Книга в эпоху клипового сознания
Беседа с писателем Алексеем Федотовым
2015 год в России объявлен Годом литературы. Но насколько литература важна сегодня для общества, есть ли будущее у бумажной книги, что значит быть писателем и читателем в эпоху клипового сознания? Эти и другие вопросы стали темой беседы с писателем Алексеем Федотовым.
— Алексей Александрович, писателей в советское время называли «инженерами человеческих душ». А каково их значение в современном мире?
— Думаю, что намного более скромное. Было время, особенно это касается девятнадцатого века, когда книги реально влияли на массовое сознание. Общественно-политические, научные и другие трансформации сначала проходили свою апробацию на страницах художественных произведений. В двадцатом веке грамотных людей стало больше. Но развитие информационных технологий, в первую очередь, телевидения, интернета, сопровождались моделированием общественного сознания в плане его переориентации не на осознание себя как личности и своего места в мире, а на постоянное потребление. Это привело к тому, что в начале третьего тысячелетия можно говорить о том, что литература, как таковая, уже не оказывает существенного воздействия на мироощущение массового читателя.
У человека есть свобода выбора — как именно ему отвечать на жизненные вызовы. И для думающего читателя хорошая книга своего рода собеседник, обозначающий вопросы, требующие ответа сквозь призму личного мировосприятия. Другое дело, что на человека, не имеющего сформированной жизненной позиции, сильная книга и правда может иногда оказать решающее воздействие в ее формировании. Но ведь большинство сейчас читают просто для развлечения, или, хуже того, чтобы «убить время». Это и обуславливает то, что сегодня востребована именно та литература, которая востребована.
— Сейчас много говорится о феномене «клипового сознания». В связи с этим значение книги для масс снижается?
— Вы очень верно обозначили суть вопроса. Современный человек мыслит обрывочно, калейдоскоп картинок перед ним, особенно при наличии мобильного интернета, постоянно меняется. Жизнь постоянно требует ответа на множество вопросов самого разного характера: личного, рабочего, общественного. Ну и когда тут читать книгу толщиной в шестьсот страниц, например, если это не строго обязательно в силу каких-то внешних причин? Другое дело, что мы далеко не всегда умеем правильно расставлять приоритеты, и часто тратим много времени на то, что можно было бы и не делать, поэтому нам его и не хватает хронически. В любом случае для того, чтобы прочитать большую книгу, человек должен хотя бы ответить себе на вопрос: зачем или почему он это делает.
— Есть ли, на ваш взгляд, будущее у бумажной книги или электронная ее вытеснит?
— Это зависит от очень многих факторов, которые в нашу эпоху бурных перемен невозможно прогнозировать.
— А что вообще может сегодня писатель?
— А что вообще он мог в любое другое время? Вспомню Жана Поля Сартра, написавшего в «Словах»: «Я долго принимал перо за шпагу, теперь я убедился в нашем бессилии. Неважно: я пишу, я буду писать книги; они нужны, они все же полезны. Культура ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она — создание человека: он себя проецирует в неё, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале видит он свой облик. Весь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой».
— А что может сегодня читатель?
— Читатель может использовать существующее время информационной открытости для того, чтобы через чтение расширить свои знания о мире, а через это и о самом себе. Диалектика познания определяет то, что человек познает мир, познавая себя, и познает себя, познавая мир. Ну, и потом чтение хорошей книги может просто приносить радость.
СПРАВКА: Федотов Алексей Александрович, доктор исторических наук, член Союза писателей России. |
Опубликовано: 04/09/2015