Димитрий Донской: Святые в эпоху войн и чумы
Беседа с протоиереем Александром Агейкиным
Почему для нас образ Дмитрия Донского является образцом для подражания? Какие тайны хранит российская история XIV-XV веков? Каким качествам стоит поучиться современным людям у великих древнерусских князей? Об этом рассказывает настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы протоиерей Алесандр Агейкин.
— Отец Александр, по церковному канону Дмитрий Донской — святой благоверный великий князь, но святым православной церкви он стал недавно — на тысячелетие крещения Руси.
— Да, в 1988-м году.
— Почему святым благоверным Дмитрий Донской стал так поздно? Какие-то были на это конфессиональные причины?
— Нет, конфессиональных причин не было. Просто довольно большой период после упразднения патриаршества в 18-м веке вообще не было канонизаций. И они возобновились довольно поздно.
Канонизация — это только официальный акт признания. Благоверных князей почитали практически сразу по их кончине. Наверное, это торжество исторической справедливости. В 1988-м году, когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, не могли не сказать о том вкладе, который внес князь Дмитрий Донской в формирование русской христианской цивилизации. Поэтому и было совершено такое деяние по канонизации князя Дмитрия Донского.
— Его предок Александр Невский уже давно находится в этом чине.
-Практически сразу после своей смерти.
— Неужели Донской не мог быть канонизирован в допетровские времена?
— Мы знаем деяния Стоглавого собора (1551 год), когда были приведены в порядок многие церковные дела и канонизированы преподобные, основатели монастырей. Как бы фактически узаконено уже общецерковное прославление, потому что большинство из них уже было почитаемо на уровне местночтивых святых. Однако всего не охватить.
В истории был, например, случай со святой благоверной великой княгиней, инокиней Анной Кашинской, которая была сначала канонизована, потом предпочитали не вспоминать ее канонизацию, затем второй раз была канонизована. Были некие политические обстоятельства, которые не позволяли что-либо делать. Когда они вновь появились, то совершилось множество таких актов восстановления справедливости — и духовной, и исторической.
Сегодня почему мы говорим о великом князе Дмитрии Донском? Потому что в силу многих причин распадется некая нить, связывающая воедино канву истории. Говоря о князе Дмитрии Донском, не вспоминают о святителе Алексие, митрополите Московском, как будто это два не связанных друг с другом исторических лица. Мы молимся преподобной (благоверной княгине) Ефросинье Московской, часто даже не осознавая, что это супруга князя Дмитрия Донского, родившая ему 12 детей.
— Считается, что благословил великого князя Дмитрия Ивановича (тогда еще Московского, а не Донского) на Куликовскую битву преподобный Сергий Радонежский. Но в то же время многие историки называют и другие имена. В частности, коломенского епископа Герасима или митрополита Киприана.
— Если мы говорим о благословении князя на Куликовскую битву, как неком акте поддержки со стороны церкви, то эта поддержка заключается в церковной молитве за тех, кто отважился противостоять врагу. Почему же такое расхождение во мнениях историков? У князя Дмитрия Иоанновича был свой преемник на кафедру святителя Алексия, вопреки поставленному Константинополем святителя Киприана.
Преподобный Сергий Радонежский был на стороне законного канонического права. Он многажды говорил Дмитрию Донскому и даже отлучил за то, что князь Дмитрий изгнал святителя Киприана из Москвы и хотел своего человека поставить. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий не знал, вернется ли он победителем и вернется ли вообще. Он поехал примириться с преподобным, просить его заступничества.
— Не о том ли Киприане вы упоминаете, который в 1382-м году, когда войска хана Тохтомыша сожгли Москву, накануне бежал из нее?
— Он был изгнан из Москвы. Действительно, этот период времени настолько сложный, просто на разрыв всего: и души и ума. Историк Ключевский писал, что «время князя Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпизодам истории русского народа». А сколько он лет прожил? Всего-то 39 лет. Умер в полном рассвете сил, хотя имел уже 12 детей, и столько сделал для Москвы и государства.
— Князь Дмитрий Донской — герой Куликовской битвы. Но это сложная личность, со всеми своими слабостями и силой. Он сжег Рязань, его противостояние с Олегом Рязанским. Настолько все сплетено.
— Борьба за власть. Как человек он все-таки сумел преодолеть это человеческое влечение к власти, к владычеству. И я думаю, что не напрасны были труды святителя Алексия. Вот почему мы беседуем о князе Дмитрии Донском, потому что святитель Алексий к Елоховскому собору имеет самое непосредственное отношение. Его святые мощи с 1947-го года почивают под сенью Елоховского собора.
