Веб-конференція архімандрита Іони (Черепанова)
голови Відділу по роботі з молоддю Київської єпархії, намісника Свято-Троїцького Іонинського чоловічого монастиря
[1] [3] [2]
Добрый день! Меня зовут Татьяна. Я православная, но для меня не существует Киевского или Московского Патриархата. Я просто хожу в Церковь, искренно молюсь и чувствую, что мои молитвы слышат. Мне 28 лет.
Когда-то давно я исповедовалась и причащалась. У меня был духовник. Но потом он перешел служить в другую Церковь, я была очень занята, все реже и реже могла ходить в храм. Был период депрессий, когда вообще не ходила в Церковь, но очень молилась дома. Как-то все наладилось со временем. Каждую неделю на протяжении нескольких лет я постоянно хожу в Церковь, заказываю службы, молюсь, ставлю свечи. В ту же Церковь со временем вернулся и тот священник, который был когда-то моим духовником. Но я чувствую, что теперь, спустя много лет, не могу с ним делиться, рассказывать свои проблемы. И мне внутренне некомфортно исповедоваться в этой Церкви, я чувствую, что я не здесь хочу иметь духовника. Когда-то я ходила в Лавру и исповедовалась там, но это были лишь кратковременные визиты.
И сейчас я понимаю, что я в поисках духовника — такого, который сможет понять меня, высокодуховного, который сможет посмотреть намного глубже, чем обычные люди. Подскажите мне, пожалуйста, как быть в этой ситуации? Продолжать искать такого человека? Я очень прошу Господа, чтобы он подвел ко мне именно такого человека, которому бы я могла открыться и довериться. Но время идет, я не исповедуюсь и не причащаюсь. А просто идти к батюшке, которому я не могу внутренне довериться, мне не хочется. Вы же прекрасно понимаете, что священники ведь бывают разные…
Архимандрит Иона: Уважаемая Татьяна, «Святым Духом всяка душа живится». Исходя из этого и будем рассуждать. В Украине, действительно, не существует Киевского или Московского Патриархата. Есть Православная Церковь и именующие себя православными раскольнические группировки разных толков — и УПЦ КП, и УАПЦ, и так называемая Украинская Соборноправная Церковь и различные толки зилотских расколов. Если Вы православный человек, то должны «едиными усты» со всей Церковью Христовой исповедовать: «Верую во ЕДИНУ святую соборную и апостольскую Церковь». Таким образом, «Киевский Патриархат» следует исключить из мест, где можно найти духовника.
Если не жить Таинствами, т.е. регулярно не исповедоваться и причащаться, также затруднительно обрести духовника по сердцу, ведь только лично общаясь со священником можно понять, сможете ли Вы довериться ему и получить, окормляясь у него, духовную пользу. Поэтому рекомендую, во-первых, просить Христа о том, чтобы Он Вам дал истинно духовного пастыря, во-вторых, искать. «Ищите и обрящете».
Священник Андрей, 34 года, Хмельницкая епархия: Приветствую Вас, отец Иона! Только самые позитивные отклики вызывает миссионерская деятельность Вашей обители среди молодежи, и не только православной. Скажите, когда приходят в храм, или обращаются с вопросами к священнику молодые люди невоцерковленные, какую «золотую середину» выбрать, чтобы не быть слишком строгим, и, вместе с тем, настроить молодежь глубже вникать в суть православной веры? Спаси Бог, успехов Вам!
Архимандрит Иона: Уважаемый отец Андрей, я, общаясь с молодежью, вспоминаю период своего воцерковления — 17-18 летний возраст и стараюсь поставить себя на место собеседника. На мой взгляд, на начальном этапе необходимо молодого человека заинтересовать Православием, показать хотя бы часть его богатства и красоты, а дальше, судя по опыту, Господь Сам восполняет недостающее.
Володимир, 23 роки, Чернівецька єпархія: Які напрямки місіонерської роботи серед молоді Ви вважаєте пріоритетними і чому?
