Святитель Иоасаф Белгородский
100-летию со дня прославления
Иоасаф Белгородский.
Лесовой П.В. 1997 г. |
В этом году Православная Церковь отмечает 100-летие со дня прославления в сонме святых свт. Иоасафа (Горленко) — епископа Белгородского, уроженца Полтавской губернии (г. Прилуки), известного церковного деятеля, просветителя, писателя, первого архимандрита Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Этот юбилей будет широко отмечаться на Белгородчине, Полтавщине и Черниговщине.
Белгородским святитель именуется по названию епархии — Белгородской и Обоянской, — в которой служил и в которой закончил свой духовный и земной путь в епископском чине.
Его святые мощи уцелели поразительным образом, в соседстве с останками другого почитаемого преподобного отца. В годы безбожной власти святые мощи преп. Иоасафа хранились, как и св. мощи преп. Серафима Саровского, в Ленинградском музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе), где их заботливая рука, спрятав от сторонних глаз в самых дальних запасниках, тем самым спасла. После нового обретения святых мощей преп. Иоасафа, с 17 сентября 1991 г., они находятся там, куда были определены прежде, до смутных событий русской истории начала ХХ столетия, — в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Белгорода. Сюда притекают тысячи православных — не только земель Белгородских, Харьковских и Курских, но со всех православных пределов.
Из рода Горленко
Св. Иоасаф происходил из малороссийского семейства, которое удостоилось получить в XVII в. права русского дворянства. Род Горленко — один из древних и славных родов в истории Малороссии. Фамилия эта берет своё начало от выходцев из Угорской Руси в Запорожскую Сечь. Многие из членов рода, жившие на днепровском Правобережье, т.е. находящейся тогда под польским владычеством области, приобрели славу ревностных и непоколебимых поборников православия.
Жизнь малороссиян в то время отличалась особенной религиозностью. Так, например, Димитрий Горленко (дед св. Иоасафа) построил в Свято-Троицкой Пустынно-Густинской обители две церкви.
В сентябре 1705 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время совершения Божественной литургии в семье бунчужного Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко, дочери гетмана Д. П. Апостола, проживавших в небольшом городке Прилуки тогдашней Полтавской губернии, родился младенец-первенец. Наречённый во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы.
Однажды вечером Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.
Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью, которая радовала его родителей. На восьмом году жизни он был отправлен в Киево-Могилянскую академию для изучения наук, в особенности словесных. Киево-Могилянская академия в то время была единственным высшим учебным заведением для насельников всего юга России и служила главным оплотом православия в его борьбе с римским католицизмом. На 16-м году жизни, ко времени окончания школьного образования, мальчик вполне убедился, что хочет стать монахом. Втайне от родителей он оставил Академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества.
Начало
Интересно проследить монашеский путь преп. Иоасафа, который был связан с такими выдающимися храмами и обителями Русского Православия, как София Киевская, Троице-Сергиева Лавра, Лубенско-Мгарский монастырь.
В 20 лет подвижник Иоаким принял рясофор в пещерном храме Межигорского монастыря и наречён был Иларионом. Бывая в доме своего отца, в имении Чернявщина Прилукского уезда Полтавской губернии, во время пиршеств, предлагаемых по временам его родителем для многочисленных гостей (соседей, родственников, знакомых), сиживал вдали от стола, одиноко, в углу громадного зала и ел лишь корки чёрного хлеба, не разрешая себе прикасаться к пище, которая подавалась гостям.
В 22 года он принял пострижение в мантию — в честь св. Иоасафа, Царевича индийского. На 30-м году он стал иеромонахом, служил в Киево-Софийском кафедральном соборе, а сверх того с 1738 г. являлся членом Киевской духовной консистории.
В 1737 г. 32-летний иеромонах стал игуменом Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. В этом же году тяжело заболел, но чудесным образом излечился, дважды увидев во сне Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенском монастыре (ныне св. мощи преп. Афанасия Лубенского покоятся в кафедральном Благовещенском соборе Харькова), и оба раза услышав от него слова одобрения.
Будущему святителю в то время много пришлось работать над восстановлением разрушенного хозяйства обители. Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств, и в 1742 г. игумен Иоасаф отправился в Петербург, где был удостоен аудиенции Императрицы Елизаветы Петровны, которая приказала выдать ему на сооружение монастырского храма 2000 рублей.
16 августа 1744 года по прямому указанию Императрицы Елизаветы Петровны игумен Иоасаф был возведён в сан архимандрита. В начале 1745 года он был вызван в Москву и назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.
2 июня 1748 г. архимандрит Иоасаф был посвящён во епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение архимандрита Иоасафа было совершено в неделю всех святых в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии...