— Чем это вызвано?
— Это было возвращение святых мощей советским правительством патриарху Алексию I. Святитель Алексий, почивающий сейчас в Елоховском соборе, всегда своими мощами пребывал в основанном им Чудовом монастыре в Кремле. И после разрушения этого монастыря действительно милостью Божьей его гробница не была уничтожена. Рака над мощами разграблена, а сам гроб с нетленными святыми мощами был перенесен в Успенский собор Московского Кремля и пребывал там в алтаре. Просто поставлен, не ухоженный и забытый всеми.
И после окончания Великой Отечественной войны патриарх Алексий I, который был в монашеском постриге, наречен в честь святителя Алексия. Наверное, стяжал такое дерзновение обратиться к советскому руководству в лице Сталина, чтобы ему вернули святые мощи. Тогда немыслимо, наверное, было даже говорить об этом, но он дерзнул сказать.
— До восстановления Храма Христа Спасителя Елоховская церковь была у нас патриаршим собором.
— Да, но до этого патриаршим собором всегда был Успенский собор Московского Кремля. И вот на удивление святые мощи святителя Алексия отдали церкви. Их перенесли в Елоховский собор. И вот они с 1947-го года там почивают. Говоря о князе Дмитрии Донском, мы должны вспомнить, кто его вырастил и кто его воспитал. Именно митрополит Алексий, будучи уже тогда митрополитом.
— Упоминать в нашей беседе имя Сергия Радонежского вы пока избегаете.
— Преподобный Сергий был подвижником, спрятавшимся в лесах. И когда митрополит Алексий, чувствуя свою близкую кончину, пригласил его для того, чтобы уговорить встать вместо него митрополитом Московским, преподобный не принял это предложение. Он сказал, что удалится далеко-далеко. Таких событий в его жизни было много.
Если братия начинала роптать, преподобный молча удалялся и его было тяжело найти. А для всех это был наставник, учитель, сомолитвенник, праведник, на котором многое держалось. Поэтому святитель Алексий ничего не смог добиться от преподобного и преподобный жил в глухих лесах.
Это сегодня мы привыкли ехать в Лавру по широкому освещенному шоссе, видеть огромный собор, стены кирпичные. А тогда это был небольшой деревянный храм в глухом лесу, куда нужно было несколько дней добираться через дебри и неизвестно еще найдешь ли.
— Советские учебники истории хотя и скупо, но писали о Сергии Радонежском, а о святителе Алексее, конечно, молчали. Наши телезрители помнят о том, что Сергий Радонежский благословил витязя Пересвета на поединок с Челубеем.
— Он дал тех своих иноков, кто хотел принять участие в этой битве. Они могли спокойно оставаться в пределах монастыря. Мы говорим, что Пересвет и Ослябя были иноками, а до иночества были воинами. И преподобный благословил их взять оружие в руки и вернуться к своему привычному ратному ремеслу, несмотря на то, что они были уже иноками.
— Какова точка зрения православной церкви на то, чтобы взять оружие в руки?
— Нет большей любви той, чем положить душу за други своя, за ближних своя. Поэтому их патриотический порыв можно понять. И если бы Господь судил им вернуться, они бы продолжили свои иноческие подвиги. Мы можем вспомнить кончину преподобного Ильи Муромца — великого богатыря. Исследования святых мощей преподобного Ильи, которые находятся в Киево-Печерской Лавре, показывают, что он действительно был довольно мощного телосложения, имел при жизни тяжелые ранения.
Мы говорим о том, что не просто был былинный и легендарный, а настоящий человек, настоящий воин, который закончил свою жизнь в монастыре. Вот, если бы эти иноки не встали бы на защиту своего отечества, неизвестно, сохранилась бы вообще духовность на Руси.
На мировой исторической арене, кроме Мамая был и Тохтамыш — ревностный проводник исламизации. И если бы с тем миром за Русь не встали бы, то, наверное, не было бы уже Руси и русской цивилизации. Если бы каждый предпочитал молиться в закрытой келье, то эту келью рано или поздно бы сожгли.
— Дмитрий Донской вывел войска на Куликово поле, а его вот прадед Иван Калита старался не допускать стычек с монголами и только копил силы.
— Видимо, силы были накоплены. Потому что и воспитание, данное святителем Алексием, который неоднократно бывал в Орде и умел договариваться и умел своим авторитетом останавливать какое-то разорение русской земли. Но земля русская была уже готова, чтобы к ней начали по-другому относиться.
После Куликовского сражения татарские набеги продолжались еще столетие целое, и Москва была сожжена, но по-другому уже к Руси относились. Был пройден некий рубеж. Это был уже не рабский народ, который безропотно платил дань.
