Скит. Воспоминания
25-е сентября сего 1891 года, день памяти преподобного Сергия, должен быть особенно отмеченным в истории Лубенского Спасо-Преображенского монастыря: в этот день в обители совершилось великое торжество освящения ново созданной церкви.
За монастырской оградою, с восточной стороны, в монастырском саду, на расстоянии 203 саженей от монастырской стены, находится очень высокий курган. По преданию, святитель Афанасий, Лубенский чудотворец, Патриарх Константинопольский, во время своего пребывания в Лубенском монастыре, несмотря на болезненное тогда свое состояние, часто уединялся на этом холме, где и проводил целые часы в молитве и духовном размышлении. В память этого события в последующее время на холме была построена деревянная часовня, а при Преосвященном Иеремии, бывшем епископе Полтавском, место вокруг холма было обращено в усыпальницу для монастырской братии.
В 1889 году, по благословению ныне правящего Полтавскою епархиею, Преосвященного Иллариона, было решено на указанном холме вместо каплицы построить церковь, а местность, окружающую курган, отделить от монастырского сада каменною стеною, распространив прежде бывшую вокруг усыпальницы ограду, и дать этому месту название и значение монастырского скита. Тогда же, в 1889 году, каплица, стоявшая на холме, была снесена и временно поставлена вне холма, ближе к монастырю, не далеко от холма, с левой стороны дорожки, идущей от монастыря к холму.
В настоящее время эта часовня разобрана.
11-го июня того же 1889 года лично самим Архипастырем был положен на холме первый камень в основание церкви. В 1891 году работы по сооружению церкви, а ровно и построению вокруг скита ограды, были окончены, и церковь оказалась уже вполне готовою к ея освящению.
По представлению о. Наместника монастыря Архимандрита Варсонофия, Его Преосвященству по окончании робот по построению церкви, Владыке благоугодно было назначить днем освящения но возданной церкви день памяти Преподобного Сергия, 25-е сентября:
Освящение новосозданного храма совершил лично сам Владыка, нарочито для этой цели прибывший 24 сентября в Лубенскую обитель. Монастырское церковное торжество привлекло в обитель большое число богомольцев, прибывших в монастырь не только из города Лубен и ближайших к монастырю селений, но из местностей, более и менее от монастыря отдаленных. Стечению народа много способствовала теплая, чисто летняя погода; но главною причиною, привлекшею в монастырь великое стечение богомольцев, послужило разумеется, такое редкое, как освящение новой церкви, торжество и весьма благолепное архиерейское служение.
Новосозданная церковь, хотя и небольшая по своим размерам, отличается и красотою с внешней стороны, и особенным благолепием своего внутреннего благоустройства. Церковь — каменная, но без печей; построена в византийском стиле, из кирпича, на цоколе, об одном куполе и об одной главе. Глава на церкви, а равно главка над алтарем и две главки над входом в церковь, увенчаны железными позолоченными крестами. Алтарь представляет собою выступ. Вместе с алтарем церковь имеет форму креста. Стены выведены в 13 граней: 8 граней представляют стены церкви, а 5 граней имеют стены алтаря: Колокольни при церкви нет, и колокола подвешены в полукруглом пролете над входом в церковь с западной стороны. Поверх этого пролета, над крышею водружена золоченая звезда. Церковь покрыта листовым железом; крыша окрашена в красный цвет, а стены с наружной их стороны, покрыты белою краскою.
Все здание разделяется на два этажа. В верхнем этаже находится алтарь во имя Святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Иконостас, отделяющий от церкви алтарь, сделан из дуба и отполирован. На горнем месте алтаря помещено изображение Воскресения Господня, а над святым престолом изображен Св. Дух в виде голубя, окруженный сиянием и св. ангелами. Царские врата — резные. На них изображено Благовещение Пр. Девы Марии, а над царскими вратами изображение Нерукотворного образа Спасителя. С одной стороны этого образа, не в дали от него, помещены изображения св. Симеона Столпника и преподобного Сергия Радонежского, а с другой стороны, изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских. Иконостас увенчан крестом.
В алтарном иконостасе помещены следующие святые иконы: с одной стороны от царских врат — Спасителя, св. Иоанна Предтечи и св. Афанасия Лубенского чудотворца; а с другой стороны — Божьей Матери, св. Ефрема Сирина и преподобного Макария Переяславского. Иконы ризами не покрыты, но представляют собою искусное произведение очень хорошей художественной кисти. Писаные иконы в Москве.
По углам церкви, под куполом ее, находятся изображения четырех святых евангелистов, по одному в каждом углу церкви. Кроме того, с одной стороны церкви написаны скрижали десятословия, змей, вознесенный на крест в пустыне, и первосвященническая митра, как прообразы новозаветного домостроительства Божия; а с другой стороны — изображения святого Креста, св. потира и св. Евангелия, как символы источников христианского спасения. С западной стороны церкви устроены хоры для певчих. Посредине церкви помещено бронзовое с стеклянными подвесками паникадило очень изящной и красивой отделки. Хоругви, подсвечники и вся утварь церковная — прекрасной работы. Стены церкви на два с лишком аршина от пола вверх окрашены в дикий с разводами цвет, а далее в высоту — в бледно-розовый цвет, с изящными барельефами и орнаментами в верху. Пол церкви деревянный, окрашенный желто-масляною краскою. Свет проникает в церковь через окна, сделанные в стенах как самой церкви, так и в стенах купола над церковью. Церковь весьма светла. В нижнем этаже устроена часовня, назначенная для отпевания усопших, для совершения панихид и для чтения псалтыря. Устроена часовня так, что с поставлением в ней иконостаса, легко и с удобством может быть обращена в храм. Среди часовни поставлена гробница, в которой был погребен святитель Афанасий, и в которой было обретено нетленное тело его. Гробница покрыта пеленою красного цвета с надписью: «Святителю отче наш Афанасие, моли Бога о нас!». На пелену положен образ святителя Афанасия. Перед гробницею поставлен панихидный столик, или аналой. Иконостас часовни отделан под мрамор, и в нем поставлены образа; святителя Николая, Распятие Господне и святителя Афанасия. Несколько икон и картин с изображением священных событий размещены и по стенам часовни. С южной и северной сторон часовни сделаны в стенах две ниши, в которых, по разобрании пола под ними, легко могут быть сделаны склепы для усыпальниц.
Церковь построена так, что верхний ее этаж (сама церковь) помещается на холме, а нижний этаж (часовня) в холме, с окнами часовни вверху, свет в которую падает с холма, с трех боковых сторон этого холма. Вход в часовню идет прямо с дороги и лежит на одном уровне с нею; а для входа в верхний этаж снаружи сделана широкая деревянная лестница, устроенная с западной стороны холма, разделяющаяся от верхней площадки на два спуска на землю, и имеющая с правой и левой стороны верхней площадки лестницы два схода от церкви на холм.
Все место, назначенное для скита, обнесено каменной в три аршина в высоту стеной, окрашенной в белый цвет и покрытою железом, окрашенным красною краской. С западной и северной стороны в скит ведут двое ворот, увенчанных золоченными крестами. Над главными воротами помещено изображение святителя Афанасия.
В заключении отметим, что построение Афанасиевской при ските церкви и сооружение вокруг скита ограды стоит до 18 тыс. рублей серебром. Корпус для жительства братии скита предположено построить в следующем году. В настоящее время при ските построено лишь небольшое каменное здание, назначенное для помещения сторожки скитской церкви.