Иустин в поисках Истины
Святому Иустину Философу принадлежит первый опыт сопоставления идей классической философии и христианского вероучения. Влияние этого подвижника на развитие религиозной мысли столь велико, что его смело можно назвать основателем христианской философии. Во многом именно благодаря стараниям святого Иустина христианское богословие через много лет после кончины святого смогло сформулировать сложнейшие догматы своего вероучения, используя язык классической философии. Память святого Иустина Православная Церковь отмечает 14 июня.
Духовной жаждою томим…
В городе Сихеме, недалеко от того места, где произошла встреча Спасителя с самарянкой, около 100 года по Р. Х. родился мальчик по имени Иустин, которого с детства сжигала та же жажда Истины, которая заставила самарянку Фотинию сначала вступить в разговор с незнакомым ей иудеем, а потом принять за Него мучительную смерть. С тех пор в Самарии изменилось всё. Древний Сихем был стерт с лица земли во время первой Иудейской войны (66–71 годы). Самаряне покинули родные места, а на их место пришли римские колонисты. Сихем был восстановлен императором Флавием Веспасианом и получил новое название Флавианополис, то есть «новый город Флавия». Одними из его поселенцев и были родители будущего подвижника.
Хотя Иустин родился недалеко от тех мест, где происходили важнейшие события Священной истории, в юности он был язычником и вел жизнь типичного молодого римлянина. Его семья была, вероятно, богата: родители смогли дать сыну классическое языческое образование, которое включало в себя, в том числе, и изучение языческой мудрости — философии. Именно философия стала для Иустина той дорогой, которая привела его к Истине. Но не сразу. Обращению предшествовал длительный и мучительный поиск того философского учения, которое могло бы утолить его духовную жажду.
Первым увлечением Иустина на этом пути стала философия стоиков. В стоицизме будущего подвижника привлекало этическое учение — призыв жить согласно разумной природе, стремиться к добродетели, избегать порока, искоренять страсти. Однако очень скоро молодой человек понял, что в стройной этической системе стоиков нет места главному — Богу. Когда он обратился с этим к своему учителю-стоику, тот ответил, что Бог для него не является предметом философствования.
Тогда любознательный юноша обратился к последователям Аристотеля — перипатетикам. Но здесь разочарование ждало его с самого начала. Учитель философии, прежде чем распахнуть перед своим учеником глубины духовного знания, потребовал с него… кругленькую сумму. Поняв, что мудрость стала для этого человека всего лишь предметом торга, Иустин отвратился от этого учения.
Последователи Пифагора приняли искателя Истины с распростертыми объятиями, но оказалось, что для того, чтобы вступить на путь познания, их адепт должен уметь музицировать, знать астрономию и геометрию. Иустин не обладал этими знаниями и навыками, и ему было отказано в праве вступить в общину пифагорейцев.
Пройдя этот, уже столь длинный, путь, юноша решил обратиться к последователям Платона. Беседы с учителем-платоником воодушевили его как никогда. «Рассуждение о вышечувственном, — писал он впоследствии, — возвышало меня больше и больше, и учение об идеях окрыляло мой ум; в короткое время я мечтал сделаться мудрецом и в своем безрассудстве надеялся достигнуть созерцания Бога — этой конечной цели Платоновой философии». Казалось бы, поиск закончен. Но неожиданное событие кардинально изменило судьбу философа…
Неслучайная встреча
Однажды, прогуливаясь у моря в поисках уединения, святой Иустин встретил пожилого человека — вероятно, палестинского или сирийского христианина. Они вступили в разговор, и взгляды собеседника на природу вещей, его рассуждения о Боге, душе и добродетели поразили философа. Как последователь Платона Иустин считал, что душа божественна и бессмертна, что она является «частью царственного ума», то есть Бога, поэтому Бога можно увидеть и постичь, очищая свой разум и просвещая его светом истинного учения. «Если это действительно так, — спросил юношу мудрый старец, — то почему же сам Платон так и не постиг истинного Бога?» Этот вопрос, видимо, был созвучен внутренним сомнениям искателя Истины. Он и сам чувствовал, что языческая мудрость могла только призывать к добродетели и обличать пороки, но не показывала, как желанной добродетели достичь, а главное, не давала человеку встречи с Богом Живым, которой так жаждала ищущая душа. Для стоиков и платоников Бог был всего лишь неким безличным принципом, который управляет Вселенной. Его можно было познавать, но нельзя — любить.
Встреча у моря подтолкнула Иустина к тому, чтобы искать Бога не в учении философов, а в Откровении Церкви.
