Вы здесь

Церкви впору разворачивать паству к классической литературе

Протоиерей Андрей Ткачёв

— Уважаемый отец Андрей, после выхода в свет бестселлера епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» появился еще ряд довольно популярных православных произведений. Общественность и пресса вдруг заговорили о таком феномене как современная православная литература. Как Вы оцениваете это явление? Есть ли основание считать, что роль православной литературы в нашем обществе усиливается?

— Слава Богу, что за последнее время появилась не только литература православная, но и журналистика, православное кино, православный театр, вот, разве что, балета православного только нет. Расцвел целый букет явлений в культуре, направленных на укрепление ее связей с Православием и задающих довольно высокий качественный уровень. Я думаю, что православная литература — один из отрадных, благодатных феноменов нашего времени, которое чем дальше, тем больше холодит и пугает нас страшными вызовами апостасийного мира.

Другое дело, что существует пороговая цифра читателей такой литературы, которую мы стремимся наращивать, чтобы достучаться до более широкого круга читателей. Это получается с большим трудом. И тут вопрос, то ли мы, православные писатели, «не дотягиваем» до уровня современного читателя, то ли наши современники, дезориентированные потоками информации, обрушивающимися на них ежедневно, потеряли интерес к тому, что относится к душевной сфере, психологии человека, к тому, что помогает душе вырасти над бурным морем житейской неустроенности.

— Согласно последним данным, Россия уже не является самой читающей страной в мире. По количеству времени, затрачиваемому среднестатистическим россиянином на чтение в день, наша страна занимает лишь 7-е место. С чем связаны эти негативные процессы? Как возвратить России утраченный ею статус самой читающей страны?

—Я думаю, что это — общецивилизационный процесс апостасии, энтропии. При увеличении объема информации современный читатель «умучен» ею и теряет навыки работы, дисциплину ума, навыки вычленения главного из второстепенного, из нескончаемого ливня фраз и цифр. Церкви впору не боясь разворачивать свою паству к классической литературе. Ошибкой было бы призывать людей к тому, чтобы они читали бы сейчас лишь духовную литературу.

Церкви впору предложить прихожанам прочитать пушкинского «Евгения Онегина», дантовскую «Божественную комедию». Если они смогут прочесть эти великие произведения, то затем смогут более полно воспринять высокие духовные материи. Апостолы начали проповедовать Евангелие в высококультурном мире язычников — греков и римлян, и эта проповедь дала колоссальные духовные плоды! До тех пор, как на землю античной ментальности были посеяны семена Евангелия, эта земля была взрыхлена и предуготована трудами философов и писателей.

Когда на эту плодородную почву упало Семя Духа, она произвела великих вселенских учителей, святителей. Такого расцвета богословия, которое явилось на греческой почве, больше не было нигде. И это доказывает, какую пользу во Христе приносят дохристианские труды и усилия. Задача классической литературы — создать культурную ментальную среду, которая, приняв семя духовности, сможет взрастить его.

Культура учит состраданию, вниманию, способности увидеть и восхититься красотой Божьего мира, человеком как Божьим творением, «мало чем умаленным от Ангелов». Зачастую мы, обладая истиной Православной веры, склонны пренебрегать тем наследием дохристианского человечества, которое ведет ко Христу и помогает глубже осознать Евангелие. Чтобы дорожить своей верой, нам полезно, уже будучи христианами, почувствовать томление души, нуждающейся в Боге, и ее стремление в поиске истины.

Отказываясь от культурного наследия, мы остаемся один на один с аскетикой, отсекая от Православия огромное количество людей, не таких крепких духом, как великие подвижники. Ведь образ жизни великих аскетов — это не норма для миллионов, а лишь повод прославить Христа и покаяться, на истинное подражание их подвигам способны очень немногие.

Схимнику не стоит, наверное, читать Пушкина, но православный человек, знающий и любящий свою родную культуру, может вздохнуть вместе с классиком: «И я... „над вымыслом слезами обольюсь“». Если люди не будут читать Евангелие, то вскоре не будут читать вообще. С другой стороны, именно в читательской среде находится место Евангелию.

— Вы многие годы занимаетесь миссионерской и просветительской деятельностью. Являлись клириком храма святой великомученицы Татьяны при МГУ. В молодежной, особенно студенческой, среде наблюдаются разнонаправленные настроения. Ряд молодых людей, в том числе девушек, примкнули к запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, некоторые увлечены неоязыческими культами. На Украине ситуация еще печальнее, ныне среди молодых малороссиян в моде речевка «Кто не скачет, тот москаль». Неужели мы теряем нашу молодежь, студенчество?

— Кризис семьи проявляется на всех уровнях общественной и человеческой жизни. Чтобы уберечь людей от неоязычества, свойственного этому культу вольного сексуального поведения, мусульманского экстремизма, сектантства, нужно распространять культуру здоровой, полной семьи. В институтах и училищах уже слишком поздно «улавливать людей», прививать им духовно-нравственные ценности, когда они уже вошли в возраст полового созревания, пристрастились к вредным привычкам, разуверились в авторитетах.

