле здоровья «посторонними» могут быть Ваши родные и знакомые. А врач и духовник не «посторонние»!
Нам гораздо легче рассказать о своих бедах соседям или друзьям, чем духовнику! А толку? Ну, посетуют, посочувствуют. И надают советов «в меру собственной испорченности»! Если вы больны — идите к врачу!
Невольно вспоминается один человек, который всем знакомым рассказывал о замучившем его геморрое. Пока один из приятелей не стал всенародно бестактно подшучивать на тему «больной задницы»…
Тайна исповеди священна гораздо более, чем врачебная тайна. Болтливого врача ждут лишь «оргвыводы». Нарушившего тайну священника извергают из сана.
Одну и ту же болезнь можно лечить по-разному. У каждого врача свой метод, и каждый метод по-своему хорош. Если же воспользоваться всеми советами одновременно, то ничего толкового не выйдет. Больным уже будут заниматься патологоанатомы…
И в жизни духовной так. Есть люди, которые «бегают по духовникам». Наберут разных советов и благословений — часто несовместимых друг с другом «духовных лекарств». Это может стать причиной духовной смерти.
Если нашел духовника — держись за него. Помни, что демон будет всячески стараться вас поссорить, внушить недоверие к духовнику.
Существует немного причин оставления своего духовника. Самая объективная — это уклонение духовника в ересь или раскол. Но даже в этом случае необходимо поставить его в известность о причине своего «ухода». Известно немало случаев, когда впавшие по наущению диавола в ересь духовники раскаивались, будучи обличаемы от своих духовных чад. Бывало и так, что священник придерживался ложного мнения не от злокозненности, а по недомыслию. Своевременное увещевание помогало ему вернуться к истине.
В одном монастыре братия возроптала: «Не будем больше ни служить, ни здороваться с отцом N. — он на проповеди высказывал еретические мысли!». Так и шептались меж собою, пока Бог не надоумил их обратиться к настоятелю монастыря, мол, прогони еретика! Настоятель покачал головой: «А Евангелие что говорит? Если брат твой согрешит — обличи его наедине! Кто из вас, прежде чем жаловаться мне, указал брату на его заблуждение?» Вразумленная отцом-настоятелем братия отправилась к «еретику» и изложила свои претензии к его проповеди и воззрениям. Согрешивший же брат сначала удивился, а после со слезами просил у них прощения. Он благодарил их за вразумление и просил молиться за него. Ибо, как выяснилось, согрешил не по причине любви к лжеучениям, а от скудоумия и недостатка образования. Так его душа была уврачевана, а не погибла в изгнании.
Ни в коем случае нельзя покидать своего духовника без его на то согласия. Если же общение с духовником становится весьма затруднительным из-за перемены места жительства или по другой веской причине, то необходимо сразу выяснить с ним вопрос о Вашем дальнейшем духовном окормлении. Благословит ли он окормляться у кого другого или порекомендует пользоваться его советами по переписке, а исповедоваться у любого священника — не столь важно. Будьте уверены — Господь подаст ему достаточно мудрости, чтобы не бросить Вас на произвол судьбы.
— Ну, что у Вас болит? — спрашивает доктор пришедшего пациента.
— Ничего, — отвечает тот.
— А ко мне чего пожаловали? — удивился врач.
Так порой бывает и на исповеди. Вроде и на исповедь пришел человек, а грехов своих не осознает, считая себя чуть ли не безгрешным. Это лишь свидетельствует о духовной слепоте, помрачении души. Ведь чем ближе к свету стоишь, тем более мелкие пылинки видишь на своей одежде. Лишь стоящий во мраке не замечает, что его одежда грязна. Потому-то святые мужи считали себя грешнейшими из людей, ибо стоя в свете Божества, замечали мельчайшие пылинки грехов на «одежде души своей».
Не стоит уповать на прозорливость батюшек, которые «как рентгеном» увидят все наши проделки. Никакой прозорливец не исправит нас, пока мы сами не осознаем всю глубину своих падений.
Есть много грехов, неведомых нам по милости Божией. Есть много грехов, в которые по благости Бога мы не впадали. Поэтому не стоит лживо заявлять: «Всем грешен!»
— Доктор! Вы мне таблетки прописали, а что-то не помогает…
— А вы их принимаете? Регулярно?
— Не-а…
— А что же вы от меня хотите? Чтобы я за вас их принимал?
Никакие полученные от духовника советы и благословения не помогут нам, если мы не будем их исполнять.
Епитимия, налагаемая духовником — не наказание, а всего лишь горькая пилюля, необходимая для нашего скорейшего выздоровления.
Напоследок, наверное, не лишним будет напомнить в русском переводе то увещание, с которым обращается священник к кающимся:
«Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою. Не устыдись и не побойся, да не скроешь что от меня. Но не смущаясь скажи, что сделал, да получишь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами, я же всего лишь свидетель, да свидетельствую пред Ним обо всем, что скажешь мне. Если же что скроешь от меня, то двойной грех иметь будешь. Осознай, что ты пришел в лечебницу — да не уйдешь отсюда неисцеленным».
P.S. Если у Вас уже есть духовник, то Вы имеете полное право не обращать никакого внимания на приведенные выше советы. Спросите лучше об этом у него и поступайте так, как он благословил Вам.
Опубликовано: 03/03/2009