Вы здесь

Отменить Христа?

Очередной скандал вокруг ролика с о. Андреем Ткачевым вскрыл множество проблем современного православного сообщества России, о которых стоит поговорить. И первое, что приходит на ум: «Мир во зле лежит», а зло — в нас.

Как-то так получается, что у нас, православных, все друг другу враги. И по отношению к той или иной ситуации народ делится на два лагеря: «нападатели» и «защитители». И те, и другие действуют с пристрастием, из каких-то своих соображений. Вполне приличных, но любви — не видно, желания спасти другого — нет. Есть желание ужалить побольнее, отомстить, выставить, подставить, посыпать солью рану или, наоборот, «отмазать» своего, оправдать всё, даже то, что оправдывать не стоит. Своих, понятых по-мещански узко, защищаем, даже если те неправы. В итоге защищаем не ценности, а просто шкурные интересы.

Впору вводить новую заповедь: «Не покусай ближнего своего!». Конструктивный диалог в принципе невозможен. Для него, кажется, даже нет структур в головах ратователей за ту или иную правду. А что есть? Судилище. И для судилища все пути прописаны и «дорожные карты» всегда под рукой. Ничтоже сумняшеся все судят всех. А где же милость? «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), но милости нет ни у кого.

Да, плохо, когда пастырь забывает о чуде покаяния и клеймит с пристрастием в общем-то жертв системного и технологичного надругательства над человеком, словно нет у них шанса на покаяние. А так ли он суров с власть имущими, со спонсорами? — вопрошает один блогер. Другие возмущаются хроническим женоненавистничеством, сексизмом и подстрекательством к насилию над слабым полом. Третьи — искажением сути христианства.... Что говорить, соскакивает о. Андрей в избыточную гневливость, но куда смотрят ближайшие к нему и работающие с ним друзья? Они могли бы подстраховывать его, а не подставлять. Те, кто снимает с ним ролики, могут же со стороны сказать: тут у вас, батюшка, закос вышел — нельзя пускать такое в народ. Или там все «глядят ему в рот», соглашаясь со всем? Вообще критический взгляд у ближайших наличествует? Если нет, то это тот случай, когда ближние ему вредят больше, чем враги.

Унижать униженного, как и обременять обременённого — грех. Лежачего не бьют. И чтобы помогать бедным, надо самому быть достаточно бедным. Богатый бедному — не товарищ. Это верно не только для материальных богатств, но и для нравственных. Обвинять и требовать должного умеют все, а вот спасать погибающих дано только Христовым, всегда помнящим о силе Христовой и человеческих немощах. Ведь и Христос «пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоём живёт неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты). «Скажу более, можно быть по уму христианином, а по сердцу и жизни неверующим или язычником» (Иван Киреевский. Письма).

Милость нужна всем: о.Андрею, его судьям, тем кого судит о.Андрей и тем, кто подталкивает о.Андрея в пропасть своими недобросовестными поддакиваниями.

Есть и те «малые», кого соблазняют ошибки о.Андрея — это фанатично верящие ему люди, привыкающие мыслить о других в рамках судилища. На мой взгляд это наиболее страдающая категория участников скандала, которой помочь труднее всего. Из их сознания фактически вытесняется Христос, подаривший нам путь к исправлению жизни через покаяние. Происходит архаизация сознания, возвращение к ревности без милости и ветхозаветному мировосприятию, которое, кстати сказать, сегодня в тренде. Так же, как и отказ от гуманистических социальных завоеваний — ради дегуманизации общества.

Впереди у нас намеченное сильными мира сего новое средневековье со всеми вытекающими, т.е. новый феодализм, новое крепостничество и, вероятно, инквизиция Великого инквизитора.

Как на обломках СССР небезуспешно постарались восстановить упавшую предреволюционную Россию, так могут попытаться вернуть мир к дохристианскому сознанию — это весьма удобный способ отменить Христа ради воцарения Антихриста.

Кривомыслие содействует злодеям. Мы становимся соучастниками во зле, если не чувствуем своей ответственности за мир, за других людей, если не используем во спасение ближних дар веры. Христианин — это соработник Богу-Творцу, но не в деле суда, а в деле созидания в душах рая. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 1–13).
«Бросить камень» в грешника имеет право только безгрешный, но в том и дело, что безгрешный — не бросит.

koppel.pro