Епископ Иларион (Алфеев):
«Христос учит нас жить в мире и проповедовать миру Его Воскресение»
— Владыко, как должны проводить верующие святые дни Страстной седмицы?
Желательно как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с Литургии Великого Четверга, по возможности, быть на всех богослужениях. Службы Страстной седмицы — самые богатые по содержанию и духовной глубине богослужения церковного года.
В Великий Четверг совершается воспоминание Тайной вечери: в этот день надо непременно причаститься. Вечером того же дня совершается «Последование святых Страстей» или служба 12 Евангелий, за которой прочитывается 12 евангельских отрывков, посвященных страданиям и смерти Спасителя.
В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом плащаницы, а вечером того же дня — Чин погребения Спасителя.
В Великую Субботу утром совершается литургия, которая уже носит пасхальный характер: по время этой службы священнослужители переоблачаются из черных одежд в белые, и читается Евангелие о воскресении Христовом. В древней Церкви эта Литургия совершалась вечером и была частью пасхального богослужения, продолжавшегося всю ночь. В наше же время после литургии Великой Субботы верующие расходятся по домам, а к ночной службе собираются в храм вновь.
На ночную пасхальную службу надо приходить заблаговременно, и оставаться в храме надо до конца службы, а не только на первые 15–20 минут, как делают многие — приходят в пасхальную ночь к храму только для того, чтобы увидеть крестный ход, услышать «Христос воскресе» и тотчас разойтись по домам.
В IV веке святитель Григорий Нисский говорил в пасхальной проповеди: «Сегодня воскрес Христос, Бог бесстрастный и бессмертный… Сегодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного дела, оставив дела обыкновенные… обращается к молитве. Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; корчемницы стоят пустыми; исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиною праздника».
С IV века мир изменился, и ныне Церковь живет своей жизнью, а мир — своей. Сегодня на пасхальной седмице не прекращается торговля, не закрываются рестораны, не исчезают шумные сборища, не наступает молитвенная тишина. И даже многие из тех, кто считает себя верующими, смотрят на Пасху лишь как на повод повеселиться.
А между тем, Христос воскресший, если мы всерьез воспримем Его учение, может дать нам неизмеримо больше, чем временное земное веселье. Он может наполнить нашу жизнь внутренним содержанием, так что духовной радостью будут пронизаны все дни нашей жизни. Он может навсегда избавить нас от скорби, ведь тому, кто живет со Христом, никакие скорби не страшны, потому что радость о Господе никогда не оскудевает в его душе.
Для многих православных христиан храм остается чужим: говоря, что у них «Бог в душе», они не испытывают потребности ходить в церковь. Только в особых случаях или когда стряслась беда, они заходят в храм, чтобы поставить свечку, но всё в храме остается для них чуждым и непонятным.
А между тем, храм может быть для нас подлинным духовным домом. Церковь может помочь нам во всем — в духовной жизни, в творческой и профессиональной деятельности, в устроении семьи, в воспитании детей.
— Как сосредоточиться на происходящем, как сделать так, чтобы хотя бы на одной неделе Бог был на первом месте? Весь Великий пост готовил нас к встрече Страстной седмицы. В течение поста в храме читались книги Ветхого Завета, а в первые три дня Страстной седмицы устав предписывает в храме прочитывать полностью все четыре Евангелия (на практике чтение начинается за неделю или две до Страстной). Многие православные христиане прочитывают за пост все Евангелие.
Самое главное — в дни Страстной седмицы побольше думать о Христе, читать о Нем, размышлять о смысле Его страданий и смерти, молиться Ему.
— А как быть тем, кто по работе или болезни не сможет быть в храме?
Можно читать тексты Страстных богослужений дома по Триоди постной. Можно читать Страстные Евангелия, как делали Царственные мученики, когда встречали свою последнюю Страстную и последнюю Пасху в Екатеринбурге, в доме Ипатьева. В прежние годы Царская семья всегда посещала долгие страстные службы, но на этот раз она была лишена возможности участвовать в богослужении. Службы заменялись чтением Евангелия о Страстях Христовых.
Сохранилась трогательная запись в дневнике Государя, датированная Великим Четвергом 1918 года: «Продолжал чтение Библии… При звуке колоколов грустно становилось при мысли, что теперь Страстная и мы лишены возможности быть на этих чудных службах и кроме того, даже не можем поститься!.. Вечером все мы, жильцы четырех комнат, собрались в зале, где Боткин и я прочли по очереди 12 Евангелий». В Великий Пяток Государь записывает: «По утрам и вечерам, как все эти дни здесь, читал соответствующие Святые Евангелия вслух в спальне».
— Что самое важное в Страстной седмице?
Самое важное в Страстной седмице — это Христос. Вообще Христос — самое важное в жизни Церкви, в духовной жизни христианина. К сожалению, об этом часто забывают. Есть люди, которых в христианстве гораздо больше интересует антихрист, чем Христос, которые помешаны на теме ИНН, трех шестерок, штрих-кода, ожидания конца света. Создается какое-то нездоровое православие, скорее даже сектантство на православной почве. А кончается все тем, что зарываются в землянку и ждут конца света.
Христос не к этому нас призывает. Он не призывает нас уходить под землю, пугливо открещиваться от окружающей действительности. Он призывает нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение. И конца света нужно ожидать не со страхом, а с радостью, ибо это будет пришествие Христа во славе.
— Владыко, а какие Страстная седмица и Пасха для вас самые памятные?
Каждая Страстная седмица и каждая Пасха оставляет в душе глубокий след. Помню, с каким напряжением я в юности ждал Страстную седмицу и Пасху. Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий Четверг выпал на 1-е мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций, и прекращался доступ в храм Воскресения словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства, где читал и иподиаконствовал с 15 лет. И тогда Владыка Питирим, служивший в этом храме, решил ночью служить Литургию Великого Четверга, а потом, после небольшого перерыва, Утреню с чтением 12-ти Евангелий.
И вот я ночью ушел с места своей военной службы и на метро приехал в храм. Ночь была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было «небо на земле». Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в X веке, когда присутствовали за богослужением в Храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитый опыт: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».
Именно потому храм и притягивает нас в дни Страстной седмицы, да и в другие дни церковного года, что «Бог пребывает там с людьми». И заменить этот опыт ничем невозможно — никаким «Богом в душе».
Опубликовано: 10/04/2009