Поэзия как продолжение пастырской проповеди
Беседа с иереем Алексием Зайцевым, г. Челябинск
Страницы
Священник Алексий Зайцев родился 22 июля 1971 года в городе Челябинске.
Окончил Уральский горный университет и Немецкую Академию менеджмента (г. Целли, Германия).
В 1997 году был рукоположен в священный сан митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом, и с самого начала до настоящего времени совершает служение в Свято-Троицком храме города Челябинска, являясь его ключарем. В 2004 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Духовные стихи, начал писать в самом начале Рождественского поста 2008 года, уже будучи в иерейском сане, после почти 15-летнего перерыва в литературных занятиях. Поэтическое творчество батюшка воспринимает как продолжение своей пастырской проповеди.
Отец Алексий — член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (www.omiliya.org).
— Отец Алексий, что для Вас поэзия?
— В настоящее время поэзия для меня — часть пастырского служения. Поэзия — еще одно средство донести до сердца человека то, что я как священник не успел или не сумел выразить через устное слово. Кроме того, поэзия, в отличие от устного слова, может жить и стучаться в человеческие души в любом месте и в любое время. Она неустанно несет проповедь о Христе и Божественной Истине, независимо от того, чем в настоящее время занимается автор стихотворных строк.
— От некоторых обывателей приходилось слышать: «Зачем нужна поэзия, какая от нее польза?» Что на это можно ответить?
— Современные обыватели часто поглощены материальной стороной своего бытия, а польза от поэзии, как мы с вами прекрасно понимаем, простирается на духовную сферу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обыватель не находит для себя пользы от поэзии. Он просто не там и не в том эту пользу ищет.
А хорошая поэзия, на мой взгляд, может принести очень много пользы. Во-первых, она благотворно воздействует на человеческую душу, благодаря своему гармоничному строю. Она передает своему читателю самые светлые и чистые чувства и переживания. Поэзия дарит свежий взгляд на окружающий мир, открывая перед своим читателем те грани бытия, которых он раньше не замечал; поднимая те вопросы, о которых он раньше и не задумывался. Вдобавок к этому, православная поэзия должна указывать человеку верный выход из сложных жизненных ситуаций, помогать постижению глубин своего сердца, и, безусловно, вести к познанию Божественной Истины.
К сожалению, далеко не всю поэзию можно назвать хорошей и полезной для души.
— Батюшка, как талантливые стихи отличить от графоманских?
— Признаюсь, что мне не очень нравится слово «графоман», так как в последнее время оно все больше превращается в ругательное. Представители разных школ и направлений в поэзии часто совершенно необоснованно обращают это слово против своих оппонентов.
Мне кажется, было бы правильнее говорить о стихах талантливых и «бесталанных». Чуть выше мы говорили о свойствах хорошей поэзии. Думаю, чем очевиднее в стихотворении проявляются эти свойства, тем с большим основанием можно называть данное поэтическое произведение талантливым. Однако и здесь бывают свои нюансы: когда поэт использует свой талант для выражения самых негативных, темных сторон своей души, то его стихи приобретают деструктивную, разрушающую силу. Как бы ни был велик талант такого человека, он не может заслуживать наших похвал и рукоплесканий.
— Как Вы начали писать стихи: изучали теорию стихосложения или был какой-то наставник?
— Я начал писать стихи еще в начальных классах школы. Моей первой наставницей была детская писательница и поэтесса Лидия Преображенская, которая вела литературный кружок в городском дворце пионеров. Тогда же состоялась моя первая публикация в газете «Вечерний Челябинск», наряду с несколькими произведениями других детей.
В светский период творчества (когда я еще не принял священный сан) последним моим наставником, Наставником с большой буквы, был известный уральский поэт и журналист Юрий Лобанцев, который заложил во мне основы серьезного отношения к поэзии. Он был человеком честным и принципиальным, очень много помогал молодым литераторам на путях их творческого возрастания. Юрия не стало более 10 лет назад…. Памяти Юрия Лобанцева я посвятил небольшое стихотворение:
Мне сказали, что тебя не стало,–
Отошел ты к Богу, далеко…
И печаль, как лезвие кинжала,
Поразила сердце глубоко.
Но прощаться, право, мы не будем,
Смерть вольна не всех остановить,–
Ведь добро, что насадил ты в людях,
Продолжает в нашем мире жить.
