Протоиерей Андрей Ткачёв: «Крымская епархия должна подчиняться РПЦ»
В отношениях Русской и Украинской православных церквей Московского патриархата давно не все гладко: противоречия выпирают, смущая верующих. Одним из острых вопросов остается церковная принадлежность крымских православных епархий после вхождения полуострова в состав России. А есть ли, собственно, какая-либо разница для верующих: ведь речь идет о церквях-сестрах, пребывающих под единым омофором Святейшего патриарха Московского и всея Руси? На первый взгляд, никакой. Если не учитывать заражение агрессивным «украинством», ползучим церковным расколом значительной части клира и мирян одной из «сестер».
Свое личное мнение на этот счет высказал «Культуре» известный православный батюшка, писатель и публицист, в недавнем прошлом руководитель миссионерского отдела Киевской епархии УПЦ МП, а ныне клирик московского храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке протоиерей Андрей Ткачёв.
— Отец Андрей, в чем, на Ваш взгляд, корень нестроений, возникших между двумя канонически едиными церквями?
— Мы о многих вещах раньше умалчивали, а теперь о них уже поздно дискутировать. Теперь об искоренении этих вот «корней» можно только молиться. Церковь сохранит тех, кто к ней принадлежит, и даст при нашей жизни увидеть срамную гибель тех, кто с ней воюет, в том числе и, даже в первую очередь, отступников из числа лжебратий. Увы, немалая часть так называемого «украинского народа» и его пастырей оказалась в последней категории.
— Но ведь есть и простые верующие украинцы, и батюшки, и даже владыки из УПЦ МП, которые не поддались общему безумию нацизма и русофобии...
— Так было всегда. «Овцы и козлища», как сказано в Евангелии. Конечно, на Украине остались верные сыны и пастыри Православной церкви. Но вот скрытых двуличных козлищ в Украинской церкви Московского патриархата собралось многовато. Когда подули нацистские ветры, они и показали себя. Сама УПЦ МП проявила себя в этих событиях несостоятельной, двусмысленной организацией: и нашим, и вашим, и споем, и спляшем. В последние годы, когда митрополит Владимир сильно болел, в ряды церковных функционеров набилось полным-полно негодяев, предателей. Чтобы не создалось ложного впечатления, скажу, что и в Русской православной церкви они есть, о чем сам Святейший патриарх Кирилл упомянул, когда началась организованная атака на Церковь. Это сегодня, к сожалению, общая ситуация. Но такого массового двуличия среди священства в русской Церкви даже близко нет. За год служения в Москве я увидел больше благодатных батюшек, чем за все годы на Украине.
— В Крыму возникла деликатная коллизия с принадлежностью православных приходов. Как Вы сами ее оцениваете?
— Я не архиерей и не политик, а простой священник. И могу высказать только свое мнение: здесь нет никаких коллизий. Крым был, есть и будет русским. Он куплен русской кровью и на ней стоит. Пребывание его в составе «государства Украина» — не более чем историческое недоразумение. И оно, слава Богу, исправлено. Поэтому и епархия крымская должна, на мой взгляд, прямо подчиняться Русской православной церкви. Иначе, что же, крымские батюшки будут продолжать возносить литургическую молитву «о властях и воинстве ея», подразумевая киевскую незаконную хунту и отряды карателей? По-моему, это было бы прямым предательством Святой Руси, да и собственной паствы, которая за редчайшими исключениями испытывает противоположные чувства...
— В Донецкой республике известны случаи, когда храмы, чьи настоятели продолжали молиться о «единой Украине», теряли прихожан...
— Вот именно. Но в Крыму, надеюсь, этого не случится — те местные батюшки, которых я знаю, давно сделали свой выбор в пользу полного единства с русской матерью Церковью. Точнее, они просто никогда не отступали от нее, в отличие от многих священников и архиереев в Киеве, Галичине, да и областях центральной Украины.
— Однако Святейший занимает в этом вопросе более осторожную позицию.
— И правильно делает. Он же мудрый человек. Патриарший престол на Руси занимают люди мудрые, серьезные и богатые Благодатью. Но мы-то с вами не патриархи, а простые люди. И я с этой позиции еще раз утверждаю: здесь не о чем говорить. Где-нибудь во Львове, Виннице, Житомире могут возникать, как вы говорите, «коллизии». Но в Крыму-то куда дергаться? Там же все насквозь русское!
Если кто-то на полуострове — из священства или архиереев — не захочет становиться частью Русской православной церкви, будет цепляться за некое «украинство», это его проблемы. Останется без паствы. Вопрос предельно прост.
Я не знаю, как именно будет происходить смена юрисдикции, пусть решает священноначалие. Вижу одно: Крым вернулся в Россию законно, естественно и благодатно. И так же произойдут все те процессы, о которых мы говорим.
— Вы часто бывали в Крыму, есть ли у Вас там какое-то любимое святое место?
— Бывал, уже даже не упомню, сколько раз. Очень люблю храм Святой Равноапостольной Нины в Гаспре, неоднократно служил в этом благодатном месте. Буду жив-здоров, Бог даст, доберусь вскоре туда опять.
— Сегодня из Москвы Вам легче оценивать то, что происходит на Украине, и вообще — легче ли дышать?
— Чем дальше от квазигосударства «Украина», тем легче и дышать, и давать оценку. Отъехал на километр от границы — уже легче, на тысячу — совсем легко. К сожалению, многие в России не до конца понимают, каким зачумленным местом стала ныне эта земля, полная общерусских православных святынь. Там происходит настоящее коллективное беснование! Люди сошли с ума от своего безбожия. Пресловутая религиозность «украинского народа» в массе своей оказалась на поверку пустышкой. Они были смелыми воевать с Януковичем, а потом дали сесть себе на плечи конченным подонкам. Те их терроризируют, а они еще и соучаствуют с ними в страшных преступлениях. Другие же молчат и погибают.
— А может ли что-то излечить Украину?
— Не знаю, я не доктор. Возвращаясь к Тавриде, скажу то, что думают и чувствуют мои крымские друзья: нынешние материальные невзгоды полуострова со временем будут преодолены. Главное, удалось вернуться в большой Русский дом, чудом вырвавшись из барака буйнопомешанных.
Опубликовано: 14/03/2015