«Сия-то радость моя исполнилась...»
Собор Иоанна Предтечи
В следующий после Богоявления день, Святая Церковь торжественно чествует «величайшего из рожденных женами», того, кто «пред Господем — по Богородице — больша быти рожденных всех», «друга Жениха», — великого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.
Какие слова можно найти, чтобы достойно ублажить великого Предтечу? В каких уголках сердца обрести восхваление и благодарность этому чудному Пророку?
Предтеча — это тот, который всего себя без остатка отдает Другому, Грядущему за ним! «Он пришел для свидетельства, — говорит апостол и евангелист Иоанн, — чтобы свидетельствовать о Свете, Дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете!» Предтеча был тот, кто открыто указал миру на грядущаго Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» «Ему (т. е. Христу), — говорит Предтеча, — должно расти, а мне — малитися (умаляться)!» В этом добровольном, жертвенном умалении себя пред Господом — весь подвиг Иоанна Крестителя! Это та необычайная высота — на которую только могло взойти падшее человеческое естество!
Обеспокоенные (за свои кресла) представители синедриона спрашивали его дрожащим голосом: «Кто ты? Илия?» Он сказал: нет. «Пророк?» Он отвечал: нет! «Кто же ты? Мы должны дать ответ пославшим нас! Кто ты?»
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господень, как сказал пророк Исайя!»
Так, очень образно и смиренно, Святый Иоанн указывает, ясно и вполне определенно, цель своего явления: исправить путь Господень! По обычаю восточных царей при их торжественных шествиях, им предшествовали глашатаи, предтечи. Перед царями исправляли и очищали дороги, засыпали неровности, убирали холмы. Своим обличением неправды, лжи и греха: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», Предтеча исправлял искривленные, уродливые дороги Иудеи.
Святый Предтеча — это живая таинственная грань Ветхого и Нового Заветов! По происхождению он принадлежит к Ветхому Завету, а по благодатному своему бытию он — в Новом Завете.
«Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его!» В этих словах — подлинное глубокое смирение Предтечи Господня. Этот подвиг смирения и делает его истинным другом Божественного Жениха. «Имеющий невесту есть жених, — кротко вещает св. Иоанн, — а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась!»
Он услышал Христа, и хотя и боялся, и трепетал, и страшился — все же стал великим Крестителем Слова, ставшего плотию, Господа нашего Иисуса Христа! Так он исполнил всякую правду. Так он стал величайшим из рожденных женами.
И даже потом, спустя некоторое время, когда маленькие, налитые кровью, свиные глазки Ирода пристально смотрели на блюдо с отрубленной головой Предтечи, и Соломия вышивала своими ногами отвратительную бесовскую кадриль, когда, казалось, весь ад рукоплескал страшному злодеянию — убийству Иоанна Крестителя, Промыслу Божию было угодно, чтобы Предтеча благовестил и сущим во аде душам ветхозаветных праведников Бога, явльшагося плотию и вземлющаго грехи мира! Ад огласился огненной проповедью Святаго Пророка о пришествии на землю Спасителя мира!
...И сегодня для мира, утопающего в грехах, уже действительно ставшего похожим на ад, также звучат жаркие слова Предтечи: «Покайтесь! Уже и секира при корени дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!»
Сколько вокруг себя ежедневно (на работе, на лестничной площадке, в транспорте, наконец, в собственных семьях) мы видим людей, так и не прикоснувшихся в своей жизни к Богу, к Церкви, к тайне Богоявления, к радости покаянных слез. Сколько мы встречаем так и не проснувшихся для духовной жизни людей. Живя без Христа, без молитвы, без Евангелия, без Небесной любви, человек вкушает еще здесь на земле смерть прежде смерти!
Проходят годы, а человек все никак «не наиграется в свои игрушки для взрослых», все также лезет с головой в коварный бесовский капкан, все также сам добровольно желает быть обманутым... Преподобный Макарий Великий вздыхает молитвенно: «Мертвы мы еще! Мертвы для земли живых!»
Современному человеку, живущему в условиях этого апостасийного времени, действительно очень трудно. Каждый день бедному человеку диавол предлагает свой адский ассортимент: блуд, обман, ложь, насилие, похоть! Человек напоминает глупую рыбку, которая плывет где-то в глубине и вдруг видит перед собой жирного вкусного червячка. Лукавый голос нашептывает: «Почему нельзя? Заглатывай! Бери от жизни все! Ешь, пей — ибо завтра умрем». И не знает бедная рыбка, что в червячке спрятан острый, жесткий крючочек. И что сидит на берегу коварный хитрый рыбак... А совсем недалеко от него — раскаленная сковородка!
Блаженной памяти великий старец Паисий Святогорец очень образно сравнивал диавола с озорниками, которые ошпаривают лягушку. Есть такая забава у детей, не любящих Божие творение. Они ошпаривают лягушку, поливая ее кипятком по капельке. Если вылить кипяток сразу, то лягушка подпрыгнет и убежит от опасности. Если же лить по капельке, лягушка не убежит и не заметит, как обварится! Надувается, надувается, а потом погибает. Также поступает и диавол. Он «обдает» нас греховным кипятком по капельке, и мы не замечаем, как оказываемся «сваренными»!
И еще Старец прекрасно говорит: «Человеку заплатит тот хозяин, на которого он работает. Если человек работает на черного хозяина, то уже здесь он сделает твою жизнь черной!» Страшно служить в этой жизни черному хозяину—диаволу...
«Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом!»
«Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело».
Как спутник, оказавшийся в пустыне, дорожит каждым драгоценным глотком воды, находящейся в его фляге, так и мы, живущие в пустыни этой жизни, должны дорожить каждым днем, каждой прожитой минутой, которые мы уже не вернем никогда.
Каждый из нас, из своего небольшого опыта жизни в Церкви, знает — как прекрасна жизнь в вере, в молитве, в благодати, в духовной радости! Преп. Исаак Сирин замечательно говорит, что душа, пребывающая в молитве «имеет херувимские очи», чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать Небесные зрелища.
Только у огня Божественной любви может согреться человеческая душа в этом холодном мире! И христиане в этот страшный мир, забывший своего Творца, должны принести хотя бы немножко теплоты своего сердца. Чтобы отогревать неверующие души. Чтобы помогать тем, кто еще не вкусил сладости Церковной жизни. Потому что мы, верующие люди, ответственны за этот мир более, чем кто-либо! А Святый Предтеча, его ревность, его смирение, его молитва — это великий духовный ориентир в нашей жизни!
«Что нам делать?» — спрашиваем молитвенно его мы сегодня, как спрашивали приходящие к нему 2000 лет назад. И слышим его смиренный ответ: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища делай то же. Ничего не требуйте более определенного вам. Никого не обижайте, не клевещите, довольствуйтесь своим жалованием...»
Не случайно именно здесь, в Иоанно-Предтеченском Скиту, под благодатным крылом Ангела Пустыни возросло великое созвездие оптинских Старцев! Его огненным покаянием, его пламенной молитвой, его ревностью вдохновлялись прославленные оптинские подвижники духа! «Хозяин здесь — Иоанн Предтеча, — говорил пр. Варсонофий, — а я только его преданный служка (простой приказчик)».
Все мы знаем, как быстро бежит река времени. Человеческая жизнь просто обжигающе коротка. Вот уже Божественная секира молчаливо лежит при корени нашей жизни... Не сухой веткой, не приносящей духовного плода должна стать жизнь наша, а благодатным прекрасным древом, насажденным при исходищах Богоявленских вод!
Опубликовано: 20/01/2016