Епископ Иларион (Алфеев): «Единство между Украинской Православной Церковью и Московским Патриархатом должно оставаться незыблемым»
Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфееев) об итогах работы Архиерейского Собора РПЦ 2008 г.
— Владыка, скажите, пожалуйста, что Вы считаете главным итогом этого Собора?
— Главным итогом Собора стало то, что Русская Православная Церковь вновь засвидетельствовала свое единство, проистекающее, прежде всего, из того факта, что она основана на единой вере, едином исповедании православия, единой евхаристии и объединена таинствами. Кроме того, всех чад нашей Церкви объединяет их принадлежность к единой киевской, днепровской крещальной купели святого князя Владимира. Здесь, в этом братском единении, когда собрались архиереи из Украины, России, Беларуси, Молдовы и других стран, мы ощутили это чувство с особым вдохновением. Я думаю, что именно в этом единстве главная сила святой Русской Православной Церкви.
— Как Вы оцениваете выступление Блаженнейшего Митрополита Владимира, в котором был озвучен ряд очень важных вещей, например, вопрос о статусе Церкви в Украине, об автокефалии и о том, что она значит для Церкви?
— Выступление Блаженнейшего Митрополита Владимира было воспринято очень положительно членами Архиерейского Собора. Оно нашло отражение и в определениях Собора. В этом выступлении было подчеркнуто, что единство между Украинской Православной Церковью и Московским Патриархатом должно оставаться незыблемым. Оно является основой нашего церковного бытия, и тот факт, что вопрос об автокефалии украинской церкви иногда звучит в некоем политизированном контексте, свидетельствует о том, что в настоящее время его продвигают, прежде всего, какие-то политические силы, которые заинтересованы в этой автокефалии по своим нецерковным соображениям. Блаженнейший Митрополит Владимир в своем докладе подчеркнул, что сама по себе церковная автокефалия, если она получена каноническим путем, не является расколом и чем-то негативным для Церкви. Но, конечно, для такой автокефалии должны созреть условия, должно быть, прежде всего, единогласное мнение народа Божия. Сейчас, насколько можно было судить по этому докладу, такого единодушия нет. Блаженнейший Владимир указал на разделенность Украины по принципу «восток» — «запад», по принципу двух сторон Днепра. И, конечно, это не та ситуация, когда можно создавать автокефалию и даже говорить о ней. Это не исключает в будущем возможности какого-то церковного переустройства, но в настоящий момент, на ближайшие годы мы вновь подтвердили наше церковное единство, наше единомыслие и тот факт, что именно в них мы черпаем силу.
— На этом Соборе обсуждался еще и вопрос сложных взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов. В частности, были озвучены предпосылки «новой» экклезиологии Константинополя. А как, по-Вашему, нужно оценивать и правильно понимать первенство в Церкви Вселенского Патриарха?
— Мы признаем за Константинопольским Патриархом первенство чести, но не признаем за ним какие-либо права, которые выделяли бы его, давали ему власть над другими Поместными Православными Церквами. Константинопольский Патриарх имеет церковную юрисдикцию в пределах своей Церкви, ему усвоены по общему межправославному согласию некоторые координирующие функции, но та новая экклезиология, которая сейчас создается Константинопольским Патриархатом, которая была описана подробно в определениях нашего Архиерейского Собора, для нас является неприемлемой. Мы не можем изобретать ту экклезиологию, которой в истории нашей Церкви никогда не было. Мы не можем навязывать нашей православной церкви папистскую модель церковного устройства. Поэтому, мы будем твердо стоять на канонической основе, которая должна оставаться незыблемой.
Опубликовано: 04/07/2008