Вы здесь

На пересечении линий и плоскостей

На пересечении линий и плоскостей

Человеческий индивид — как точка. А что такое точка? Геометрия учит, что точка не содержит в себе никакого измерения, никак не изобразима и является голой абстракцией. Изобразима она и понятна только в результате соотношения с тем, что не есть она сама и что есть уже линия. Если нет линии, например, пересечения линий, то нет и никакой точки…

1. Брехня

Масштабы человеческой брехни сегодня превзошли все мыслимые и немыслимые границы. Рамок больше нет — никаких. Кроме произвола сильных.

Будь самым сильным (богатым и хитрым) — и делай, что хочешь.

Так было всегда, — возразит читатель. И я бы согласилась, если бы не масштабы: масштаб нынче не тот.

Хорошо в своё время сказала Тэффи: «Школа философов-стоиков утверждала, что ни одно произнесённое человеком слово не исчезает, и что в мировом пространстве оно живёт вечно.<…> Как с тихим отчаянием заметил один из современных нам нефилософов, — мировое пространство заполнено человеческой брехнёй. Мировое пространство беспредельно. Человеческая брехня также. Предельное насыщается предельным. Может быть, беспредельное заткнётся когда-нибудь беспредельным, и мы, наконец, успокоимся» (Надежда Тэффи. В мировом пространстве, 1920).

Не заткнулось и не успокоились. Случилось совсем обратное. Складывается впечатление, что мировое пространство настолько переполнилось, что его самого стало меньше. Брехня вытесняет жизнь отовсюду, оплетая мир уже не просто глупыми баснями-сплетнями, но чем-то вроде колючей проволоки.

Глобальный мир — глобальная брехня? Именно так. Другое имя ему — царство лжи.

Готов ли человек к новому испытанию на человечность? Пройдёт ли тест на верность не то, чтобы Богу, но самому себе, как творению Бога и как биологическому виду. Не откажется ли человек от человеческого в себе в пользу звериного, скотского? Или даже дьявольского?

Страшно отвечать на этот вопрос — неутешительный он. Ответ, к несчастью, уже плавает на поверхности мирового болота.

Мы все с надеждой смотрим на островки, на кочки здравости и человечности, но их с каждым днём становится всё меньше.

Заметим, что брехня — это не всегда злой умысел, иногда это просто беспамятство.

Человека создают его связи: личные, родовые, общественные, исторические, онтологические, культурные. Человека создают его устремления, его любовь и ненависть.

2. Больше, чем геометрия

Человеческий индивид — как точка. А что такое точка? «Геометрия учит<…>, что точка не содержит в себе никакого измерения, — пишет А.Ф. Лосев в своей работе «Владимир Соловьёв и его время», объясняя философское видение самого В. Соловьёва. — А ведь это значит, что она никак не изобразима и является голой абстракцией. Изобразима она и понятна только в результате соотношения с тем, что не есть она сама и что есть уже линия. Если нет линии, например, пересечения линий, то нет и никакой точки. Точно так же и линия является голой и малопонятной абстракцией, если она не соотнесена с тем, что не есть она сама, с плоскостью. В результате таких же геометрических отношений возникает точное представление о теле и в дальнейшем о разных свойствах этого тела. Линия не составляется из точек, потому что отдельная точка уже предполагает существование линии. Также и плоскость нельзя получить из линии, потому что сама линия уже предполагает существование плоскости. Буквально то же самое происходит и с человеком. Отдельный, изолированный человек есть только наша абстракция. В действительности такой абстракции ровно ничего не соответствует. Но все-таки отдельный человек есть реальность, и это только потому, что существует общество, элементом которого является каждая отдельная человеческая личность».

Всеобщее — причина существования индивидуального. Если отрезать индивида от всеобщего, он растворится, распадётся, исчезнет, потому что не сможет осуществлять себя снова и снова. Ведь жизнь — это постоянное воссоздание жизни в себе. Человек осуществляется, осуществляя во времени и пространстве всё, что в нём пересекается.

Чтобы уничтожить индивида — результат пересечения множества линий и плоскостей, надо разорвать его связи с этими линиями и плоскостями, надо не допустить осуществления пересечений. Для этого надо отвлечь внимание индивида от подлинно созидающих его реалий и перенаправить на фейковые, мнимые, ложные.

3. Война памятников и ложная память

Про войну памятников говорить скучно, настолько нелепы многие из тех, что старательно возводятся сегодня по всему миру с целью исказить представления об истории и занизить значимость России и русских. Параллельно идёт война с памятниками, уже зафиксировавшими некий исторический опыт, и она ещё более красноречиво свидетельствует о том, куда мы движемся. Повсеместно разрушаются советские памятники, особенно посвящённые победе над фашизмом, и памятники христианской культуры.

Некоторые люди скептично вопрошают: Разве можно забыть, что было, и помнить то, чего не было? К несчастью — можно.

Например, учёный-нейробиолог Константин Анохин в одном из своих выступлений говорит: «Память — это всегда реконструкция. Мы всякий раз творчески воссоздаём прошлое, т.е. идём новым путём, а не просто возвращаемся назад».

Американская исследовательница памяти Элизабет Лофтус проводила такой, весьма показательный, эксперимент. Испытуемой была дочка её знакомых. Подговорив родителей, Элизабет стала внушать девочке ложные воспоминания, как бы прикрепляя их к действительно происходившим в её жизни событиям. Элизабет сказала девочке, что в возрасте 6 лет, перед Рождеством, она потерялась в торговом центре (на самом деле этого не было). Девочка сказала, что помнит, как ездили туда, но не помнит, чтобы она терялась. Тогда родители стали напоминать некоторые правдивые детали, которые она могла помнить: там была ёлка, мы ходили вокруг ёлки и т. п. Доверяя авторитету родителей, девочка начала «припоминать небывшее событие», причём дополняя его деталями, которых на самом деле не было. Она вспомнила (!), как бежала по длинному-длинному коридору каких-то служебных помещений, когда она вышла и не могла найти родителей, вспомнила, как ей встретился дядя полицейский и т. д.

Самое удивительное, что после таких «реконструкций» ложные воспоминания становятся частью «я», и человек не может их отличить от того, что с ним происходило. Опыт Элизабет был повторен ею с другими испытуемыми, он был повторён также другими исследователями и всегда с одними и теми же результатами. Этот «фокус» построен на активном свойстве памяти — способности реконструировать что-то из наличных элементов. Однако очевидно, что данная природная особенность может быть использована в корыстных целях, когда надо изменить базовые «воспоминания», формирующие идентичность человека или даже народа.

4. На пересечении лжи, брехни и самообмана

Особенность нашего времени в том, что обычный, средний человек всецело погружён в ложь и уже не замечает этого. Его индивидуальность формируется пересечением всевозможных видов брехни, какие только можно вообразить, включая самообман — желание пребывать в инфантильной праздности и неведении.

Что за зверь вырастет в таких условиях даже подумать страшно. И каково будет новое общество, когда усилиями многих и многих «демократов» оно избавится от всех культурных пережитков прошлого, хранящих «неправильную» память о былом и тем мешающих т. н. «демократизации»?

Радонеж