Преподобный Андрей Рублёв
Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Родился же от благородных и благочестивых родителей. И от юности своей возненавидел мирскую суету всею душею своею и всем разумом своим, помыслы на Высшее устремив. Во время то цвела земля Русская святыми подвижниками, как райский сад благоуханный. И в Московской стране, и в Киевской, и в Новгородской, и в Ростовской, и во иных пределах русских многое множество подвижников — и святителей, и благоверных князей, и преподобных, и страстотерпцев, и блаженных, и праведных жен — подвизались за Имя Христово, ратоборствуя против духов злобы, и, как фимиамом, была овеяна земля наша молитвами их.
Более всего прославился преподобный и богоносный отец Сергий Радонежский. Повсюду прошла слава подвигов его и достигла царствующего града Константинополя, и святый патриарх Филофей послал святому отцу нашему Сергию крест и свое благословение. И благодатью Божиею умножались ученики и дети духовные великого Сергия: отовсюду стекались к нему в обитель, воздвигнутую им во Имя Живоначальныя Троицы искатели драгоценного бисера — спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. И учил их святый Сергий истово подвизаться в любви и смирении, не искать славы и власти. И иные из учеников его прославились подвигами, многие свои обители создали, а еще некоторые достигли святительства. Ибо заповедал Господь наш, что кроткие наследят землю, и по сей заповеди многие из чад духовных святаго Сергия Церковь Божию в земле нашей приумножили и укрепили и прославили. Было же то время для русской земли весьма скорбное и разорение всеконечное от нечестивых и безбожных татар, беспрестанно воевавших Русскую землю и в полон русских людей уводивших. И не переставая молила Святая Церковь Всеблагого Господа об избавлении земли от пленения нечестивыми, князь же великий думал, как ему все страны русские воедино собрать и общей силой от лютых врагов избавиться. Помощью Божией в лето от Рождества Христова 1380 одолел великий князь Димитрий Иоаннович нечестивых татар в день Рождества Пресвятыя Богородицы в битве на поле Куликовом, что на Дону. В лето же 1382 пришел хан Тохтамыш и град Москву и иные грады и веси пожег и пограбил, и людей побил бесчисленное множество, а оставшихся в живых в полон увел, и был плач и оскудение, и теснота со всех сторон.
И было все это во дни юности преподобного Андрея, и увидел он, что не стоит слава мира сего, но рассыпается яко прах, и надежду возложил не на князей, не на сынов человеческих, но на Единого Сердцеведца Бога.
И узрел преподобный и святый Андрей нетленную славу преподобного Сергия и учеников его, ибо недалеко обитель та от града Москвы. Андрей же родом был, как иные думают, из Москвы, либо окрестных весей. Сие, однако, достоверно не знаем, ибо род Рублевых известен был во граде Пскове. Но и до Пскова, и до многих иных земель слава отца нашего Сергия воссияла. И возревновал святый Андрей, еще отрок сый, о жизни праведной и богоугодной, и притек ко святому и великому Сергию, испрашивая его благословения на отречение от мирской прелести мерзкой, и вдал себя во всецелое послушание великому авве всей русской земли. И от юности облекся во ангельский образ, и был наречен в иночестве Андреем, мирское же имя сокрыл преподобный смирения ради.
Великий же авва Сергий прозрел Духом Святым, что сей Андрей Рублев есть избранный сосуд Божий для спасения многих и прославления святого Имени Божия Пресвятыя Троицы, — в сие же Имя отец наш Сергий обитель свою воздвиг. И так от юности святый Андрей возрастал в Духе у святого Сергия во обители.
И было в то время от Рождества Христова лета около 1390-го, святый Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, утвердил монастырь во имя Нерукотворенного образа Спаса нашего, Господа Иисуса Христа, близ Москвы на реке Яузе. Прежде сего святый митрополит Алексий благословил по согласию с преподобным Сергием место сие и одного от учеников его, святого Андроника, на воздвижение монастыря. И многие годы святый Андроник подвизался в пустынножительстве на сем месте, в непроходимых лесах у Яузы-реки; когда же достиг в меру совершенства духовного, стала составляться обитель. Когда приходил преподобный Сергий в Москву, посещал Симонов монастырь, а оттуда шел ко ученику своему Андронику. И послал авва Сергий ученика своего Андрея во обитель святого Андроника на послушание, ибо было ему открыто, что во граде Москве и во иных градех, близ палат княжеских, дано святому Андрею прославить Имя Божие и святую веру Христову утверждать.