Архімандрит Іона: Шановний Володимире, якщо говорити про місію серед молоді в цілому, мені здається, що всі засоби, що використовуються в цьому служінні, повинні слугувати цілі — життю у Христі. Пріоритетними є ті напрямки, які в тих чи інших реаліях досягають максимального результату.
Владимир, 23 года: Помогаете ли Вы беспризорным детям? Я пишу о трех мальчишках, живущих в одном из ЛЮКОВ Киева, один из которых недавно попрошайничал возле метро. По его словам, у них нет старшего (или вожака, как они их там называют).
Архимандрит Иона: Уважаемый Владимир, монастырь не занимается помощью беспризорным детям. Причина, по которой они не желают идти в приют одна — нежелание подчинятся правилам. По этой же причине они вряд ли захотят жить в семье. Помогать им или финансово или продуктами — значит стимулировать их к подобному образу жизни. Единственное, чем им можно помочь — уговорить не отказываться от жизни в детдоме. Иначе они никогда не научатся жить в обществе по его законам. Если у Вас есть желание заниматься помощью беспризорникам, попробуем это сделать вместе. Спишитесь с игуменом Иоасафом: ioasaph@mail.ru.
Сергій, місто Львів: Добридень! Скажіть будь ласка, як Православна Церква ставиться до свята Валентина, Яке наша молодь святкує 14 лютого. На мою думку, це католицьке свято, чи не так?
Архімандрит Іона: Шановний Сергію, Православна Церква святого Валентина, «житіє» якого пропонують сучасній молоді, не знає. Католицьким це «свято» також не э. Скоріше за все його можна назвати «Днем стимулювання продаж».
Толмачев Сергей: 1. Отец Иона, Спаси Господь! Вы часто бываете в Москве, на Рождественских чтениях к примеру. Можете сравнить. На Ваш взгляд, какая молодёжь активнее в социальных проектах, киевская или московская?
Архимандрит Иона: Уважаемый Сергей. 1. Принципиальной разницы между киевлянами и москвичами в отношении социальной работы не вижу.
2. Создаётся впечатление, что нынешняя молодёжь больше всех слоёв населения обеспокоена вопросами обсуждения нынешнего, а для некоторых и желаемого статуса нашей Церкви (автокефалия, автономия, широкая автономия и т.д.) и вопросами диалога с раскольниками, вопросами возможных путей уврачевания раскола. С чем могут быть связаны такие горячие обсуждения этих вопросов именно сейчас? Такое впечатления что молодёжь даже больше занимается обсуждением и исследованиями этих вопросов, чем всевозможные созданные комиссии. С чем может быть связана такая активность в этих вопросах именно среди молодёжи?
Архимандрит Иона: 2. Вопросами статуса Церкви активно обеспокоена молодежь, сосредоточенная на одном из форумов. Кому важен Христос, тому менее важны вопросы статусов, подчинений и прочей политики.
3. Что выдумаете о получении нашей Церковью статуса автокефальной? Нужно ли это сейчас и нужно ли вообще? Как высказывались многие наши архиереи, у нас статус самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, которая де-факто не уступает не то чтобы многим «автономиям», но и «автокефалиям». Что Вы думаете по этому поводу? Действительно ли нынешний статус УПЦ, действительно оптимальный, как об этом упомянул Блаженнейший Митрополит Владимир?
Архимандрит Иона: 3. Полностью разделяю мнение Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира.
4. Что Вы думаете по поводу появившегося вчера сообщения в новостных ресурсах УПЦ: «В связи с состоявшейся 11 января 2009 года в Сумском Государственном университете встречей епископа Сумского и Ахтырского Евлогия с жителями города и прочитанным Владыкой докладом «Самосвятский раскол в Украине», по требованию так называемого УПЦ КП и других националистически настроенных организаций православному архиерею Сумской епархии епископу Евлогию была вручена повестка для явки 13 февраля в 8ч.30 мин. в прокуратуру (г.Сумы, ул.Кирова,79) для дачи показаний в связи с выступлением архипастыря и его твердой позицией в отношении единства Святой Русской Православной Церкви». О чём это может говорить? Это может быть началом неких «гонений» со стороны определённых властей (пусть и на местах). Какие события могут побуждать власти к таким вот «допросам»?