Существует дефицит общения старшего поколения с молодежью, общения качественного, вдумчивого. Оно может проходить в любой форме: клубной, спортивной, музыкальной. Один яркий преподаватель может сделать работу, превышающую по качеству работу целого миссионерского отдела, если он вложит в души своих воспитанников все лучшее, что ценно для него самого. Спортивный тренер может сделать для юноши больше, чем мама и папа, позволившие дворовым дружкам, мату и телевизору загадить его мозг.

Думаю, в будущем как раз к Церкви города и студенчества перейдет первенство от Церкви села и крестьянства. Наша молодежь к Богу будет приходить драматически. Одни — от большого ума и знаний, жаждая истины, но таких будет немного. Другие, и этих будет гораздо больше — от нестерпимого стыда и мерзких гадостей. Причем не придут, а приползут в слезах, чувствуя, что больше идти некуда.

Мне, видимо, всегда везло видеть первых из них — интересных, активных, молодых людей. Они «идут по грязи» современного мира, но не вымарываются по уши, души их чисты и стремления высоки.

— Многих православных людей тревожит подготовка к Всеправославному Собору. Опасения высказываются и на официальном уровне, соответствующие заявления ранее были сделаны Священным Синодом РПЦ и Синодом УПЦ МП. Стоит ли нам опасаться этого Собора? Или же наше священноначалие не позволит свершиться беззаконному отступлению от Православия?

— Недоверие к священноначалию — очень опасная вещь. «Поражу пастыря и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31) — это именно то, что задумывают «злые кибернетики» — расшатать доверие церковного народа к пастырям, обезглавить его. Нельзя перешептываться за спиной иерархов, осуждать их. История Православной Церкви непроста, надо знать, хотя бы представлять, какой тернистый путь она прошла, оберегая от искажений церковное Предание и единство веры. Если человек иллюзорно смотрит на Православную Церковь — эта иллюзия неминуемо развеется, и горько будет разочарование.

Церковь — живой организм и она должна жить своей жизнью. То, что есть много опасных вещей, которые разные заинтересованные силы хотят внести в жизнь Церкви, — это факт. В апостасийном мире Церковь возглавляет борьбу уже не за святость своих пасомых, а за остатки нравственности в человеческом обществе. Это тяжелая, изнуряющая, мало кому понятная и тем более, мало кому видимая борьба, но в нее надо включаться, нельзя оставлять на самотек потоки безнравственности, иначе они в момент сметут весь мир.

Надо встречаться церковным иерархам Русской Православной Церкви с иерархами других Православных Церквей: с греками, болгарами, румынами, грузинами и так далее. Надо жить в двух режимах: внутренней, собранной, молитвенной жизнью и внешней, открытой конструктивному общению. Святейший Патриарх как Предстоятель несет на себе тяжкий крест ответственности за всю Русскую Церковь. Если мы действительно переживаем за свою Церковь, хотим помочь ей, надо просить у Бога вразумления: «Что я могу сегодня сделать для Церкви и Патриарха?»

— Ряд авторитетных экспертов прогнозируют Третью мировую войну. Высказывается мнение, что главный удар главным образом направлен на возрождающуюся Россию. Как Вы считаете, каковы причины и последствия происходящего на Ближнем Востоке?

— История таинственна. На глубине исторических потоков сплетаются вовсе не те силы, которые видны на поверхности. От создания мира «добро борется со злом, а поле борьбы — сердце человека». То, что наше Отечество включено в эту борьбу на правах одной из самых сильных сторон — это данность. Россия хранит Православие, и это страшно раздражает наших «зарубежных партнеров».

Нас стараются уничтожить любым способом: вовлечь в войну, вырезать за счет абортов, купить на заморские гранты, так забить головы чушью, чтобы мы и лба не сумели перекрестить. Когда Россия жила без войны в той или иной форме? Если это не внешнеполитическая война, то борьба внутри государства.

Православная цивилизация, столпы которой — Россия и Русская Православная Церковь — вовлечены в извечную борьбу добра и зла со стороны истины. Как бы мы ни расстилались перед западом — нас любить не будут. Если опутают Россию по рукам и ногам, скрутят, стреножат — вот только тогда Россия станет поводом злорадного торжества. Россию лишь тогда запад будет любить, если ее не станет.

— В заключение, батюшка, что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Любите Литургию, как справедливо говорил А. С. Хомяков, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает Литургию». Любить Церковь и не ходить на Литургию — абсурдно. Желаю всем читателям «Русской народной линии» быть литургическими людьми. Сосредоточенная, внимательная молитва за Богослужением в храме исцеляет от многих душевных болезней, дает настоящую перспективу развития личности.

ruskline.ru