Да благодушествуют падшие, уповая на Бога
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Церковью как великий подвижник и аскет, чье творение — «Лествица Божественного восхождения», или просто «Лествица» — на протяжении многих веков помогало и монашествующим, и мирянам бороться со своими греховными немощами и возрастать в добродетели. Не случайно памяти преподобного посвящена четвертая неделя Великого поста — его наставления укрепляют и поддерживают нас в решимости положить начало суровой борьбе с проявлениями собственного греховного навыка.
У подножия Синайской горы
Биография преподобного Иоанна Лествичника не известна нам в подробностях, что неудивительно — ведь он с юных лет удалился от мира и посвятил себя Богу. И хотя житие преподобного составил человек, лично его знавший, он не сообщил нам никаких сведений о его жизни до ухода в монастырь.
Предположительно, преподобный Иоанн родился в 529 году (по другой версии — в 579 году) в одном из приморских городов Южной Палестины (или, по другим сведениям, в Константинополе). Судя по его писаниям, в юности он получил хорошее светское образование и в возрасте шестнадцати лет принял решение удалиться от мира. Местом своего монашеского жития преподобный избрал гору Синай, где, согласно преданию, Моисей созерцал Славу Божию.
Четыре года преподобный Иоанн подвизался как послушник под началом аввы Мартирия, а в возрасте двадцати лет принял монашеский постриг. После этого еще почти два десятилетия пребывал в полном послушании у своего наставника и только после его смерти ушел в затвор и стал жить в долине Фола у подножия горы Синай.
В уединении и молитве преподобный провел сорок лет. В таинственной тишине монашеской келии совершалась его невидимая борьба с собственным грехом, подробности которой нам неизвестны, потому что происходила она в глубине его сердца.
Новый Моисей
Преподобный ушел от мира, от его суеты и соблазнов, но не от людей. Житие преподобного Иоанна сохранило для нас множество примеров его внимательной заботы о духовном и телесном здравии братий, которые так же, как он, подвизались у подножия Синайской горы.
Его огненная проповедь покаяния, видимо, смущала слабые сердца монахов. Да и кого не смутит призыв к столь решительному отвержению себя и плачу о своих грехах? Преподобный Иоанн звал братию на войну с грехом, а им хотелось перемирия и успокоенности, так же как и нам порой хочется закрыть глаза на проявления своего греховного естества. Раздражение обличаемых братий вылилось в конфликт: преподобного обвинили в пустословии и лжи. Чтобы не вводить обвинителей в соблазн, подвижник целый год хранил полное безмолвие, и лишь с большим трудом провинившимся монахам удалось уговорить святого Иоанна вернуться к духовным беседам, столь необходимым для их спасения.
После сорока лет монашеского подвига, в возрасте семидесяти пяти лет, преподобный Иоанн был поставлен игуменом монастыря Неопалимой Купины, который позднее стал монастырем святой Екатерины на Синае. Совершилось это, как сказано в житии, «насильно», то есть под большим давлением братии и после интенсивных уговоров.
Однажды, когда преподобный Иоанн уже был игуменом, к нему обратился преподобный Иоанн Раифский, игумен Раифского монастыря, находившегося в тридцати километрах от Синая, на берегу Суэцкого залива, с просьбой поделиться с братией скрижалями духовными, как некогда сделал это Моисей для народа Израиля: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Так появилось руководство для монахов — «Лествица Божественного восхождения».
Преподобный Иоанн пребывал в положении игумена недолго. Очень скоро он передал это звание своему брату по плоти, авве Георгию, и мирно скончался около 605 года.
Лестница в Небо
Преподобный Иоанн опирается прежде всего на свой собственный духовный опыт, на свои наблюдения, но вместе с тем его писания находятся в русле духовной традиции отцов Церкви.
Автор «Лествицы» в доступной форме пытается донести до каждого простого монаха, в том числе необразованного, то содержание, восприятие которого не может не сочетаться с сердечной болью: как возненавидеть грех «совершенной ненавистью», причем грех свой собственный, а не чужой, и как положить начало истинному и нелицемерному покаянию.
Сочинение преподобного Иоанна состоит из тридцати глав, каждая из которых есть рассказ о способах борьбы с той или иной страстью: памятозлобием, злословием, чревоугодием, сладострастием, тщеславием, гордыней, ложью, лицемерием, сребролюбием. Каждый из этих грехов настолько укоренился в нашей падшей природе, что, кажется, бороться с ним просто бесполезно. Но это, конечно же, не так. Порабощение страсти противоестественно, хотя каждая страсть развивается из естественных склонностей человека. «Похвальные свойства природы превратили мы в страсти, — пишет автор книги. — Например, от природы в нас семя для чадородия, а мы превратили это в блуд. От природы в нас раздражение на змия, а мы обратили оное на ближнего. Есть в нас ревность для соревнования в добродетелях, а мы соревнуем во зле. Естественно душе желание к славе, но — горней. Естественно гордиться, но перед демонами. Естественна также и радость, но о Господе и о благоуспешности ближнего. Получили мы от природы и памятозлобие, но против душевных врагов. Получили алкание пищи, но без невоздержности».
Как опытный пастырь и тонкий психолог, преподобный Иоанн показывает нам бесконечное коварство, изворотливость и живучесть греховных навыков, которые при атаке на них могут спрятаться даже под личину добродетели. Особенно коварно тщеславие, способное отравить самые высокие порывы души. Горько сетует подвижник: «Тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу и опять им же победился».
«Лествица» раскрывает перед читателем стратегию войны против врага внутреннего и внешнего: наших греховных привычек и духов злобы, стремящихся совратить человека с избранного им пути.
Война с «духами злобы поднебесной» разворачивается между Небом и землей, между раем и адом. Образ «Лествицы», то есть лестницы, которая соединяет землю и Небо, отсылает нас к библейскому описанию сна Иакова, данному в Книге Бытия (см.: Быт. 28:12–16).
Преподобный Иоанн уподобляет путь кающегося человека лестнице без перил, каждая ступень этой лестницы — одна маленькая победа над собственным грехом. По этой лестнице возможен только путь вверх, потому что те, кто оступился, сразу падают в адскую пропасть, но на последних ступенях Сам Господь протягивает человеку руку помощи.
Бесценные наставления
Читая «Лествицу», нужно помнить, что она написана для наставления монахов и не все советы преподобного буквально исполнимы человеком, живущим в миру. Об этом предупреждает нас и сам автор. «Знаю, — говорит преподобный, — <…> что рассказанные мною подвиги кажутся для одних невероятными, для других — превосходящими надежду, а для иных — приводящими в отчаяние; но мужественный муж от сего уязвленный, как острием, отходит с огненною стрелою и ревностию в сердце. Низший же сего познает свою немощь и, чрез самоукорение удобно стяжав смиренномудрие, устремится вслед за первым, но не знаю, настигнет ли его. Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает».
И все таки даже нам, нерадивым, наставления преподобного Иоанна могут и должны принести несомненную духовную пользу, потому что он дает ответ на те вопросы, которые каждый день задает себе христианин: как не злословить на ближнего, как забыть обиду, как побороть гордость и тщеславие? Ответы преподобного показывают, как далеки мы бываем от истинного исправления собственной жизни даже в минуты самого искреннего, как нам кажется, покаяния и насколько необходимо нам, не откладывая духовного труда на туманное будущее, прилагать усилия к борьбе с навыком ко греху.
Опубликовано: 09/04/2016