Архимандрит Иона: 4. Вызов в прокуратуру — скорее всего, следствие «стука» представителей или КП или какой-либо из националистических структур. Формально прокуратура обязана отреагировать на заявление.
Катерина, Волинь: Благословіть, отче! Дуже цікаво споглядати, що православна молодь у столиці має можливість зустрічатися, розмовляти та обговорювати ряд питань, що їх турбують. Чи можете Ви якимось чином ініціювати запровадження таких молодіжних зустрічей чи акцій на теренах єпархій? Вони в нас відбуваються дуже рідко, але лише в колі Волинської Духовної Семінарії?
Архімандрит Іона: Шановна Катерино, гадаю, за умови наявності ініціативи місцевої молоді та благословення епархіального священноначалія ми охоче приїдемо поділитися з вами досвідом. Також запрошуємо до нас у гості, адже краще побачити, ніж почути.
Протоиерей Александр Авдюгин, Луганская епархия: Христос посреде нас! Здравствуйте, отче! Хотелось бы знать Ваше отношение к чину так называемой «отчитки». Не секрет, что практически в каждой епархии можно найти среди клириков практикующих «экзорцистов». Кто, по-Вашему мнению, и при каких условиях может проводить этот чин?
Архимандрит Иона: И есть, и будет! Дорогой батюшка, судя по изложению Вашего вопроса, мы единодушны. Мое отношение таково: «вычитка», она же «отчитка», она же «экзорцизм» — удачный коммерческий проект, связанный зачастую с характерными проявлениями прелести и гордыни.
Основная масса посетителей сих чинопоследований (которые имеют мало общего с Требником Петра Могилы) — люди нецерковные, которым насущно нужна катехизация и Таинства, а не эффекты с рычанием, пеной изо рта и прочими проявлениями кликушества.
Если же имеет место не психическое заболевание, а действительная одержимость (см. Евангелие), чин изгнания нечистых духов должно производить только по благословению епархиального архиерея и по установленному Церковью чинопоследованию.
Ирина, Сумская епархия: Отец Иона! Как Вы относитесь к тому, что сегодня епископ Сумской и Ахтырский Евлогий «был вызван в прокуратуру города для дачи показаний» (а фактически на допрос) по поводу своих религиозных убеждений, которые он изложил в публичной лекции в местном университете? Допустимо ли, с Вашей точки зрения, «такое вмешательство государства в дела» Церкви?
Архимандрит Иона: Уважаемая Ирина, однозначно отрицательно, но хочется надеяться, что вызов на допрос — простая формальность для отписки кляузникам — капэшникам.
Ольга Васильевна: Спаси Вас, Господи. Отец Иона, как Вы относитесь к воспитанию детей согласно с методикой вальдорфской педагогики?
На сегодняшний день в Киеве официально работают два детских садика и младшие школы по этой системе. Попасть туда непросто, очередь занимают за 3-4 года, много деток из православных семей.
В отличии от большинства обыкновенных садиков, у вальдорфских много достоинств. Но также знаю, что Церковь неоднозначно и негативно относиться к этому учению. Можно ли отдавать туда деток? Очень важно родителям правильно подобрать детский садик, ведь какую-то часть дня малыш будет проводить там.
Архимандрит Иона: Уважаемая Ольга Васильевна, православие относится к этому направлению педагогики крайне отрицательно, в первую очередь из-за ее ярко выраженного теософского происхождения.
Также не может не настораживать упор на развитие одного из талантов обучаемого, часто в ущерб общему развитию. Естественно, эта методика базируется на развитии у ребенка чувства избранничества, исключительности, то есть гордыни.
Более профессиональные суждения об этом можно найти в православном интернете.
[1] [3] [2]
Опубликовано: 20/02/2009