Вы здесь

Если бы молодость знала…

К 100-летию со дня рождения

Архимандрит Арсений (Папачок)
Архимандрит Арсений (Папачок)

15 августа 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения великого румынского старца, исповедника, мученика за веру архимандрита Арсения (Папачока). Он преставился ко Господу 19 июля 2011 года, не дожив до своего славного юбилея всего три года. Тюрьмы, пытки, отшельничество в диких лесах, преследования властей — и героическое стояние в вере, всегдашняя готовность пожертвовать всем за Христа, суровая аскеза и подвижничество с юного возраста, ведение духовной брани в самых разных условиях в течение почти целого века — вот каким богатейшим духовным опытом делится с нами великий старец, исповедник Христов, монах ангельской душевной красоты. Предлагаем читателям небольшую подборку изречений нашего великого современника приснопамятного старца Арсения (Папачока).

*   *   *

Сотни и тысячи священников, монахов, верующих братьев несли на себе тяжелые цепи, цепи, закованные на наковальне в никому не ведомых подвалах, несли их вместе с лютым диавольским презрением и человеческой ненавистью, без надежды на освобождение или хотя бы на малейшее облегчение своей участи. Нам вырывали бороды и таскали за них, как скотину тащат за узду. Нас держали в ужасающем голоде, желая уничтожить, бесконечные годы подряд. Нас бросали в застенки без света — черные ямы, в грязных тюремных робах, одеревеневших от впитавшегося гноя и крови. Нас заставляли отречься от Христа и Его святых, но мы не отреклись, Боже сохрани! Мы не шли ни на малейшую ложь, хотя знали, что нам придется умереть, и многие умирали.

От нас добивались этих отречений упорно и систематически, изолируя нас друг от друга и бросая в холодильные камеры, чтобы вырвать хоть слово против учения Господа нашего Иисуса Христа. Но нам помог Благий Бог, и мы не сдались. Христос не оставил нас! Мы чувствовали, что Он, скорбный, стоит рядом с нами, чтобы мы постигли великую тайну Его Креста, чтобы постигли ужасный смысл освобождения через страдание за Него.

Здесь пребывала Церковь — в темнице. Здесь, где томились тысячи христиан, нуждавшихся в духовном укреплении, разрешении грехов, поддержке и надежде, что мы и давали им, перестукиваясь через стенку по азбуке Морзе.

Фото Арсения Папачока из следственного дела
Фото Арсения Папачока из следственного дела

*   *   *

Велика молитва из сердец и уст всех к Богу! Молитва — как заостренная стрела, тысячи лет запускаемая всеми святыми и даже самыми простыми христианами. Молитва пронзала сердце небес, которые, может, и были огорчены земнородными, — и по тем же путям приходили спасительные ответы. И так сохранялась живой вера на земле из рода в род.

*   *   *

Молитва — это постоянный контакт твоего сердца с сердцем Бога. Речь идет о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого в сердце своем как можно непрерывней.

*   *   *

Как вы думаете, что шепчет нам Господь Иисус Христос непрестанно на ухо сердца нашего голосом печальным и сладким, из сердца, истекающего кровью? «Любите, любите красиво, любите всех людей, любите с великой горячностью раненое сердце. Сколько Я плакал и страдал за раны подобных вам! Потому что Я тоже умею плакать. И Мой плач — немой и не утешаемый никем на свете. А как Я люблю вас! И любовь Моя Божественна. Одного этого прошу у вас, и Мне этого достаточно, и Я упокоюсь в вас».

*   *   *

Имей в молодости немного старости, ибо тогда непременно будешь иметь в старости много молодости.

*   *   *

Я до 20 лет занимался также спортом. На этот раз я стал первым по бегу на скорость и вторым по прыжкам на межшкольных соревнованиях, проводившихся в Бухаресте. Я учился и двигался. Это мне очень помогло!

*   *   *

— Ты роза?

— Вовсе нет, я листок.

— Нет. Ты роза.

— Нет.

— Да, потому что пахнешь розой.

— Нет, я листок, но когда-то был рядом с розой.

*   *   *

Как чадам Божиим, я дерзал говорить как можно большему числу людей и о духовной стратегической позиции в нашей борьбе с кромешным, с диаволом. Его огромное бессилие против нас происходит от того, что мы — с Богом и очень хотим быть с Ним. Не надо опускать голову и сдаваться, каким бы ни был твой грех.

Архимандрит Арсений (Папачок)
Архимандрит Арсений (Папачок)

Признавай и дальше Бога своим Владыкой, ибо никакое несчастье ничего не значит, если у тебя есть вера твердая, как скала. Не отчаивайся ни за что. Сатана и, может, твоя слабость ввели тебя в заблуждение, но сердца своего ты не отдал и имя Божие в тебе не стерлось. Ты такой, какой есть, но Бог действительно многолюбив и, поскольку ты признаёшь Его, то Он многомилостив и прощает, и Сам выйдет тебя искать, и найдет тебя, обнимет, и возьмет на Свои плечи и отнесет в овчарню, и возлюбит тебя больше других овец, потому что ты действительно не оставил Его.

Такова великая духовная позиция, и твои великие падения останутся простыми несчастными случаями.

*   *   *

Многие меня спрашивают, особенно студенты, только начинающие собирать колосья немного по ту сторону обыкновенных вещей: «Что нам делать, батюшка, с этим Западом, ибо вот, распространились всякие смешанные концепции?» Я даю такой ответ, дорогие мои: ты самого себя приведи в полный порядок! Приведи свою жизнь в порядок, исследуй себя! Ты слишком мало знаешь себя, минимизируешь себя! Это не смирение, это слабость. У тебя ведь столько связей, у тебя есть связи с Небом. У нас имеются ангелы- хранители, дорогие мои. Ангел-хранитель не спит, как страж. Он действительно хранит нас, ибо он возле Бога с великими силами и связан с мириадами других ангелов. В «Каноне ангелу-хранителю» есть стих, который гласит: «Святый ангеле, сотвори общую молитву со всеми ангелами обо мне!»[1] Он возносит молитву, и все ангелы небесные тоже.

Похороны архим. Арсения (Папачока)
Похороны архим. Арсения (Папачока)

*   *   *

Умейте прощать и в лицо, и втайне. Надо ценить это время — оно единственное, абсолютно единственное у нас. Прощение — ничто вас так не потрясет, как прощение, когда кто-либо ждет за свое злое дело наказания.

*   *   *

Бог да подаст вам силу против скорбей. Да даст вам в сердце любовь единственно только к Нему, чтобы вы могли любить всех на свете и жертвовать тоже. Всё заключается в том, чтобы иметь сердце, всегда готовое, и сокровенную улыбку в нем.

*   *   *

«Без Меня вы не сможете сделать ничего!»[2] И с того момента, как мы не можем сделать без силы Божией ничего, мы просим у Него благодатей, чтобы смочь сделать. Но Бог не бросает благодать как попрошайке. Он дает ее тебе, чтобы ты поднялся, оторвал от себя что-то для других, чтобы укрепил свою внутреннюю жизнь, чтобы думал красиво, чтобы умел страдать за истину! И даже за брата твоего. Тогда да — благодати приходят в изобилии.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
pravoslavie.ru

[1] Это конец 9-й песни «Канона молебного хранителю человеческой жизни ангелу», читаемого по четвергам: «Всю мою по Бозе спасения надежду возложих на тя, хранителя моего и попечителя и заступника, общую молитву к Богу о мне сотвори, смолебники приим ангелов лики и заступники».
[2] Ср.: Ин. 15:5.