Был же дан Творцом всяческих святому Андрею от рождения дар дивный священного образописания. Из детства был он научен иконному художеству лучшими Цареградскими мастерами из тех пресловущих греческих живописцев, кои во многом числе трудились на Руси по приглашению благоверных князей русских и святителей, и благолепно украшали святые храмы и обители, и брали во учение отроков из благочестивых и благоверных родов русских. Иные же говорят, что во юности своей посылаем был святый Андрей в Болгарское царство и в землю греческую, ибо многие живописцы русские трудились в странах балканских и греческих, как и тамошние живописцы приходили на Русскую землю. И по молитвам духовного отца своего божественного Сергия преуспел преподобный Андрей во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских.
И пребывал святый Андрей во обители Спасовой при игуменах святом отце нашем Андронике и святом отце нашем Савве, и при игумене святом Александре. И обрел друга и сопостника, именем Даниила, по прозванию Черного. Даниил же был преизрядный и славный живописец, а возрастом старше святого Андрея. И в то время воздвигли в монастыре храм каменный. Ибо сильно полюбил митрополит место это святое и старался все делать к его благоукрашению. И дал от казны своей на сооружение храма Божия, потому, что жили тогда все люди в тягости и лишениях от неверных, по попущению Божию, и только деревянные церкви строили по всей Русской земле, кроме Новгорода. И возрадовались все христиане, когда увидели дом Божий, из камня сложенный, во имя Спасова образа Нерукотворенного над рекой Яузой. И даже неверные удивлялись красоте его. Некоторые же думают, что святый Андрей с иными старцами замыслил и строил храм сей, по благословению святителя. И расписали преподобный Андрей с Даниилом и учениками их церковь по научению вящших живописцев греческих и русских, к прославлению Имени Божия и наставлению и спасению всех верных. В начертании духоносных и святых образов явили свидетельство веры православной, соборной и апостольской, веры отеческой, просветившей и утвердившей вселенную.
И каждый день припадали блаженные эти старцы, Андрей и Даниил, к чудотворному образу Нерукотворенного Спаса древнего греческого письма, и со многими слезами просили у Господа благодатного наставления к подвигу писания святых икон по образу и по подобию и по существу. Сам ведь Господь научил нас творению икон, ибо первую икону Свою Он создал — ветхого Адама — по образу Своему и по подобию. По преступлении же Адамове, научил нас Господь Иисус Христос творить вещественные образы, когда по молитве князя Авгаря послал ему на плате отпечатленный чудный Лик Свой. Велик подвиг иконописания, ибо чрез почитание образа восходим к блаженному созерцанию неизреченной и недомыслимой красоты Первообраза. Ему же воздаем славу и честь, и поклонение. Посему заповедала Святая Церковь почитать иконописцев паче простых человек.
И совершали течение свое преподобные отцы наши Андрей и Даниил во взаимной любви, постах и молитвах и иных подвигах, соревнуясь в добродетели и заветы исполняя аввы Сергия. И по заповеди его, со тщанием скрывали духовные труды свои, не желая получать славу в веке сем, дабы не потерять ее в будущей жизни. Во все дни писали святые образы, в праздники же не писали, но непрестанно созерцали святые иконы Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Приснодевы Марии и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету, сей же Свет, Божественный и нетварный, открыл Господь наш на святой горе Фавор. Так являл Бог по неизреченной своей милости, неизглаголанные и сокровенные от века тайны пренебесной жизни преподобному Андрею и сопостнику его Даниилу, яко ученикам Своим избранным Петру, Иакову и Иоанну, егда преобразился перед ними на святой Фаворской горе. Ради трудов и подвигов своих сподобились они уже в сем веке видения этого Божественного Света и непрестанного духовного веселия. Жили же по правилам святых афонских отцов.
Святый митрополит Киприан познал дар иконописания преподобного Андрея. И часто призывал его, дивясь уму его, и любил беседовать с преподобным о духовном делании и о священном искусстве образописания. Ибо многие годы провел отец наш Киприан на святой горе Афон и в Царьграде, и в великом Тырнове и многих знал образописателей и духоносных мужей, быв учеником святаго Филофея, патриарха Царьградского и сродником святаго Ефимия, патриарха Тырновского. И поверял преподобному Андрею то, что знал, — для пользы священного образописания.
Преподобный же Андрей весьма был навычен и прилежал чтению, ибо книги суть источники мудрости, напояющие вселенную. И все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и Деяний святых соборов, и жития святых, и писания святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и ученика Павлова Дионисия Ареопагитского, и другие, иже обретаются на славянском языке, знал он. И был смиренный Андрей украшен многими знаниями и всех превосходил в премудрости зельне, так что не только писать святые образы мог, но также многих поучать духовному деланию.
