Вы здесь

Первые христиане и Священное Писание

Союз Христа и Церкви

Согласно определению Священного Писания Церковь есть Тело Христово (1 Кор. 12:27). Как правило, мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону природы Церкви.

Апостолы и их ученики на опыте познали важнейшую вещь: все, что произошло со Христом, не только прямо касается их жизни, но даже, в некотором смысле, должно случиться и с ними. Христос проповедовал — и Церковь призвана благовествовать. Христа гнали — и Церковь всегда будет гонима. Христа слушали — и Церковь будут слушать многие. Христа распяли — и Церковь, в сокровенной сути своей, распята для мира и греха. Христос воскрес — и церковные люди воскреснут в жизнь вечную.

Насколько первые христиане чувствовали свою связь со Христом, видно из их молитв, которые встречаются в новозаветных текстах. Например, книга Деяний повествует о том, как апостолы Петр и Иоанн были первый раз арестованы за проповедь Евангелия. В итоге их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. И дальше писатель Деяний приводит молитву новозаветной Церкви: Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Деян. 4:24-26).

Апостолы молятся словами второго псалма, которые более знакомы нам по церковнославянской Псалтири: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его (Пс. 2:1-2). Псалом явно мессианский, он отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Князи собрались вместе на Господа и на Христа Его — это о Нем, о Христе. Но первая Церковь, понимая это не хуже нас, применяет молитву к себе — потому что Церковь, в некотором смысле, продолжает земную жизнь Христа. Церковь есть Его тело, поэтому все мессианские пророчества прямо касаются жизни церковных христиан. Собрались… на Господа и на Христа Его — значит, восстали против Церкви.

Еще пример. Во втором послании к Коринфянам апостол Павел приводит ветхозаветный текст, и тут же дает к нему комментарий. Цитата взята из книги Исаии. Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе (Ис. 49:8) — цитирует Павел, и тут же добавляет от себя: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2). Соотнесение пророчества с комментарием раскроет нам очень интересную картину.

В контексте книги  пророка Исаии фразу: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе — говорит Бог Отец грядущему воплотиться Мессии. Пророчествуется о помощи Небесного Отца Своему Сыну, Иисусу Христу, во время Его крестных страданий. Здесь пророк употребляет так называемое «время прошедшее пророческое», когда для выражения несомненности будущего о нем говорят как о прошедшем. Услышал и помог — в смысле «услышу и помогу». И действительно, мы видим в Евангелии, что Бог Сын ни на мгновение не оставался без помощи Своего Божественного Отца.

Интересно, что апостол Павел извлекает это место из первичного контекста и помещает в свой собственный, новый контекст. Слова, адресованные Христу, Павел относит к Церкви, к христианам. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения — говорит он, призывая христиан трудиться ради своего спасения сегодня и сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня. И христиане должны верить, что они, так же как Христос, никогда не останутся без помощи Отца Небесного.

Все это исключительно важно для нашего церковного самосознания. Например, мы тоже, по примеру древних христиан, читаем на богослужебных собраниях Псалтирь. Большая часть этой книги, если не вся книга полностью, возвещает о Мессии. Мы поем о врагах, окружающих Христа, и о победе Его над ними; о добровольном уничижении Господа и Его прославлении; о Его проповеди и крестных страданиях, о Его воскресении и вознесении; о Страшном суде, который Он будет вершить. Часто эти мессианские смыслы мы воспринимаем через те или иные события жизни царя Давида, который прообразовал Христа. Уместен вопрос: мы читаем псалмы просто для воспоминания о Спасителе, или для воспоминания жития Давида, или же здесь есть нечто большее?

Нет, мы не только о Спасителе или о Давиде читаем — но про Церковь, про себя самих. Возьмем пример из нашей современной богослужебной практики. На утрени мы поем строки из сто семнадцатого псалма: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (Пс. 117:11). Этот псалом пели ветхозаветные евреи во время больших праздников, вспоминая о помощи Божией израильскому народу. В то же время псаломские стихи изображают полную преследований жизнь Спасителя, в особенности Его крестные страдания. Но есть еще и третий уровень понимания данного места: мы прилагаем эти слова к самим себе. Мы вспоминаем, что враги Христовы не умерли, они живы, и должны быть нашими врагами. В нашей ситуации это нечистые духи и наши собственные страсти и грехи, с которыми мы ведем войну. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им — поем мы об этой борьбе, призывая Господа на помощь. Что же, мы вырываем стих из контекста? Нет. Мы, будучи членами тела Христова, духовно участвуем в этом контексте.

То же самое должно происходить при нашем молитвенном чтении всей Библии. Там каждая строчка о Христе, и о нас — ведь мы Христовы. Мы дети и друзья Его, сродники Его и члены Тела Его. И каждое слово Спасителя, так же как и всякое пророческое слово о Нем, должны как-то исполняться и в нашей жизни. Перед всеми христианами стоит задача научиться читать Писание как книгу о своей духовной жизни. Падения и восстания библейских героев — это наши падения и восстания; заповеди, данные им, адресованы и нам.

 Итак, апостолы видели в жизни Спасителя образ, соединяющий в себе всю полноту жизни каждого христианина в отдельности, и всех христиан вместе, объединенных в Церковь Христову. Такими глазами смотрели на Писание первые христиане, таким же взглядом должны смотреть и мы. Бессмертные библейские строки должны стать повествованием о нашей жизни, смерти и воскресении со всеми святыми, полюбившими Бога и слово Его.

Радонеж