В настоящее время моими главными наставниками являются образцы поэтического творчества из отечественной и зарубежной литературы, различные статьи по литературоведению. Не брезгую и учебниками по стихосложению.
— Сейчас от многих начинающих поэтов можно услышать, что теория стихосложения не нужна. Они говорят, что и Пушкин писал, как дышал, а не высчитывал рифмы, слоги и прочее. Ваше мнение.
Свящ. Алексий Зайцев с
еп. Феофилактом (Курьяновым). Детский приют. г.Челябинск |
— Правила стихосложения позволяют сделать стих максимально гармоничным, задействовать для этой цели все средства русского литературного языка. Если при написании стихов автор пренебрегает правилами стихосложения, считает их ненужными, то его произведения утрачивают свойства поэтической речи. Те средства, которые открыла русская классическая литература для обеспечения выразительности стиха, остаются невостребованными. Получается, что автор в процессе своего творчества обкрадывает сам себя. Случалось, что и великие поэты нарушали правила стихосложения. Но они делали это в исключительных случаях, используя подобный шаг в качестве оригинального литературного приема.
Другое дело, что правила стихосложения нельзя рассматривать как самодовлеющие и неизменные, как раз и навсегда данные, а потому не предполагающие ни изменений, ни поправок, ни расширений. Развитие правил стихосложения, с одной стороны, может быть связано с развитием новых поэтических форм и средств. Ведь русская поэзия еще очень молода. Период ее активного развития (начиная с реформы Тредиаковского-Ломоносова) насчитывает менее трех столетий. Так что имеются широкие возможности для дальнейшего развития. С другой стороны, изменения в русском литературном и разговорном языках вносят свои поправки в правила стихосложения. Например, во времена Пушкина заударные окончания слов произносились весьма четко, а потому в стихах ценились богатые рифмы, так как бедные созвучия ощутимо нарушали гармонию поэтической речи. Однако когда к концу века произношение заударных окончаний утратило былую четкость, бедная рифма перестала считаться таким зазорным пороком, как прежде.
Так что русская поэзия вполне может осваивать новые форма и средства. Вместе с этим и правила стихосложения претерпевают изменения. Однако развитие поэтического языка может происходить именно через развитие правил стихосложения, а не через их отвержение.
— Как относиться к критике своих стихов? Может ли в этом смысле поэзия быть школой смирения?
— Вся наша жизнь является школой смирения. Не исключение и поэтическое творчество.
Относительно критики у меня такое мнение: с одной стороны, поэт должен осознавать несовершенство своих произведений, стремиться повышать свое искусство владения словом. А потому он должен быть открыт для критики. Но с другой стороны, не всякая критика является конструктивной и полезной. Далеко не все умеют грамотно и точно указать на ошибки. Для этого нужен особый талант, опыт и эстетическое чувство. Не говоря уже о том, что многие берутся критиковать, будучи увлечены тщеславием и желанием показать себя, руководствуясь весьма поверхностным знанием предмета.
В одних ситуациях поэту полезно смириться перед критикой и принять замечания к исполнению, а в других — необходимо отстаивать свое мнение.
Для того чтобы правильно относиться к критике, необходимы смирение и опыт.
— Как человеку узнать, есть у него поэтический талант или нет?
— Об отсутствии таланта человеку должно подсказать смиренное сердце: указав ему, что он, посвящая себя литературным трудам, занят не своим делом. Если у человека нет поэтического таланта, а он идет напролом, всецело отдаваясь творчеству — это может закончиться жизненной катастрофой. Важную помощь в этом случае может оказать добрый, искренний совет близких людей. Ведь нередко случается, что человек пишет откровенно слабые стихи, но близкие люди, с трудом пересиливая себя, слушают их и произносят лицемерные похвалы, не желая обидеть автора своей негативной оценкой.
— Некоторые поэты «улетают» как бы в некие духовные сферы, слышат голоса и тому подобное. Не опасно ли такое творчество для их душ?
— Любые подобные приемы, будь то в поэзии, будь то в другом виде творчества, весьма негативно влияют на состояние и развитие человеческой души. Известно, что зависимость от таких «полетов» и «голосов» в творческой жизни нередко доводила до самоубийства.
Страницы
Опубликовано: 26/12/2009