Сын Всечеловеческий
Церковь, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, в Неделю перед Рождеством предлагает в уставном литургическом чтении родословие Спасителя, из Евангелия от Матфея. Как известно, родословие по Матфею подчеркивает человеческую природу Христа, а родословие по Луке — божественное происхождение Сына Божьего. Христос входит в земную родословную, и Сам Себя называет Сыном Человеческим. Рождаясь на земле, Христос становится нашим родственником, а мы — родственниками Богу через Христа. Стоит несколько раз проговорить про себя эти слова: «мы родственники Богу, а Он наш родственник», — чтобы хоть отчасти прочувствовать их огромное значение. Это смысловая бомба, которая полностью не вмещается в разум, и взрывает сознание всякий раз, когда об этом думаешь.
Родственник… Родственники стоят друг за друга, помогают друг другу. Когда едем в незнакомый город — как хорошо, если там есть родственники. Когда мы ни от кого уже не ждем помощи, мы обзваниваем родню. Если родня просит нас о чем-то, мы сами стараемся помочь. Даже дальнего нашего родственника мы воспринимаем как члена нашей семьи. И вот, Бог становится нашим родственником — соединяется с человеческой природой, входит в семью человеческую. И теперь Христос есть в некотором роде наш защитник и ходатай перед Богом Отцом. Теперь нам не страшно уходить туда, куда рано или поздно уходят все люди — потому что ТАМ нас ждут. Это очень грубое сравнение, конечно, но все же: Христос ведь в некотором смысле отстаивает наши интересы перед престолом Бога Отца. Не Свои права и интересы, как Судьи вселенной — а наши. Ибо Он наш Спаситель и наш сродник. Это удивительно, это действительно благая весть, которая не может не быть главной радостью человеческого бытия.
Когда мы крестимся, мы как бы получаем прописку в Царствии Божием. Но для того, чтобы это стало возможным, Христос прежде стал гражданином земного царства, Его имя вошло в вереницу имен человеческих. Бог пришел в царство, украденное у Него диаволом (Сам Христос называл диавола князем мира сего). Бог прописывается в аннексированном царстве, чтобы вернуть его Себе, но не мечем и огнем, а Своей искупительной кровью, Своим жертвенным подвигом.
Для нашего спасения Он переносит все свойственные роду человеческому роду скорби. Прежде всего, личные (непонимание родных, неверие соотечественников, предательство учеников, физические и духовные мучения). Также и социальные — бедность и странничество. Скорби от людей, скорби от диавола — все перенес Он для нас, чтобы утешить любого страдальца, и чтобы иметь право простить любого грешника. После Голгофы уже никто не имеет права сказать, подобно Ивану Карамазову: «Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить?» Христос выпил чашу земных страданий до дна, чтобы иметь право прощать — и Он прощает. Прощает всех, кто верует в Него, и призывает Его святое имя.
Вместе с человеческой природой Христос воспринял человеческую жизнь во всей ее полноте — кроме греха. Воспринял, чтобы исцелить. Невоспринятое не исцелено — сказали отцы. Христос знает все наши трудности, скорби, искушения. Он встретился с ними и победил их, чтобы сделать победителями нас. Наша вера в Него — это уже победа. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).
Господь любил называть себя Сыном Человеческим. Митрополит Вениамин (Федченков) в своих беседах на праздник Рождества даже называет Христа Сыном Всечеловеческим — ибо Он принадлежит всему миру, и для всех воплотился. Через чудо воплощения Сын Божий соединился со всеми, носящими плоть. Христос предрек, что Евангелие будет проповедано во всем мире. Действие жертвы Его распространяется на всех людей прошлого, настоящего, будущего. Боговоплощение имеет вселенский, всечеловеческий масштаб. Поэтому Христос действительно есть Сын Всечеловеческий.
Где-то у отцов встречается такая мысль: в день Рождества мы празднуем духовное рождение Христа в людях. Или по-другому: день рождения нового человечества, от плоти и костей нового Адама, Христа. И действительно, ведь без этого «новотворения» человеческой природы не было бы и речи о спасении в православном смысле, как обожении человека. Феномена новозаветной святости как полного преображения человеческой личности и природы не существовало бы, ибо все это становится возможным лишь во Христе. Да, в Ветхом Завете были великие святые, говорящие с Богом лицом к лицу. Но все же таких святых, как Серафим Саровский, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама в дохристианское время просто не могло быть — потому что для того, чтоб воспринять новую благодать, человеческая природа должна была обновиться во Христе.
Воплощаясь, Сын Божий как бы заново творит человеческую природу, чистую и безгрешную. Творит ее в Себе, хотя при этом добровольно принимает на себя последствия греха. Теперь человеческая природа во Христе способна получать новую благодать, жить по-новому. И все наши святые есть в некотором смысле доказательство действенности новозаветной благодати. Святые — новые люди, люди Божьи. Они показывают нам, какие изменения должны произойти с человеком во Христе. И Рождество Христово являет начало этого изменения человечества, пока еще только в Сыне Божием и Сыне Человеческом, а затем и со всеми, уверовавшими в Него, и вошедшими в Церковь.
Христос, рождающийся ныне в Вифлееме, да родится и в наших сердцах. Пусть праздник обновления человеческой природы станет началом и нашего духовно-нравственного изменения. Меняться во Христе никогда не поздно, ибо христианство не знает возрастных ограничений. Господь пришел ко всем — и молодым и пожилым, и детям и взрослым, и мужчинам и женщинам, и монахам и мирянам. Он есть Сын Всечеловеческий — для всех и за всех, и ждет всех нас в Вифлеемских яслях, чтобы даровать спасение и жизнь вечную. Нужно только прийти с верою, покаянием, желанием обновления. Вступить под тесные своды Вифлеемской пещеры, чтоб услышать: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
С Рождеством, христиане!
Опубликовано: 06/01/2017