Преподобный Нил Сорский
Последователь Иоанна Лествичника
Нил Сорский — знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 года, принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре1.
В это время Кирилов монастырь уже пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, хорошо обстраивался и быстро богател, что не способствовало, по мнению молодого Нила, образу жизни по закону Божию. Это подвигло его уйти из монастыря.
«Исшествие мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? — пишет Нил в одном из своих посланий, — Ей, ради нее, потому что я не видел в нем сохранения образа жизни, по закону Божию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу; много же обреталось и таких, которые, действуя столь превратно, мечтали еще будто проходят добродетельное житие»2.
Он решил совершить паломничество в Палестину.
Остается не известным, как и каким образом, Нил Сорский встретился и общался с последователями Иоанна Лествичника, но по всей его последующей жизни и деятельности его можно с уверенностью отнести к проповедникам синаитской3 школы.
Учитывая, что во время своего странничества на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне, можно предположить, что именно здесь он и познакомился с трудами синаитов. Особенно необходимо отметить знакомство Нила с трудами Иоанна Лествичеика, с его «Лествицей»4, ссылки на которую присутствуют постоянно в его произведениях.
Известно, что уже в Х—XI вв. «Лествица» переведена была с греческого на славянский язык в Болгарии. В XIV в. сделан был в Сербии другой перевод, при участии Георгия Бранковича5 и под руководством митрополита Савватия. Оба эти перевода известны были в древней Руси.
Если не учитывать того, что Лествица есть схоластическое изложение виденного в откровении Иоанном Лествичником, то трактат может восприниматься как процесс борьбы с собственными страстями и пороками, процесс духовного очищения на пути восхождения по Пути Божьему. Причем главную помощь инок находит в постоянной мысли о смерти. Естественно, при этом Лестивица не дает строгого и точного психологического анализа постепенного внутреннего самоулучшения человека и воспринимается как отдельные описания различных фазисов душевного состояния, не всегда ясна разграниченных. Можно предположить, что отсюда и сложилось за последователями Иоанна Лествичника, так называемая «мистическая» ветвь в богословии, которая, благодаря Нилу Сорскому появилась и в богословии Русской православной церкви.
Нил глубоко проникся идеей прямой беседы человека с Богом. Вот несколько фрагментов из главного сочинения Нила Сорского «От писаний Святых отец о мысленном делании, сердечном и умном хранении, чесо (чего) ради нуждно сие, и, како подобает тщатися о сем»: «...егда (когда) бывает неизреченная оная радость, и молитву от уст отсекает, престанут бо тогда уста и язык, и сердце, иже (которое) помыслам (желаниям) хранитель, и ум, чувствам кормчий, и мысль, скоролетящая птица и бесстыдная... И не молитвою молится ум, но превыше молитвы бывает... действом духовным двигнется душа к Божественным, и подобна Божеству уставлена будет непостижным соединением, и просветится лучею (лучом) высокого света в своих движениях... Зрю свет, его же мир не имать, посреде келлии на одре седя; внутрь себя зрю Творца миру, и беседую, и люблю... и соединився Ему, небеса превосхожду... любит же мя и Он, и в Себе Самом приемлет мя... на небеси живый, и в сердце моем есть, зде и тамо... и се Владыка ангелам равно показует мя и лучша тех творит: ниже бо теми невидим есть по существу, естеством бо неприступен; мне же зрим есть всяко, и естеству моему смесився существом» (то есть слился в этом горнем «диалоге» со мной воедино). Как мы замечаем, в истинной «беседе» с Богом человек, по убеждению Нила Сорского, способен, с точки зрения полноты «соединения» с Ним, «превзойти» (разумеется, по творящей воле Бога) даже самих ангелов...»6.
Именно в этом ключе Нил Сорский воспринимает описанное им явление «умной молитвы» (которая, как он говорит, «превыше молитвы») и в заключительном разделе («Устава») своего сочинения настаивает, что «умная молитва — превыше всего в деятельности иноческой, равно как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его в себя с понуждением...». При этом указывая как наиболее благонадежный «средний» путь к «беседе» с Богом, ссылаясь на Иоанна Лествичника.
«Средний: безмолвное сопребывание с одним, иди с двумя много благонадежнее. Ибо, говорит, горе — единому, когда впадет в уныние, или сон, или в разленение, или в отчаяние; нет, кто бы его воздвиг и ободрил в тот час. В доказательство сего он приводит глагол самаго Господа: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их*. И изречение Премудраго: блази два—паче единаго**, т. е. благо отцу с сыном, при содействии Божественнаго Духа, совместно проходить путь иноческаго подвига...»7.