— Я столкнулся с любопытным историческим фактом: серебряную монету на Руси стали печатать впервые при князе Дмитрии Донском.
— Вот-вот, как много было сделано за короткий период правления. Но это не только заслуга Дмитрия Донского, а в первую очередь, митрополита Алексия. Он умер за два года до Куликовского сражения. Точной даты рождения митрополита мы не знаем. Предположительно, либо 1300-й год, либо 1305-й год или несколькими годами раньше. Он довольно долгую жизнь прожил по сравнению с князем Симеоном Гордым, с Иоанном Иоанновичем Красным, отцом Дмитрия. Дмитрий Иоаннович становится князем, когда ему исполнилось 9 лет. Кто над ним регентом был? Митрополит Алексий.
— Накануне Куликовской битвы в Коломне рухнула церковь. Мы не знаем из-за чего. Такой негативный знак свыше.
— Я думаю, что благословения святителя и преподобного были сильнее всяких символов. Для тех времен это было нормально, обыденно. Еще опыта не было строительства каменных храмов. Мощи святителя Петра, митрополита Московского, обрели благодаря тому, что упал возводимый Успенский собор.
— По утверждению зодчего, возводившего этот храм Аристотеля Фьораванти, строители воровали известь.
— Для чего ее было воровать, если многие не имели право строить каменные хоромы? Еще до времен Петра Первого в Москве возводить каменные хоромы не каждый боярин имел право.
— Почему князь Дмитрий поставил вместо себя Михаила Бренока, а сам пошел в сторожевой полк, на который главный удар приходился? Ведь знали, что там почти все погибнут. Собственно, так и вышло. Он случайно как-то выжил.
— Это такой достойный пример для тех, кто ему поверил. Почему церковь говорит о канонизации его, как святого благоверного князя? Потому что он был честен во всем. Конечно, он заблуждался. Конечно, он делал многие ошибки.
Сейчас есть разные мнения по поводу князя Александра Невского. Есть такие теории, которые говорят, что если бы он не вмешался со своими взглядами на Русь, то мы бы жили в прекрасном европейском государстве. Князь Дмитрий Донской был настоящим проводником идеи митрополита Алексия о русском мире.
— На канонизации князя Дмитрия Ивановича не сказалось то, что он крестился не так, как мы сейчас, тремя перстами?
— Никто не может сказать, как крестились князь Дмитрий Иоаннович и святитель Алексий, преподобный Сергий изображается с троеперстным сложением. Это же обрядовость. Она не является критерием истины.
Если мы говорим о том, что мы складываем в честь святой троицы три перста и два прижатых к ладони означает два естества во Христе. То, если мы говорим о двуперстном, то там то же самое, только по-другому. Если мы крестимся справа налево — это понятие разных культур. Если мы восприняли свою веру от Византии, от восточной культуры, соответственно, и наши традиции основаны на этой восточной культуре, где правая главенствует над левым.
А если мы говорим о западном мире, там почетное место наоборот слева. Вот поэтому это не вопрос веры, не вопрос духовности. Это вопрос обрядовости.
— Насколько известно, православную церковь татары не облагали данью.
— В основном благодаря заслугам святителей. За их подвиги духовные.
— Даже при мусульманских руководителях Орды, а не при язычниках?
— Это было наследство от предшествующих поколений. Потому что роль церкви была велика в примирении, во вразумлении. Князь своими амбициями мог погубить население своего княжества. Кто его нравственный облик контролировал? Только церковь и духовник, митрополит и епископ его княжества. За что страдали московские святители от Иоанна Грозного? За право печалования. За любого грешника могли прийти и печаловаться. Поэтому роль церкви так велика.
— Чем нам дорог образ святого благоверного великого князя Дмитрия Донского?
— Как священник я хотел бы видеть в нем, в первую очередь, духовный пример. Пример, который многому может и сейчас научить. Именно стояние за свое Отечество. Трепетного отношения к семье. Его жена княгиня Евдокия, преподобная Евфросиния Московская (в монашестве), родившая 12 детей, среди которых тоже несколько святых. Люди, которые дорожили своей верой, своей страной, своим народом. Они очень трепетно относились к каждому человеку. Каждый человек был дорог в те времена.
Образ внутренней гармонии, который существовал в семье великого князя Дмитрия Донского, — это образ для нашего подражания. Для того, чтобы мы полюбили своих святых через то, чтобы больше узнавать о них. Для чего церковь прославляет? Для того, чтобы этот человек был образцом для подражания.
Опубликовано: 30/10/2015