Вы здесь

«Благовещенье, праздник мой!»

Марина Цветаева

В праздник принято вспоминать творения классиков, посвящённые празднику, и порой приходится читать странные строчки, только потому, что написаны они знаменитыми авторами — тоже к дате. Гуляют по интернету вихри текстов: хороших и не очень. Но стихотворение, о котором хочется поговорить, не из таких.

Хоть и рифмы его подбирались к празднику, но таково свойство истинных поэтов — говорить больше сказанного, говорить из сердца, говорить сердцу.

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
— Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

23 марта 1916

Душа в день Благовещенья — как распахнутое окно. Тонкий, лирический, воздушный праздник. Земные оковы, кажется, больше не страшат душу, она чувствует в себе потенциал свободы. Руки «раскрепощены» потому, что превратились в крылья. Размыкается на время круг рук, преображаясь в круг крыл. Страх обезврежен надеждой — «руки раскрещены».

Вспоминаются другие строчки Цветаевой, написанные в том же 1916 году 2 июля:

Руки даны мне — протягивать каждому обе,
Не удержать ни одной...

Таков лейтмотив всей её жизни, главная тема, главная боль. Весьма показателен наказ, который она даёт в открытом письме для детского журнала: «...если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же, на худой конец, — не видьте смешного в смешном!» («Детям»,1937—38).

Она называла это «круговой порукой добра». Само выражение, словесную формулу, Цветаева нашла в стихотворении неизвестной монахини Ново-Девичьего монастыря:

Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!

«Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря, — писала Марина, — дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле» («Искусство при свете совести», 1932).

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

«Праздник» — это когда руки отдыхают, потому что сама благодать берётся устроить меня к лучшему. Благая воля Бога, Отца Небесного, о падшем Адаме дарит ему дорогу домой, на небо.

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера...

Ещё бы! Ведь «цветок полит чахнущий», и этот цветок — все мы: кто жил, кто живёт, кто будет жить. Дева из смертных обрела благодать стать Матерью вечного Бога, Матерью Спасителя от греха и смерти. Исполнились чаяния сирых, врата небесные приоткрылись, и Всевышний, устами ангела воззвал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!».
Душа каждого человека может уподобиться Пресвятой Богородице только тогда, когда Христос станет единственным на потребу, когда ничего иного душа не будет желать с такою же силой. «Один из западных писателей говорит, что Воплощение Христа стало возможным, когда нашлась Дева, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней» (митрополит Антоний Сурожский). Мария совершила подвиг, плодами которого мы пользуемся — благодать Христова пришла в мир через Неё.

Мир воспрял, как политый цветок, жаждала воспрять и Марина. Её душа томилась, но в день Благовещения она чуяла возможность свободы, переживала всеобщую радость о приходе в мир Спасителя.

Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Всё, что ей на самом деле надо было — свершилось. Круговая порука рук и крыл — это и есть её сокровище, её любовь, которую она искала и не могла найти.

Бог меня — одну поставил
Посреди большого света.
— Ты не женщина, а птица.
Посему: летай и пой!
1918

Все её романы, по определению дочери бывшие романами с «неплодной смоковницей», были отражением жажды иного бытия, иной жизни, до которой она так и не смогла дотянуться.

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

Праздник человеческой надежды. В Благовещенье душа, словно птичка, которую вот-вот выпустят из клетки страстей...