В этом плане понятна близость произведений Нила Сорского Достоевскому, которые произвели на него очень сильное впечатление.
Данное обстоятельство повлияло и на дальнейшую судьбу Нила Сорского, ставшего в богословском споре по вопросу об умной молитве и Фаворском свете, как и все синаиты на позицию исихазма8.
В XIV столетии на Афоне, а затем и во всей греческой церкви возник по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете любопытный богослово-философский спор между Варлаамом Калабрийским9, Никифором Григорой10, Акиндином11, патриархом Иоанном Калекой12 и др. с одной стороны и прп. Григорием Синаитом13, прп. Григорием Паламой14, митрополитом Солунским (1297—1360 гг.), монахом Давидом15, Феофаном Никийским, Николаем Кавасилой16 и патриархами Калмитом и Филофеем17 — с другой. Последние принадлежали к защитникам так называемого «умного» делания — особого вида молитвенного созерцания или так называемого исихазма. Противная партия считала такое созерцание делом не христианским, называла исихастов омфалопсихами (т.е. пупоумами) и признавала свет на Фаворе светом созданным для просвещения апостолов и бесследно исчезнувшим. Она рассуждала по силлогизму: все видимое — создано, свет на Фаворе был видим, следовательно он был создан. Исихасты или «Паламиты» видели в Фаворском свете таинственное проявление Божественной славы, «Света присносущного». Борьба, в связи с переменами на императорском троне и попытками соединения церквей, продолжалась долго и упорно (соборы 1341 (два), 1347, 1351 и 1352 г.) и окончилась победой партии Гр. Паламы уже по его смерти. Учение его было признано истинно православным на соборе 1368 г., и сам он причислен к лику святых. Большая часть документов и сочинений той и другой стороны еще не изданы: из 60 сюда относящихся сочинений пр. Григория Паламы напечатано лишь одно — Θεοφάνης. Взгляды на борьбу варлаамитов и паламитов различны: И. Е. Троицкий, П. В. Безобразов, А. С. Лебедев считают ее борьбой белого духовенства с черным, борьбой, проявившейся еще в XIII веке, в деле так назыв. арсенитов; О. И. Успенский видит в ней борьбу аристотеликов с неоплатониками и сближает исихастов с богомилами; К. Радченко находит здесь борьбу западной рационалистической схоластики с восточной мистикой. Кое-что в учении исихастов сходно с учением западных мистиков Эригены и Эккарта. Учение их вошло в известный монашеский сборник «Добротолюбие».
Учитывая данное обстоятельство и причины ухода Нила из Кирилло-Белозерского монастыря, можно предположить, что из своего паломничества он возвратился (между 1473 и 1489 годами) в другой Кирилов монастырь, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества.18 Настоятель этого монастыря Преподобный Кирилл19 сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками «заволжскими20 старцами»21.
Но даже здесь Нил, как последователь синаитов, не мог довольствоваться тем господством внешности, которое он встречал в русском монашестве и вообще в русском благочестии. Он удалился за пятнадцать верст от монастыря, к реке Соре, где основывает скит, соорудил себе часовню и келью, а потом, когда к нему сошлось несколько братии, «которые были его нрава», построил церковь. Таким образом, основалось монашеское товарищество, но совсем на других началах, чем все русские монастыри.
Он отдается замкнутой, уединенной жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями. Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях «божественного писания», как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них «много неисправленна», старается исправить, «елико возможно его худому разуму». Если иное место ему кажется «неправым», а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «От зде в списках не право», или: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», — и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине...». Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на «писания» от обычных, господствовавших в его время, не могли пройти для него даром.
Становится понятным совпадение взглядов Нила Сорского и «заволжских старцев», поскольку Нил как бы теоретически с богословской стороны обосновал их позиции, став первым из российских священнослужителей, принесшим в Россию взгляды синаитов, и основателем скитского жития.
Можно предположить, что именно благодаря примеру своего иноческого служения и наставничеству Паисия Ярославова22, Нил Сорский был признан главой Заволжских старцев. Поскольку данные взгляды не приветствуются официальной православной церковью, то становится понятным и то, почему церковь до сих пор не канонизирует преподобного Нила Сорского.
Около него, кроме самого Паисия, группировались Вассиан Патрикев23, старец Герман24 († 1533), Гурий Тушин († 1526), Кассиан, еп. Рязанский, Троицкий игумен Порфирий и др. старцы заволжских монастырей. Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путем критического, сознательного изучения Священного Писания.