Имел же преподобный Андрей особенную любовь великую ко Пречистой Божией Матери и Приснодеве Марии, подающей немедленную помощь всем просящим, и многие ночи проводил перед святым Ее образом в плаче и покаянии, и со многим тщанием писал образы Божией Матери. И было в лето 1395, пришел на Русь из неведомых земель страшный царь Темир-Аксак, с войском бесчисленным как саранча. Всю землю покрывало оно, подобно войску Гога и Магога. Не устрашился великий князь Василий Димитриевич, собрал свое малочисленное войско и готов был голову сложить за землю Русскую и веру православную. И призвал святый митрополит Киприан весь народ к молитве и покаянию, поминая, как помиловал Господь ниневитян, за три дня в посте и пепле раскаявшихся. И послали во град Владимир за святой иконой Божией Матери, святым Лукой писанной, и привезли, и вышел весь народ с митрополитом во главе в сретение ее. И непрестанно молились все люди с плачем об избавлении. Услышала Пресвятая Богородица возносимые к Ней слезные молитвы и Сама явилась во сне царю Темир-Аксаку и грозно повелела ему не ходить на Русскую землю, а уйти восвояси. Испугался царь страшного видения и на утро приказал всему своему великому войску повернуть обратно. И ушел, и след его простыл. В Русской же земле великая была радость о таковом предивном чуде Царицы Небесной, и воздвигли монастырь Сретенский в память встречи святой иконы Божией Матери, и повелели великий князь с митрополитом святому Андрею списать сей образ Пресвятой Владычицы и Всемилостивой Заступницы нашей Богородицы мерой и подобием. И в те дни молил святый Андрей Царицу Небесную со всем народом и со всею Церковью о даровании избавления от Темир-Аксака, день и ночь в посте и бдении. Теперь же в восхищении духовном с благодарением исполнил волю святого митрополита и великого князя, начертав подобие иконы Божией Матери, называемой Владимирской. И прияла икона Андреева письма от благодати той иконы, и великое почитание ее утвердилось по всей земле Русской.
В то время пришел в град Москву преславный живописец и философ зело хитрый Феофан Гречин по призыванию благоверного князя Василия Димитриевича и святого митрополита Киприана. Прежде же был в Новгороде, и до этого более чем в сорока городах побывал, расписывая храмы и святые обители в землях греческих и русских. И сначала, говорят, был на святой горе Афон. И писал образы странные и чудные, световидные, как до того не писали в русской земле. И много дивились его образотворению русские люди. Некоторые же толкуют, что тщался начертать Божественный и Нетварный Свет Господа нашего Иисуса Христа, на горе Фаворской просиявший, его же являет Господь избранным и чистейшим сосудам Своим. Доныне стоит образ святого Преображения, им писанный для града Переяславля. И поручили великий князь и святый митрополит в лето от Рождества Христова 1405 лучшим живописцам расписать в Москве соборную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Живописцы же были Феофан Гречин, и старец Прохор с Городца, и святый Андрей. И когда писал Феофан Гречин, зело очами сверкал во все стороны, и многие беседы вел, так что весьма дивились московские люди. Преподобный же Андрей в совершенном безмолвии ума и уст и непрестанной сердечной молитве творил, по преданию отцев своих духовных.
И как творили мастеры со многим тщанием и постом и песнопениями, стали сотворенные образы как бы гадательным зерцалом райского блаженства, к наследованию которого мы призваны. Как Ветхий Завет пророчествовал о явлении и учении Господа нашего Иисуса Христа в тенях и знамениях, так в Новой благодати и истине святые образы зримым делают в тенях и символах Царство, обетованное верным. И служение образописания есть пророческое, ибо вещает о невидимом. Посему явил себя преподобный Андрей истинным во образах пророком Христа, Бога нашего.
Вскоре после этого умер святый митрополит Киприан в селе своем Голенищеве. Было то в лето 1406. И послал великий князь по другого митрополита в Царьград. И в ожидании святителя велел великий князь поновить стольный Успенский собор города Владимира, послал же из Спасо-Андрониковой обители иноков Даниила и Андрея преподобного. Было же сие в лето 1408 от Рождества Христова. Пришли святые Андрей и Даниил с дружиной их во град Владимир, и вознесли молитвы Пресвятой Троице и Господу Иисусу Христу, и обновили собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы. Начата же бысть подписывати великая и соборная церковь Пречистыя повелением великого князя мая в 25 день, как и в летописце указано. На память обретения главы святого Иоанна Предтечи было сие, и по его молению написали образы многие, чудные. Во утешение страждущим и рыдающим написали Шествие в Рай праведных, со святыми апостолами Петром и Павлом во главе, ибо многими скорбями надлежит внити в Царствие Небесное. Святого Павла апостола особо написали над всеми. Он ведь был апостол языков, из коих во единонадесятый час русский народ призван, по рассуждению святого митрополита Киевского Илариона. Страшное и славное второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа написали, Господа же во образе Эммануилове, и ангелов грозных, огнь дышущих, огнь испущающих, красоты же неописанной. Много других чудных образов начертанием искусным составили и красками светлыми разукрасили. И нигде не было подобного чудного писания, и великая то была радость и утешение для города Владимира. Преподобные же Андрей с Даниилом, дело святое совершив, в Москву возвратились.
