Помяните Игнатия
К Братскому Мемориалу воинов Великой Отечественной войны Ваганьковского кладбища (участок 21) ежедневно стекаются люди.
В Москве — это особенное памятное место. Но есть в этой памяти и много показного, бюрократического — леденящего душу. В целом, зрительно, это Мемориал красноармейцам. На стелах под фамилиями поставлены даты 1941-1942 годы. В архивных документах Ваганьковского кладбища имеется книга — Государственный реестр памятников истории и культуры г. Москвы «Воинский некрополь Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. Ваганьковского кладбища». Это говорит о том, что фамилии и имена воинов на братском Мемориале соответствуют захоронениям.
В центре Мемориала — большой черный обелиск-стела, славящий советских воинов. А вот совсем недавно одну из братских воинских плит заменили (она толще других), на ней несколько имен Героев Советского Союза:
Вихарева Алексея Васильевича (1912-1952)
Кагыкина Петра Петровича (1912-1951)
Лунина Якова Михайловича (1899-1948)
Попова Михаила Романовича (1925-1947)
По письменным свидетельствам (документам) Департамента культурного наследия города Москвы «Согласно имеющимся в Мосгорнаследии архивным данным, мемориальный архитектурный комплекс «Мемориал Братских военных захоронений периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.» создан в 1960-х годах»
Но ведь это задолго после войны. Мемориал защитникам Москвы не имеет охранного статуса до сего дня. В течение нескольких десятилетий он тихо и смиренно сохраняет «признаки объекта». И кажется это странным, непочтительным — в 10 минутах езды от Кремля. Департамент культурного наследия отвечает, что фактически воинов на 21-м участке нет. Были захоронены на Ваганьковском кладбище, да на них уже давно другие захоронения оказались.
Иными словами — мемориал хранит в себе тайны, которые будут открыты. Ведь все тайное становится явным.
Есть еще одна тайна у Мемориала. В наши дни, наверное, более привлекательная. Это — большой дубовый крест среди того же Мемориала воинам. Под крестом покоится целое родовое захоронение Амфитеатровых.
В 19 веке эта фамилия в Москве, да и в целом в России — очень известная. В Москве самым ярким представителем рода являлся московский чудотворец (как называли его при жизни) — протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1906). Он современник св. Иоанна Кронштадского. Святая блаженная старица Матрона Московская очень почитала батюшку и посылала к нему на могилку за помощью. К месту захоронения протоиерея Валентина сегодня спешат сотни людей, жаждущих чуда, утешения и помощи.
К воинам в последние годы тоже стали приходить свои — родня.
— Помяните Игнатия, — протягивая руку с пакетиком, в котором лежали два пирожка, — попросила женщина. Её доброе русское лицо расположило к общению. Женщину сопровождал молодой человек. Они вместе стояли у братской плиты, где шрифтом обозначен их родственник — Маслов И. П.
— А вы своего нашли? — спросила я, — приняв помин, который сразу положила на могилку к отцу Валентину, — пусть отец Валентин тоже помянет воина
Женщина объяснила, что Игнатия на оборону Москвы прислали из Сибири. Погиб Игнатий за Родину, за Москву.
«Когда меня спрашивают, — говорил Жуков, — что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю — битва за Москву»
Мало кто в наше время знает, что именно Сибиряки стали главными действующими лицами этой битвы, где решалась судьба мира. «Жуков умел распознавать настоящих воинов и ставить их на самые опасные участки». «Готовность к бою — вот высочайшая черта сибиряка».
Сибиряки были легендой всех фронтов. Их сила духа была несокрушима.
А люди все ищут и ищут могилы своих родных воинов, и это не напрасно. Души отважных бойцов напоминают о себе, они молятся о нас и просят наших молитв. Когда же откроются все тайны, связанные с воинским Мемориалом?
А поминальные пирожки оказались постными, сейчас же идет Рождественский пост. Взрослые уступили — отдали пирожки своим маленьким сыновьям, пусть помянут героя.
Помянем же и мы наших доблестных воинов. Дай Бог им упокоиться в Царствии Небесном!
Моли Бога о нас, приснопамятный отче Валентине! Твое захоронение находится под братским Мемориалом. Пробьет час, когда тайна и твоего захоронения будет открыта Богом! Аминь.
В статье использованы материалы:
1. Статья «Сибиряки против СС», Кавад Раш.
2. Личные архивы автора, переписка с государственными организациями, курирующими кладбище.
Опубликовано: 09/12/2016