Преподобный Иосиф Волоцкий: память праведного с похвалами
Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются
Притч. 10:32
Вслед за двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святая Православная Церковь 9/22 сентября чтит память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. С его именем, как правило, связывают, прежде всего, борьбу Православной Церкви с новгородско-московской ересью XV—XVI вв., больше известной в истории как «ересь жидовствующих».
На защите православной государственности
Интересно, что сам термин ереси — «жидовствующие», — впервые ввёл, будучи студентом Московской духовной академии, прот. Н. А. Руднев, в своем курсовом сочинении «Рассуждения о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времён Владимира Великого до Ивана Грозного», написанным им по заказу графа Румянцева в 1838 г. Обычное наименование, встречающееся у обличителей ереси свт. Геннадия Новгородского и прп. Иосифа Волоцкого, — «новгородские еретики», несмотря на обвинение их в «жидовских мудрствованиях».
В целях борьбы с ересью, имевшей агрессивную антихристианскую сущность, преподобный написал свой главный богословский труд (в общей сложности, перу прп. Иосифа Волоцкого принадлежит около 40 произведений различной направленности), позже получивший удивительно точное название — «Просветитель», который одновременно явился и первой богословской энциклопедией на Руси. «Просветитель» органически вобрал в себя, подчинив общей апологетической задаче, положения Священного Писания и творений святых отцов, эпизоды из житий святых и церковной истории.
Свидетельством того, что «Просветитель» всегда был востребован в качестве полемического произведения, служит то количество списков, которое дошло до наших дней (с появлением книгопечатания, до революции, «Просветитель» издавался 5 раз — в 1790, 1857, 1882, 1896 и 1904 гг.). Этот труд не потерял своей актуальности и сегодня.
Опасность от новгородско-московской ереси для формирующегося Православного государства была прямая. Приверженцы ереси не были заинтересованы в широкой популяризации своего учения. Они тщательно подбирали кандидатуры для своей вербовки в среде высшего духовенства и административных структур. Их внешняя деятельность, как и деятельность ряда современных тоталитарных сект, была направлена на внедрение в аппарат властей — государственной и духовной, имея конечную цель — контроль над этими властями. Говоря современным языком, они стремились к захвату политической власти на Руси. И еретики едва не достигли своей цели в 1498 г., объявив преемником престола Димитрия, уже находившегося под их влиянием.
Для конкретного представления об опасности, исходящей от новгородско-московской ереси XV—XVI вв. всему обществу, можно, рассмотрев само учение, проанализировать его составляющие, отразившиеся в этапах исторического развития цивилизации Запада. Ни Схария, ни его соратник Федор Курицын (кстати, авторству которого ряд исследователей приписывают первое упоминание о Дракуле), ни всё еретическое общество в целом, не могли сами выработать основные положения ереси. Они всегда «висели в воздухе», и их можно было лишь впустить к себе в душу или отвергнуть.
Отрицание Божественности Иисуса Христа — антропоцентризм. Его расцвет связан с эпохой Ренессанса XV в. Его основной лозунг: «человек — мера всех вещей» — стал активно возрождать античные ценности, ставя под сомнение благодатный религиозный церковный опыт.
Отрицание Св. Троицы — рационализм, пришедший на смену эпохе Возрождения и вылившийся в Реформацию XVI в., с её религиозными войнами, зарождением религиозного индивидуализма и заменой предыдущего лозунга на: «Личные религиозные переживания — мера всех вещей».
Отрицание воскресения мёртвых и загробной жизни — материализм, порождённый Реформацией, разразившийся целой серией кровавых европейских революций XVIII—XIX вв. и приведший к широкому распространению атеистических настроений, и породивший новый лозунг, который звучал уже совсем мрачно: «Смысл человеческой жизни — смерть».
