Памяти Олега Янковского: «Дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя»
20 мая на 66 году жизни скончался народный артист СССР Олег Янковский, сообщили ИТАР-ТАСС в театре «Ленком». По данным СМИ, в течение длительного времени артист болел раком поджелудочной железы.
65-летний артист совсем недавно был участником церемонии в Кремле, где президент Дмитрий Медведев вручил ему орден За заслуги перед Отечеством II степени. Буквально накануне трагического известия в кинотеатре «Художественный» открылась ретроспектива фильмов с участием Олега Янковского. На гигантской афише на здании кинотеатра написано: «Тот самый Янковский». Одним из первых в перечне фильмов стоит картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», где любимый россиянами актер сыграл главную роль — мечтателя и «Дон Кихота».
Детство Олега Янковского — рудники Казахстана, куда семья будущего актера была сослана после ареста отца — бывшего штабс-капитана Семеновского полка. Мать Янковского сожгла все семейные документы, указывающие на их дворянское происхождение. Когда задумывался фильм «Щит и меч», режиссер Владимир Басов долго не мог найти актера на роль Генриха Шварцкопфа. И вдруг однажды увидел за столиком в кафе молодого Олега Янковского. Басов был поражен: какое лицо! Наверняка какой-нибудь физик или филолог. И, к счастью, ошибся. Этот фильм стал для Янковского первым. А дальше — больше 60 ролей в кино и сотни в театре.
О главной удаче своей жизни он говорил так: «Моя семья, мой дом. Если разрушается семья, то какой тогда смысл в жизни?»
Последней ролью Олега Янковского стала роль митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина «Царь». Восторженные отклики этот фильм получил на 62-ом Каннском фестивале.
Возможно сыграть святого — с таким вопросом корреспондент журнала «Нескучный сад» обратился к А.Л. Дворкину, принимавшему активное участие в создании фильма:
Олег Янковский в роли митрополита Филиппа
|
— Об этом лучше спросить у актера. Я только со стороны наблюдал. Олег Иванович Янковский — очень талантливый актер, и делает все возможное, чтобы передать характер своего героя. Перед съемками он молился святому, которого играл. Все съемочные дни (по крайней мере, те, в которых я участвовал) начинались с молебна святителю Филиппу. Вся съемочная группа приходила на молебен, и люди говорили, что это им реально придает силы, — рассказал Александр Леонидович.
А некоторое время назад Олег Янковский отказался от роли Воланда в новой экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которую задумал осуществить режиссер Владимир Бортко. «Я не знаю, как это играть. И считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя», — сказал О.Янковский. «К этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо — ни одной стороны, ни другой. Ни добро, что мы называем господом Богом, ни зло, что мы называем дьяволом. А Сталина я отказался играть, потому что нельзя артисту играть человека, не сострадая ему».
Однажды его спросили: «Стукнет вам восемьдесят, будете лежать, пить кефир и жалеть, что не воспользовались славой…»
«Почему вы думаете, что я не воспользовался? (Смеется.) Но опять же, без шуток, у всего этого есть и трагическая сторона. Немыслимо объяснить, что это такое — получить бешеную популярность, а потом в одночасье ее лишиться. Особенно для актрис. Это трагедия, которую не переживает ни один самый знаменитый ученый, журналист, писатель, режиссер. Так во всем мире. И вот актеру обязательно надо готовить себя к тому, что однажды все это закончится. Другое дело, начнешь готовить — и кураж пропадет, а у нас такая профессия, что глаз должен гореть».
Так не случилось, актер скончался через несколько дней после ошеломительного успеха на Каннском фестивале своей последней, возможно, самой главной роли.
Опубликовано: 22/05/2009