Святой Иустин обрел Христа после того, как разочаровался во всех философских учениях языческого мира. Не удивительно, что для него так важно было постичь Его учение, соотнести то новое и небывалое, что открывал человеку Новый Завет, с уже известным и устоявшимся. Однако вера, которую обрел философ, не была рациональной верой ученого-теоретика. Эта была живая и деятельная вера, наполненная любовью к Богу и ближним. Любовь святого проявилась, в частности, в том, что всю оставшуюся жизнь он посвятил проповеди христианства, чтобы открыть истину о Господе таким же ищущим и страждущим, как когда-то и он сам, людям.
Мантия философа
Святой Иустин принял крещение примерно в 133 году по Р. Х. Многие новообращенные христиане после крещения полностью отказывались от наследия языческой античности. Святой Иустин не отказался от мантии философа, но не потому, что ему дороги были прежняя жизнь и прежние заблуждения. Он был убежден, что эллинская мудрость — это тот язык, на котором можно обратиться с проповедью евангельской истины к просвещенным гражданам Римской империи. Этот христианский подвижник был первым, кто попытался соединить в своей проповеди язык классической античной философии и истины Откровения. Он полагал, что как Моисей был путеводителем израильского народа ко Христу, так и Платон и Сократ, не знавшие Истины, но искавшие ее, подготовили языческий мир к тому, чтобы в нем прозвучало слово Благой вести.
Святой Иустин стал странствующим учителем, он много проповедовал в различных городах империи, посетил Александрию и Эфес, наконец, остановился в Риме и открыл там философскую школу, в которой каждый желающий мог приобщиться к основам христианской веры. Эта школа стала первой катехизической школой в истории Церкви.
Святой Иустин был не только талантливым проповедником, учителем, но и блестящим полемистом. Ему приходилось защищать учение Церкви и от языческих философов, и от иудейских мудрецов, и от еретиков, искажающих учение Христа. Одним из врагов Церкви, крайне враждебно настроенным против христиан, был некто Крискент, придерживающийся взглядов киников, или по-другому — циников. Это философское учение проповедовало нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности. Святой Иустин вступил с ним в публичный спор и сделал очевидным его полнейшее невежество. Эта победа стоила ему жизни…
Dura lex…
Во II веке н. э. отношение к христианам в обществе было, мягко говоря, настороженным. Последователи Христа не признавали языческих богов и не поклонялись им, а это считалось в Римской империи преступлением. И хотя римляне в большинстве своем уже давно не верили в то, что считали непреложным их предки, они тем не менее полагали, что сохранение обычая идолопоклонства — патриотический долг добропорядочного гражданина. Тех же, кто не хотел подчиниться этому порядку, они подвергали жестоким истязаниям и мучительной смерти, что выглядело в глазах просвещенных последователей Платона и Аристотеля делом вполне законным и нравственным. «Dura lex, sed lex» — «суров закон, но это закон». А народные массы просто боялись христиан, потому что не понимали их, и обвиняли учеников Христовых в самых гнусных и отвратительных пороках, которые только можно было придумать, включая каннибализм и разврат.
Есть все основания предполагать, что однажды бесстрашное слово святого остановило волну очередных гонений на христиан. Все началось с почти бытового инцидента. Некая женщина-язычница обратилась ко Христу. Конечно, новообращенная захотела жить чистой и целомудренной жизнью, но ее новые стремления не понравились ее мужу — убежденному идолопоклоннику и человеку, не склонному обуздывать желания плоти. Убедившись, что его невозможно наставить на путь истинный, женщина приняла спорное решение — развод. Муж в долгу не остался и решил наказать по закону, но не свою жену, а того христианина, который научил ее истинам веры. Раб Христов Птоломей и еще несколько сочувствующих ему христиан были приговорены к смертной казни. Святой Иустин, узнав о смерти мучеников, написал трактат, в котором доказал невиновность христиан, изобличил ложность языческих богов и показал всемогущество Христа. Трактат был вручен правящему императору, и тот не только не разгневался на смелого философа, но со вниманием отнесся к его аргументации и приказал остановить преследование христиан за веру. С позволения императора святой Иустин отправился в Азию, где гонения на христиан были особенно свирепы, с тем, чтобы быстрее донести до них волю императора.
Вернувшись из Азии в Рим, подвижник был схвачен по доносу. Вероятнее всего, автором доноса был его давний враг Крискент. Когда городской префект спросил святого о его убеждениях, он прямо исповедовал веру в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Святой Иустин Философ был приговорен к мучительной смерти. Его земная жизнь окончилась 14 июня 166 года. Вместе с ним мученический венец приняли пять его учеников, что показывает, насколько он был не только прекрасным философом, но и прекрасным педагогом, которому удалось передать своим ученикам не только знание о Христе, но и горячую, живую любовь к Нему.
Опубликовано: 13/06/2016