Неслучайно, поэтому и главным сочинением Нила является монастырский устав, в 11 главах, в котором особенно ярко прослеживается влияния «Лествицы» Иоанна Лествичника. Общее направление мыслей Н. Сорского — строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «успокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости.
Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: еще ни один человек не осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое». Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити». Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против «самочинников» и «самопретыкателей», он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету — «божественных писаний». «Испытание» божественных писаний, изучение их — главная обязанность инока. Недостойная жизнь инока, да и вообще человека, исключительно зависит, по мнению Нила, «от еже не ведети нам святая писания...». С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: «писания многа, но не вся божественна». Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех «заволжских старцев» — и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще «книга» являлась чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писания в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям, явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие «градстии законы», т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и другие дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую — все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково авторитетным. Иосиф Волоколамский25, один из ученейших людей своего времени, прямо, например, доказывал, что упомянутые «градстии законы» «подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям», а сборник Никона Черногорца26 смело называл «боговдохновенными писаниями». Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам, что они «похулиша в русской земле чудотворцев», а также тех, «иже в древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, чудесем их вероваша, и от писания изметаша чудеса их».
Стремясь к евангельскому идеалу, Н. Сорский — как и все направление, во главе которого он стоял, — не скрывает своего осуждения тем нестроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал энергический протест Нила против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от мира и всего, «яже в нем» — как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны «не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати»... Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями, и предосудительное иноку предосудительно и для монастыря. К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников.
Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединенной жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. В первом случае, его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о новгородских еретиках и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием новгородским27 и Иосифом Волоцким28 во главе.
В 1489 году новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский29. Между тем, оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 года, разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора. Первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся (всех еретиков) сожещи достоит» — а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех попов—еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию.
Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 года в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-6елозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества.
«По его воззрению, вообще только то достояние и признавалось законным и богоугодным, которое приобреталось собственным трудом. Иноки, обрекая себя на благочестивое житье, должны были служить примером праведности для всего мира; напротив, владея имениями, они не только не отрекаются от мира, но делаются участниками всех неправд, соединенных с тогдашним вотчинным управлением. Так поставлен был вопрос о нестяжательности. Ивану III было по душе такое предложение, хотя из своекорыстных побуждений Иван Васильевич распространял вопрос о владении недвижимым имением не только на монастырские, но и архиерейские имущества. Собор, состоящий из архиереев и монахов, естественно, вооружился против этого предложения всеми силами и поставил целый ряд доказательств законности и пользы монастырской власти над имениями, доказательств, составленных главным образом Иосифом Волоцким30. В его сочинении указывалось на то, что монастыри на собственные средства содержат нищих, странников, совершают поминовение тем, которые давали вклады, и потому для них нужны свечи, хлеб и ладан; автор приводил примеры из Ветхого Завета, из византийских законов, из соборных определений; вспоминал о том, что русские князья, начиная с самых первых, давали в монастыри вклады, записывали села и, наконец, приводил самые убедительные доказательства, что если монастырями не будет сел, то нельзя постригаться в них знатным и благородным людям, а в таком случае неоткуда будет взять на Руси митрополитов и прочих архиереев. Собор взял верх. Иван ничего не мог сделать против его решения. С этих пор Иосиф сделался отъявленным и непримиримым врагом Нила.
К вопросу о монастырских имуществах присоединился вопрос об еретиках. Нил, сообразно своему благодушию, возмущался жестокими мерами, которые проповедовал Иосиф против еретиков, в особенности же тем, что последний требовал казни и таким еретикам, которые приносили покаяние. Тогда, конечно, с ведома Нила, а может быть, и самим написано было от лица белозерских старцев остроумное послание, обличавшее Иосифа.
Иосиф разразился обличительным посланием против Нила, укорял и его последователей в мнениях, противных православию, в том, что сострадая еретикам, называет их мучениками, не почитает и хулит древних чудотворцев русских, не верует их чудесам, научает монахов чуждаться общежительства, не велит заботиться о благолепии церквей и украшать иконы златом и серебром. Таким образом, Иосиф хотел дать преступный смысл, назвав их ересью, тому предпочтению, которое оказывал Нил внутреннему благочестию перед внешним...
Тем более, что Нил подавал повод к толкованию в худую сторону его поступков и тем, что относился критически к разным житиям святых и выбрасывал из них то, что считал позднейшею прибавкою»31.
Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик князь Патрикеев, инок Вассиан, бывший боярин Василий Иванович, постриженный насильно Иваном Васильевичем, прозванный Косым, внук сестры великого князя Василия Димитриевича.
Сам Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 году. Перед кончиной Нил написал «Завещание», прося своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят ё зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения». Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.
Не смотря на то, что Нил Сорский не канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Н. Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя «великого старца».
* «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
** «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их» (Еккл. 4:9).
[1] Кирилло-Белозерский мужской монастырь — 1-го класса в городе Кириллове Новгородской губернии. Основан преподобным Кириллом, архимандритом московского Симонова монастыря, который удалился сюда в 1397 года и жил в пещере. Святая жизнь отшельника привлекла сюда многих иноков, так что в год кончины преподобного К. (1427) во вновь возникшем монастыре братии считалось 53 человека. Кирилов монастырь с самого основания своего пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, хорошо обстраивался и быстро богател, так что впоследствии владел обширными землями и до 20000 душ крепостных крестьян. (См. статью в ЭС БиЭ).
[2] Послания преподобного Нила Сорского, Посл. III.(переводе А. Н. Муравьева)
[3] Синаиты — название, присвоенное церковной историей тем церковно-историческим деятелям на христианском Востоке, которые особенностями своего миросозерцания обязаны были долговременному пребыванию на Синае. Из них вышло несколько патриархов, напр. Иоанн Постник (см.). Иоанн Лествичник, известный богослов-мистик, был в конце жизни синайским игуменом, почему его называют иногда Синаитом. (См. ст. в ЭС БиЭ).
[4] См. статью В.Г. Врачева, Иоанн Лествичник (Синаит), Лествица или скрижали духовные на сайте Хронос.
[5] Бранкович Георгий I Вукович — род. в 1367, † 1457 г. (См. статью в ЭС БиЭ).
[6] «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском», М., 1849. С. 46-49. Источник: статья «Преподобный Нил Сорский и Бахтин», (из статьи «Краткие сведения о Михаиле Михайловиче Бахтине») Кожанов В. В.
[7] Устав преподобного Нила Сорского, Слово 11:154, 157, Л-1
[8] Гезихасты или исихасты — Гезихасты или, по русской богословской терминологии, исихасты — приверженцы мистического движения среди греческих монахов в XIV столетии, имевшего исходным пунктом гору Афон. Некоторые из афонских монахов пришли к убеждению о существовании вечного, несозданного божественного света, который некогда явился на горе Фаворе во время Преображения Христа, а ныне просиял им в награду за их отшельническую жизнь. (См. статью в ЭС БиЭ).
[9] Варлаам, епископ неаполитанский (Калабрийский) — византийский монах; родился в конце XIII века; в 1328 г. прибыл в Константинополь, где в 1331 г. стал игуменом монастыря Спасителя. Император Андроник Палеолог послал его в 1339 г. в Авиньон, чтобы вести переговоры о соединении Восточной и Римской церквей. Побежденный на одном из константинопольских соборов, отправился в Италию и в 1342 г. перешел в католицизм, в защиту которого написал несколько сочинений. Папа Климент VI дал ему епископство в Неаполитанском королевстве, где он и умер в 1348 году. Варлаам — астроном, математик и знаток древней философии; он перенес первые семена греческой образованности в Италию. Во многих он возбудил желание изучать древность. Петрарка принадлежал к его ученикам. (См. статью в ЭС БиЭ).
[10] Никифор Григора — византийский историк; см. Грегорас и Календарь. (См. статью в ЭС БиЭ).
[11] Григорий Акиндин — византийский монах, один из главных участников варлаамитского движения, родом из Мизии. Когда Варлаам Калабрийский стал распространять в Византии свою ересь, Григорий Акиндин сделался ревностным ее защитником. Он вел диспуты с противниками Варлаама и писал сочинения в оправдание воззрений своего учителя. Впоследствии он разошелся с Варлаамом во взглядах на существо и энергию Божества, а также и на сущность фаворского света, и занял самостоятельное положение среди византийских ученых, принимавших участие в религиозно-философском движении XIV века. (см. статью в ЭС БиЭ).
[12] Калека (Иоанн) — патриарх Константинопольский с 1333 по 1347 г., родом из Фракии, незнатного происхождения, быстро возвысился благодаря покровительству, заставившего епископа избрать его в патриархи. (См. статью в ЭС БиЭ).
