Вы здесь

О простоте Писания и лукавстве человеческом

Иоанн Богослов

Человек лукав. Таким сделало его грехопадение. Как газообразные вещества занимают все предоставленное им пространство, так и лукавство впиталось во всего человека, проникло в его ум, чувства, слова, дела. Человек врет по поводу и без повода, хитрит по мелочам и по-крупному, недосказывает и перевирает, преувеличивает и умаляет. Успокаивает себя, когда надо бить тревогу, и делает много шума, когда надо быть спокойным. Спрашивает совета, но в итоге поступает, как сам хочет. Прощает себе и не прощает другим. Видит муху и не замечает слона. Короче, поврежден человек, болен неправдой и лукавством, и тайну его повреждения до конца нельзя исследовать. Как и говорит псалмопевец: «Беззакония кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13).

Интересно наблюдать, как наше лукавство проявляет себя при чтении Священного Писания. Дело в том, что во время чтения Библии мы включаем некие умственные фильтры, отсеивающие важнейшие вещи, а второстепенные поставляющие на первое место. Происходит какая-то полусознательная перестановка явных логических акцентов написанного. Да, Библию нужно изучать с церковными толкованиями, но порой мы почему-то не в состоянии прямо воспринять ясные, простые места, особого толкования не требующие. В некоторых случаях мы даже попросту не замечаем многих предложений или словосочетаний. Наш лукавый ум способен проделать над Библией такую правку, после которой не нужно бояться никаких ересей, потому что текст в нашем восприятии уже безнадежно искажен. Приведем несколько примеров.

В Евангелии от Луки есть яркий образец апокалиптического жанра — 21-я глава (ей родственна 24-я глава Евангелия от Матфея). Данные страницы представляют собой пророчество Христа о последних днях земли. Разворачивается страшная картина мировых бедствий, шокирующая воображение: там и масштабные гонения на христиан, и войны, и землетрясения, и знамения в солнце, луне, звездах, и многие другие бедствия. Сколько всего уже написано и сказано на эту тему за две тысячи лет! О том, как и когда это будет, что значит та или иная деталь из пророчества. Но ведь в данном тексте Христова мысль имеет важное логическое завершение: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (см. Лк. 24:31–36).

Господи, помилуй — да ведь здесь самое важное! Средство спасения даже при условии «всех сих будущих бедствий». Но именно эти слова уже мало кто замечает. Воображение распалено, хочется тайн, ужасов, надлома, драмы. А в объедении, пьянстве и суете житейской - вроде ни драмы, ни тайны... Но драма как раз есть — победить эти пороки очень тяжело. Как трудно в суете будней не только молиться, но хоть изредка вспоминать о Господе. Как непросто не объедаться за столом и не «принимать лишнего на грудь» в праздники или просто за компанию! Но об этом как-то не хочется думать — о реальной борьбе с самим собой. Гораздо интересней фантазировать о конце света в голливудской постановке.

* * *

Также приходится слышать: «Почему в православии так грустно? Ведь апостол пишет: „Всегда радуйтесь“! (1 Фес. 5:16). А у вас все покаяние да покаяние…»

Отвечать на этот вопрос можно объемно. Например, говорить о том, что грешнику вообще более свойственно плакать, нежели радоваться. Настоящая радость рождается из глубины очищенного Христом сердца. «Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала» (Пс. 32:1). Однако, не на это хочется обратить внимание, а на игнорирование следующего стиха в том же Послании к Фессалоникийцам святого ап. Павла. После «всегда радуйтесь» следует: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Две мысли неразрывно связаны. Научись, христианин, молиться непрестанно — и будешь непрестанно радоваться. А непрестанная молитва — наука из наук. Достигнуть ее можно лишь трудом всей жизни.

Не правда ли, интересно, почему люди запоминают слова о радости, но не хотят видеть стих об обязанности ежедневного молитвенного труда?

* * *

Еще пример «не видения» очевидных евангельских слов. В полемике о частом или нечастом причащении за грудами разных аргументов так редко вспоминается, что Христос ведь вполне определенно высказался по данному поводу. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:54,56,57). «Ядущий» и «Пиющий» — причастия настоящего времени. Эти слова, очевидно, указывают на постоянное пребывание в состоянии общения с Христом. «Ядущий» и «Пиющий» — значит регулярно это делающий. «Примите, ядите» — также говорит Христос в другом месте (см. Мф. 26:26). «Ядите» — это императив настоящего времени, обозначающий продолжительное или повторяющееся действие. Не «съеште» (единократно), а «ядите» (постоянно). «Пейте из нее все» — также повелевает Господь о Евхаристической Чаше (Мф. 26:27).

