Зачем ходить в храм?
В древности все дороги прокладывали так, чтобы они вели к храму Божию. Люди понимали, что дорога, которая не ведет к храму, ведет в никуда. Церкви были главными архитектурными доминантами и самым великим украшением всех русских городов и поселков. В безбожное советское время храмы стали разрушать или прятать за многоэтажные постройки, чтобы их не было видно с главных улиц и важных автомагистралей. В нашу секулярную эпоху архитектурными доминантами городов и поселков становятся банки, офисы, телекоммуникационные башни и торговые центры. Храмы большей частью оказываются где-то на периферии, на окраине городов, куда бывает нелегко добраться простым прихожанам.
Но, несмотря на все неудобства, в воскресные и праздничные дни все городские храмы заполняются народом. Для многих людей храмы стали вторым родным домом. Они просто не мыслят своей жизни без посещения церкви. Здесь через Таинство Покаяния они очищаются от грехов, причащаясь Святых Христовых Таин, обретают благодатные силы на ежедневные труды, посредством молитвы беседуют с Богом. Но немалая часть народа проходит мимо храма Божия, считая посещение его для себя излишним, напрасной тратой дорогого времени. Некоторые люди даже дерзновенно говорят, что у них «Бог в душе» и им не обязательно ходить в храм и выстаивать там длинные службы, тем более, что по-церковнославянски они ничего не понимают. Можно ли как-то убедить таких людей в необходимости посещать храм Божий?
«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:7)
Нет человека, который бы прожил свою жизнь и не согрешил. Каждый человек рождается в этот мир с грехом. Уже в младенцах грех может проявлять себя с великой силой. Блаженный Августин, епископ Ипонский, в своей книге «Исповедь» пишет: «Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку: он еще не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата…». Кто через Таинство Крещения и христианское воспитание не подсекает корень живущего в нем греха, у того с возрастом грех приобретает большую разрушительную силу. Произрастающие из первородного греха страсти вначале душевно, а затем физически убивают своего обладателя, создают сущий ад для окружающих его людей. Не так ли в мире формируются люди, для которых в жизни нет ничего святого — воры, диктаторы, насильники, убийцы?
Немногие люди способны ощутить себя грешниками. Наиболее трудно это осознать тем людям, которые внешне преуспевают в жизни, у которых, как им кажется, особых проблем нет. Также трудно увидеть себя грешными людям, которые считают себя, из-за каких-то житейских проблем, слабого здоровья или бедности, обиженными судьбой. Немногие из них способны, подобно евангельскому блудному сыну, прийти в себя и увидеть, в чем подлинная трагедия их жизни.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалом 50:12)
Всякий грех, с которым человек не борется, но попустительствует ему, раскалывает человеческую личность на части. Человек теряет целостность души и тела, лишается целомудрия. То есть он не способен воспринимать окружающий мир в совокупности (системе), не может проникать в суть вещей. Он судит только по поверхности. Даже прекрасное систематическое, как его не совсем справедливо называют, «высшее образование» такого целомудрия не способно сообщить. Не потому ли многие явления окружающей действительности человек воспринимает односторонне, часто бросается из одной крайности в другую. На белое он говорит, что это черное, и наоборот. Как гласит народная поговорка: «Каждый судит в меру своей испорченности».
В Церкви через участие в Таинствах человек прививается к Телу Христову и постепенно обретает целомудрие, которое, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является совокупностью всех добродетелей. Через борьбу со своими страстями человек возвращает утраченную способность проникать в суть вещей, а не только судить по поверхности. Он очищает в себе помраченный грехом образ Божий. Об этом красноречиво свидетельствуют многие поколения православных святых, среди которых были знатные и бедные, здоровые и больные, ученые и простецы, но которые, очистив покаянием образ Божий в себе, силой благодати Святого Духа исцеляли больных, воскрешали умерших, останавливали природные стихии, просвещали проповедью Евангелия целые страны и народы.
«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Псалом 33:15)
Все люди, даже самые жестокосердные, хотя бы раз в жизни стараются сделать другим людям какое-то добро. Это заложено в естестве человека. Добро умеют делать и иудеи, и магометане, и язычники, и открытые безбожники. Перед христианином стоит задача не только не грешить, не только творить отдельные добрые дела, но полностью внутренне преобразиться. Он призван научиться делать добро не только людям, которые могут отплатить добром, но и недоброжелателям и даже явным врагам. К этому призывает христиан Сам Господь: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48).
Как полюбить врагов своих? Не пострадают ли при этом наши интересы и интересы окружающих? Это может произойти только в том случае, когда мы по малодушию, пристрастию или корысти покроем беззаконие, которое может повредить нашим ближним. Во всех иных случаях, когда мы прощаем нашим личным врагам, мы тем самым не даем развиваться страсти гнева и вражды вокруг нас.
Полюбить врагов своих человеку невозможно без помощи благодати Божией. Из преизобильных источников благодати Божией в первую очередь можно почерпнуть в храме. В стяжании благодати Божией, по мысли преподобного Серафима Саровского, и состоит главная цель христианской жизни. Кто приобретает силу благодати Божией, вокруг такого человека спасаются и обретают душевный мир тысячи людей. Такой человек творит добро не от случая к случаю или когда ему это выгодно, но доброделание становится сущностью его жизни. В какой бы тяжёлой жизненной ситуации такой человек ни оказался, он ведет себя так, чтобы из-за него не только никто другой не пострадал, но и получил как можно больше всякого добра. Христианин в любом человеке, даже в самом великом грешнике и последнем негодяе, прежде всего, старается увидеть образ Божий, а потому он более предпочитает других людей хвалить, чем осуждать и порицать. Часто он предпочитает лучше сам умереть, нежели чтобы из-за него пострадали другие люди. Отсюда становится понятным подвиг мучеников и исповедников, которые, несмотря на ужасные мучения, сохраняли верность Христу, не изменяли добродетели. Ибо, как пишет св. мученик Иустин Философ, они «не хотели жить обманом». Становится более понятен и подвиг преподобных отцов, которые, ради стяжания благодати и духовного преображения, брали на себя сугубые подвиги молитвы и поста. Понятно и усердие тех людей, которые, несмотря на всю свою занятость и значительную удаленность храма от их жилищ, неленостно во все воскресные и праздничные дни находят к нему дорогу.
Итак, человеческая природа заражена язвой первородного прародительского греха, а это значит — она больше удобопреклонна ко злу, нежели к добру. Задача человека через Таинства Крещения, Покаяния, Евхаристии и другие не только исцелиться от этой болезни, но с помощью благодати Божией преобразить свою человеческую природу, сделать её доброй по существу, неудобопреклонной ко злу и, тем самым, уподобиться всеблагому Богу. Кто-то этого достигает в отроческом возрасте, кто-то — в зрелом, а кто-то — лишь в глубокой старости. Христиане желают друг другу в праздничные и юбилейные дни «Многая лета» не для того, чтобы как можно дольше наслаждаться благами этого мира, а чтобы было больше времени для покаяния, для исцеления и духовного преображения тленной человеческой природы.
С этой целью, несмотря на большую занятость дома и на работе, несмотря на то, что храмы в нашем секулярном мире оказались на периферии городов и сел и значительно удалены от наших домов, мы должны стараться находить к ним дорогу.
Опубликовано: 30/03/2009