[13] Григорий Синаит — выдающийся византийский подвижник и писатель. Родился в Малой Азии, в шестидесятых годах XIII столетия, от богатых родителей. В царствование Андроника II Палеолога (1281 — 1332) Г. был взят в плен турками, но выкуплен и удалился на остров Кипр. В пустыне Парории, близ г. Созополя, Григорий основал монастырь, сделавшийся потом крупным пунктом аскетическо-созерцательной жизни монахов не только греческих, но и славянских. Умер в сороковых годах XIV стол. Значение Григория в истории византийско-восточного монашества состояло в том, что он содействовал упрочению и развитию на Востоке деятельно созерцательного аскетического идеала и был одним из авторитетных проповедников так называемого исихастского учения. (См. статью в ЭС БиЭ).
[14] Палама Григорий или Паламас (Παλαμάς) — митрополит солунский XIV в., родился в Константинополе в богатой семье, 20 лет принял иночество в одной из афонских обителей. Известен особенно спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в том споре отстаивал учение церкви, что свет этот — не есть творение, но свет присносущий. Считая в то же время веру афонских пустынников в созерцание света Божия телесными очами и приготовленную к тому чувственным образом за заблуждение, Палама принес на них жалобу пaтpиapxy Иоанну XIV Калеке. По этому поводу в 1341 г. в Софийском константинопольском храме, под председательством пaтpиapxa, созван был собор, на котором Палама так обличил заблуждение Варлаама, что последний решил удалиться в Италию. За свою ревность к утверждению православного учения Палама был рукоположен в архиепископа Фессалоникийского и долгое время управлял солунской церковью. Вскоре после смерти он был причислен к лику святых, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. (См. статью в ЭС БиЭ).
[15] Давид Аугсбургский (David von Augsburg) — францисканский монах, мистик; умер около 1271 г. (см. статью в ЭС БиЭ).
[16] Николай Кавасила — митрополит солунский (1360 — 1390 гг.), известный богослов своего времени. Николай был защитником афонских монахов в учении о существовании вечного, не созданного божественного света и противником латинян. (см. статью в ЭС БиЭ).
[17] Филофей Коккин — патриарх константинопольский; два раза занимал патриаршую кафедру (1354 — 55 и 1362 — 76). В первый раз избран был на место Каллиста, отказавшегося короновать Кантакузинова сына Матфия. В 1355 г. Иоанн Кантакузин должен был уступить престол Иоанну Палеологу. Филофей, боясь мщения со стороны нового императора за коронование Матфия, покинул патриаршую кафедру и скрылся. Палеолог, однако, ничего не имел против Филофея и после смерти Каллиста, вторично возведенного в патриархи по случаю бегства Филофея, призвал последнего к управлению церковью. Ко времени второго патриаршества Филофея относится борьба его с варлаамитами. Как человек образованный и ученый, он старался действовать на отщепенцев силой убеждения и в значительной мере умиротворил византийскую церковь. Он причислил к лику святых Паламу, митрополита Фессалоникийского, главу паламитов, и сочинил в честь его службу. Филофей скончался в 1379 г. (См. статью в ЭС БиЭ).
[18] По видимому, данный монастырь не есть Кирилло-Белозерский монастырь, находящийся в городе Кирилове Новгородской губернии. Об этом говорит и сама данная биография Нила Сорского. Так ниже в ней написано о том, что «в 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе». Отсюда в энциклопедии, скорее всего, путают и двух Кириллов, которые основали данные монастыри. И хотя годы жизни их совпадают, но сама жизнь монастырей совершенно разница. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого (см. статью в ЭС БиЭ).
Кириллов монастырь — мужской, 3-го класса (называется также обителью Покрова Пресвятой Богородицы) — Новгородской губернии и уезда. В летописи упоминается с 1196 г.; после неоднократных опустошений перестроен в XVIII столетии. В монастыре покоятся с 1812 г. мощи преподобного Арсения, новгородского чудотворца († в 1570 г.), память которого чтится 8 мая. (См. статью в ЭС БиЭ).
[19] Кирилл, преподобный белозерский — преподобный белозерский; в миру Кузьма, род. в Москве, в 1337 г. Юношей был пострижен в монахи; 60-ти лет от роду пришел в Белозерскую область, к озеру Сиверскому, где вскоре и была основана им известная обитель. Умер Кирилл в 1427 г. От него остались три послания к трем братьям-князьям, «написанные простым языком и исполненные иноческого смирения» (Шевырев). Сравни. составленное Пахомием «Житие Кирилла» (в середине XV века); Шевырев, «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь» (ч. I). (См. статью в ЭС БиЭ).