Да, конечно, необходим разговор о подготовке к Таинству, о благоговейном отношении к нему. Апостол Павел предупреждает о возможности причастия в осуждение. Но слова ап. Павла вовсе не отменяют повеление Христово, а лишь призывают христиан быть серьезными и ответственными по отношению к святыне. В любом случае к Чаше мы обязаны стремиться, ибо на этот счет есть прямая и недвусмысленная заповедь Божья! Удивительно даже, о чем можно спорить здесь.

Вот еще пример «оцеживания комара и поглощения верблюда». Это касается книги «Откровение» Иоанна Богослова. Пресловутые шестерки из 13-й главы известны всем. Остальное же содержание Откровения мало кому интересно. А ведь смысл данной книги вовсе не в шестерках. Эта книга о жгучей Божественной любви и ревности, о торжестве Агнца и о новом Иерусалиме, об исполнении ветхозаветных пророчеств, о силе и красоте Христа в Его Втором Пришествии. «Ей, гряди, Господи Иисусе» — об этом книга. Не об антихристе, но о Христе! Но Христа там как раз и не замечают, а занимаются антихристом.

А вот пример того, что один современный богослов назвал «конфессиональной слепотой». Есть определенные места Писания, которые иногда обходят вниманием не только отдельные люди, но и целые христианские конфессии. Нам, православным, очень свойственно не замечать слова Христовы из притчи о званых на ужин: «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14:23). Смысл слов Спасителя здесь слишком очевиден, чтобы усложнять их толкованием. Это ясный призыв к проповеди Царствия Божия для всех рабов Христовых.

Ты называешь себя рабом Божиим? Пойди и убеди! Поспособствуй наполнению дома Божия хоть одним человеком. Да, для этого нужно хорошо знать свою веру — но сегодня это не проблема. Работают катехизаторские курсы, церковные магазины наполнены хорошими книгами. Иди и учись, бери литературу и читай. Но вместо этого у нас развилось странное «богословие». Говорят, что православие проповедуют уже не люди, а храмы — тем, что они просто стоят. Проповедают колокола — тем, что звонят. Мощи — тем, что лежат. А где же люди? Где живые свидетели веры? Где «лежат» они?

Или говорят, что у протестантов — «привожане», а у нас — «прихожане» (дескать, к нам люди сами приходят). Что ж, если мы на этом остановимся, то слова Христа «убеди придти», так же, как и «идите и научите», необходимо вычеркнуть из Евангелия. И тогда уже спокойно продолжать свою ленивую и бесплодную жизнь, хладнокровно наблюдая за духовным умиранием наших родных и друзей, пребывающих вдали от Бога.

* * *

Основным лечением для наших внутренних недугов, которое предлагает Церковь во время Великого поста, является слово Божие. Оно проникает глубоко внутрь души и «судит помышления и намерения сердечные». Но это лекарство будет действовать в нас только при внимательном погружении в смысл написанного и предельной нравственной искренности с самими собой. Вспомним, что слово Божие будет судить нас. «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день», — говорит Христос (Ин. 12:48). Как читали? Как понимали? Как исполняли? На эти вопросы всем нам нужно будет дать ответ.

Великопостные дни — это время внутренней борьбы с главными врагами христианства — лукавством, фарисейством и лицемерием. В самом начале подготовки к посту Церковь поставила перед нашими глазами образ фарисея как указание на главную опасность духовной жизни. Об этом же предупреждает и богослужебная книга Великого поста — Триодь постная, начинающаяся со слов: «Не помолимся фарисейски, братия». Чтение Писания тоже может быть фарисейским. Фарисей — знаток Писания, но не духа, а буквы. И мы знаем уже, что подобное отношение к Библии может привести к распятию Христа.

Хорошо бы научиться нам не лукавить, устремляя свой взгляд на священные строки. Попробуем в течение Великого поста прочесть все Четвероевангелие (как и заповедует древняя благочестивая традиция), но прочесть честно. Не как сборник ни к чему не обязывающих духовных истин, но как инструкцию по выживанию. Просто прочитать евангельское слово так, как оно написано. Конечно, такое прочтение не обязательно родит тотчас и исполнение, но может подарить покаяние — а ведь именно его мы ищем, соблюдая Великий пост. Имея покаянный настрой, нам будет уже удобнее приступать к тому, чтобы узнать Евангелие самой жизнью.

pravlife.org