Услышал князь Юрий Звенигородский об иконах Андреева письма и восхотел у себя в Звенигороде собор Святого Успения украсить благодатными образами. И пришел преподобный Андрей, сей чудный смиренный старец, и поклонился князю, и, по благословению святого Саввы игумена, написал Деисус для соборной церкви и другие многие иконы. И в сем Деисусе тихость и молчание и доброе воление и красоту совершенную явил в образе Спасове и иных. Таковых же образов не бывало до того времени. Ибо из глубины взывал ко Господу преподобный Андрей, когда писал их, и отверз Господь наш Иисус Христос его ум ко уразумению Святого Писания, и научил его чрез образы в красках выразить то, что Писание выражает словом, еже есть воплощение и учение Сына Божия, Предвечного Слова.
Скорбь же и теснота Русской земли продолжались все то время. Пришел на Русь нечестивый князь татарский Едигей, и Русскую землю снова пожег, попленил, и монастырь Святой Троицы, который создал великий авва Сергий, весь разорил. Было это при игумене Никоне, ученике Сергиеве. Святый же Сергий явился игумену Никону преподобному в тонком сне и упредил его о нашествии поганых и повелел братии изыти в безопасное место. Так дивно промыслил Господь о рабех своих! По возвращении же братии во обитель задумал святый Никон на месте деревянной церкви во Имя Святой Троицы, сожженной нечестивыми, воздвигнуть храм каменный. И соорудил собор дивный, узорочьем всяческим хитро украшенный; сей храм и поныне стоит, и на весь мир знаменит. Призвал же для иконного строения преподобного Андрея и дружину его. И повелел ему храм расписать и иконостас воздвигнуть, и написать икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия. Преподобный же Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы тот молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Имя Пресвятыя Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего. И написал икону Пресвятыя Троицы, и внесли ее во храм, и воздвигли на уготованное место. Изобразил же Святую Троицу в божественном, и царском, и ангельском подобии, и такового ради изображения Трисвятая песнь Трисвятой и Единосущной и Животворящей Троице на земле приносится желанием бесчисленным, и любовию безмерною, и духом, восхищающимся к первообразному оному и непостижимому Подобию — по слову божественного отца нашего и учителя Иосифа, Игумена Волоцкого: и от вещного сего зрака возлетает ум наш и мысль к божественному желанию Любви, не вещь убо чтим, но вид и зрак красот Их, понеже почесть иконная на Первообразное преходит. Ибо не было доселе такового истинного подобия Всесвятыя Троицы, в коем столь явственно показуется, что Отец, и Сын, и Всесвятый Дух Едино суть Божество, Едина Сила, Единосущная и Нераздельная, Любовь же есть жертва, Жертва же Крестное Древо. И в начертании явил во всем совершенное подобие, различие же в действии.
И так прославил преподобный Андрей авву Сергия великого, и то, что учитель начал, ученик продолжил. Явил святый Андрей совершенную любовь и послушание к отцу своему Сергию и через нее восшел к небесной высоте богомыслия, ибо познание Всесвятыя Троицы во Единице есть высота и глубина и предел истинного богословия.
После сего вернулся святый Андрей во Спасский монастырь. И немного времени спустя около года 1430 разболелся он и призван был в небесные обители. И явился другу своему Даниилу в сонном видении, Светом Небесным Нетварным осиянный, со светлым и радостным ликом, и звал друга своего последовать за ним и мир сей оставить бренный и смрадный. И вскоре преставился преподобный Даниил. Ибо великая между ними была любовь, так что и смерть не могла разлучить их надолго.
Образы же, писанные преподобным Андреем, многими прославлены чудесами и доныне светом дарованной им благодати мир просвещают. Мы же, принося через них поклонение ко Господу и святым Его, благодарим Пресвятую Троицу, прославляющую святых Своих. Аминь.
Опубликовано: 29/10/2013