[20] Заволжье — обозначение некоторых местностей левого берега Волги жителями правого берега. Особенно употребительно в южной части Нижегородской губернии для обозначения лесной стороны Нижегородского и отчасти Костромского Заволжья, в Симбирской и Саратовской губерниях — для обозначения степей левого берега. Оба Заволжья были известны еще как центры раскола: Керженские монастыри и скиты в Нижегородском Заволжье, Иргизские — в Самарском Завольжье. (См. статью в ЭС БиЭ).
[21] Заволжские старцы — иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединенные никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимися в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого. (См. статью в ЭС БиЭ).
[22] Паисий Ярославов — инок Спасокаменского монастыря, с 1478 по 1482 г. игуменствовал в Троицко-Сергиевой лавре. Очевидно, он пользовался известностью: Геннадий новгородский старается узнать его мнение по вопросу о седьмой тысяче лет и о связанном с ее концом пришествии Христа; Иоанн III предлагает Паисию занять московскую митрополию после Геронтия. На соборе 1503 года Паисий высказывался против монастырских имений. (См. статью в ЭС БиЭ).
[23] См. статью Вассиан Косой в ЭС БиЭ.
[24] Герман, преподобный белозерский — преподобный белозерский (умер в 1492 г.), ученик Кирилла белозерского. Не канонизован (См. статью в ЭС БиЭ).
[25] Иосиф Волоцкий (Санин) — знаменитый полемист; род. в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, ок. 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского, отличавшейся своими богатствами. Здесь прожил Иосиф 18 лет. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Поэтому иногда назывался Иосиф Волоколамский. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа, было беспрекословное. повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. (ЭС БиЭ).
[26] Никон Черногорец — монах Черной горы, что близ Антиохии; жил во второй половине XI в.; составил на греческом языке две книги: "Пандекты" и "Тактикон" (ЭС БиЭ).
[27] Геннадий, новгородский архиепископ (Гонозов или Гонзов) — новгородский архиепископ (1484-1504) и первый видный противник ереси так называемых жидовствующих. До того он был архимандритом Чудовского монастыря в московском Кремле. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи "послушание уставляют паче многих добродетелей"; но в то же время великие государи должны признать руководственную роль духовенства и подчиниться ему — точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал, кажется, не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами администратнвных кар. Хотя Геннадий и был человеком образованным для своего времени, но его богословская начитанность не была выдающейся. Он считал прямо вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать не следует, так как "люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить: так чтобы о вере никаких с ними речей не плодили". Собор на еретиков нужен, но не для прений о вере, а для того, "чтобы их казнити, жечи и вешати". Геннадий пробовал даже устроить примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью "се сатанино воинство", посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Однако все энергические меры против еретиков, рекомендованные Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли себе поддержку в Москве и спокойно там проживали. Для борьбы с ересью Геннадий обратился за помощью к игумену волоколамского монастыря, Иосифу Волоцкому, который и становится самым видным борцом за православие. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Но Геннадий, по свидетельству летописи, начал брать мзду со священников за поставленье больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июне того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудовом монастыре, скончался в 1504 г. (ЭС БиЭ).
[28] См. статью Иосиф Волоцкий в ЭС БиЭ.
[29] Волоколамский монастырь Успенский или Иосифово-Волоцкой, 2 класса (с 1764 г.) — Московской губернии, Волоколамского уезда, в 18 верстах от города Волоколамска. Основан в 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким. В монастыре были заточены многие знаменитые в истории лица, например князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, Максим Грек и царь Василий Иванович Шуйский. В монастыре покоятся мощи преподобных Иосифа и Серапиона, а также погребены князья Иоанн и Федор Борисовичи Волоколамские и митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным. Библиотека монастыря весьма богата книгами и рукописями. Много жалованных грамот, актов и других документов с XV в. В ризнице хранится много древних предметов. При обители бывает несколько ярмарок (ЭС БиЭ).
[30] Иосиф Волоцкий (Санин) — знаменитый полемист; род. в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, ок. 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского, отличавшейся своими богатствами. Здесь прожил Иосиф 18 лет. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Поэтому иногда назывался Иосиф Волоколамский. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа, было беспрекословное. повиновение настоятелю, власть которого была безгранична (ЭС БиЭ).
[31] Преподобный Нил Сорский и Вассиан, князь Патрикеев, Костомаров Н.И. ист. 2
Опубликовано: 06/05/2012