Упразднение монашества — прагматизм, оформившийся в качестве философского течения в начале XX в. и остающийся до сих пор одной из основ мировоззрения западного постхристианского либерального общества, порождающий, в свою очередь, современное гедонистическое отношение к жизни с его безразличием к вопросам веры вообще, где главной мерой считается чувственное качество: «Удовольствие — мера всех вещей».
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский — спор, которого не было
Приверженность к двум разным формам проявления единого монашеского подвига — общежитию (киновии) и скитскому житию двух святых — прп. Иосифа Волоцкого и прп. Нила Сорского иногда до сих пор пытаются представить в виде «противоречий» и «спора», которых никогда реально не существовало. Тенденции противопоставления этих двух подвижников появились не среди историков, а в среде литературных критиков и журналистов, жанр которых был популярен среди русской интеллигенции первой половины XIX века. Отношение к этому мифу, как не выдерживающему никакой исторической критики, чётко выразил проф. А. В. Карташёв: «Не приличествует нам — православным богословам, сбиваться на суждения пусть и достопочтенных по научности, но антирелигиозно мыслящих авторов».
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, современный историк — старший научный сотрудник Института российской истории РАН Н. Н. Лисовой говорит: «Что касается самих преподобных Нила и Иосифа, то никакой вражды, никакой полемики между ними никогда не было... более того — они дружили. Иосиф своих иноков, чтобы научить их „умной молитве“, посылал в скит к Нилу Сорскому. Нил Сорский переписывал книгу Иосифа Волоцкого „Просветитель“. Как же говорить о какой-то вражде?»
Разногласия иноков Кирилло-Белозерского и Волоколамского монастырей, учеников двух святых подвижников, начались уже после их смерти, да и те ограничились лишь высказываниями различных точек зрения на вопросы церковных землевладений. Само слово «нестяжание» впервые прозвучало от Вассиана Патрикеева — недовольного опального боярина, насильно постриженного в иноки, во время суда над ним в 1531 г. «Нестяжатель» следующей «волны», старец Артемий, автор «Прения с Иосифом Волоцким» (1551 г.) (реальной полемики у него с преподобным не могло быть, т. к. прп. Иосиф Волоцкий преставился ко Господу в 1515 г.) — своеобразного «катехизиса нестяжателей», тот и вовсе кончил свою богословскую и церковно-административную деятельность бегством в Литву — путём всех изменников и отступников того времени.
Монашеское общежитие, как соответствие идеалу Святой Руси
В 20-летнем возрасте приняв постриг от прп. Пафнутия Боровского, прп. Иосиф Волоцкий 18 лет нёс различные монастырские послушания, ухаживая при этом 15 лет за парализованным отцом, принявшим постриг в той же обители по его увещеванию.
Затем, став наместником Волоколамского монастыря, прп. Иосиф ввёл там общежительный устав прп. Сергия Радонежского и впервые его письменно зафиксировал (прп. Пафнутий был преемником боровского игумена Никиты, ученика прп. Сергия).
Прп. Иосиф Волоцкий был ревностным сторонником идеи общественного служения Церкви. Самую монашескую жизнь он рассматривал лишь как одно из послушаний во всенародном религиозном служении.
Для больных преподобный построил отдельное помещение, варилась особая пища. Сам настоятель ухаживал за ними и тому же учил свою братию. Если обращались за помощью окрестные крестьяне, игумен никогда не отказывал в помощи и им. Нужно было — покупал лошадь или корову, давал семена на посев, сельскохозяйственные орудия. В голодные годы к обители стекалось до 7000 человек. Ежедневно монастырь кормил до 500 человек, не считая детей. Прп. Иосиф Волоцкий для детей, оставленных родителями во время голода у стен монастыря, организовал целый приют и годами занимался их воспитанием.
Преподобный отошёл ко Господу на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму. Его мощи почивают под спудом в соборном храме Волоколамской обители. При патриархе Иове (1586—1605 гг.) было установлено общецерковное почитание святого в 1591 году. Многие из учеников и последователей прп. Иосифа Волоцкого также вошли в лик русских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.
Опубликовано: 27/08/2012