Белгородская епархия в то время отличалась крайней бедностью своего населения. С самых первых дней своего служения здесь святитель Иоасаф большое внимание стал уделять вопросу образования народа. Несмотря на слабость здоровья, ежегодно совершал обозрение епархии и останавливался всегда в бедных хижинах крестьян или незатейливых домиках сельских батюшек.
Его можно было видеть то в Белгороде, то в Харькове, то в большом селении, то в захолустной деревушке.
Святитель был строг. Известны случаи, когда он лишал священного сана или увольнял от работы при храме. И, напротив, незаконно изгнанных помогал восстанавливать на работе.
Видение Иконы
Однажды во сне св. Иоасаф получил указание о небрежном отношении к иконе Матери Божией, допущенном в одном из храмов его епархии. При входе в одну из осматриваемых церквей, виделось епископу во сне, он заметил в притворе кучу сора и стоящую там в углу икону Богородицы с необычайным сиянием. Изумлённый видением святитель приблизился к иконе и услышал голос: «Смотри, что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его во сор!»
Крайне смущённый этим сновидением св. Иоасаф впредь при обозрении церквей стал подробно осматривать их как снаружи, так и изнутри, отыскивая церковь, явленную ему во сне. Наконец, прибыв в г. Изюм, святитель посетил Вознесенскую церковь в Замостье, предместье города, и глубоко взволновался при её виде... Встреченный духовенством святитель, войдя в притвор, с изумлением остановился и стал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которую ссыпали уголь для кадила... Долго стоял святитель пред иконою. Осенив себя крестным знамением, он пал пред иконою на колени и, заливаясь слезами, громко сказал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Потом, сделав благочинному строгое замечание за небрежное отношение к святыне, приказал немедленно поставить икону на подобающее ей место в храме: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны».
Пробыв в Изюме более трёх дней, св. Иоасаф ежедневно утром и вечером приходил молиться в Вознесенскую церковь. От этой иконы, ставшей одной из святынь Харьковщины и всего русского православия, именуемой Песчанской иконою Матери Божией, и доныне совершаются чудесные знамения. Её называют прославленной оборонительницей от инородных вторжений, с ней и сегодня свершаются защитительные крестные ходы.
Молитва и дрова
Удостоенный дара духовного видения и прозрения преп. Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Сам составил молитву, которая стала называться молитвой святителя Иоасафа Белгородского:
«Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Епископ посылал своего келейника тайно относить в бедные дома дары благотворительности, а когда тот заболел, сделал это сам. Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, и, подняв глаза, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.
Нетление
Незадолго до своей кончины св. Иоасаф, с благословения Святейшего Синода, отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь с белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил. Посетив своё родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился обратно в Белгород. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, святитель тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 г. в 5-м часу пополудни тихо скончался на 50-м году жизни.
В час кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение — будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причём святитель, стоя у окна, указал ему на восходившее ослепительное солнце и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».
15 декабря тело почившего было отправлено в Белгород для погребения. Два с половиной месяца после кончины св. Иоасафа тело его стояло в открытом гробе в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом многие из верующих видели знамение Божией благодати. Тело архипастыря оставалось непогребённым до 28 февраля 1755 г., потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек.
Святитель в одну ночь явился во сне наместнику кафедрального собора Матфею Млодзинскому, секретарю духовной консистории Ивану Данилевскому и прибывшему из Полтавы своему родному брату Андрею Андреевичу Горленко и высказал своё сожаление о том, что Козлович медлит с его погребением.
Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу, в склеп (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора) и открыли гроб. Нетленными оказались не только тело святителя, но и одежды его, покров и гроб, хотя при открытии склепа и чувствовалась достаточная сырость.
Слух об этом вскоре распространился и стал привлекать ко гробу святителя многих недужных, которые по вере своей получали исцеления.
После жизни
Уже к концу XVIII в. паломничество ко гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным в 1791 г. ограничить доступ верующих к нетленным мощам и приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя. Но, как гласит предание, святитель явился во сне управителю епархии и строго спросил: «Что ты меня гонишь?» Замок и печать со входной двери усыпальницы были немедленно сняты.
В октябре 1817 г. Белгород посетил император Александр I, свита которого побывала в Свято-Троицком соборе на предмет осмотрения мощей Святителя.
Однако лишь весной 1909 г. была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. Император Николай II, в 1904 г. сам побывавший в Белгороде и при посещении Свято-Троицкого собора склонявший чело перед ракой святителя, полностью согласился с предложением Синода. Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 сентября 1911 г. в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны и Великого князя Константина Константиновича.
Чтут святителя по всей Руси и помнят слова его: «Покайтесь, пока этого ещё нет, а то потом поздно будет».
Далеко от южных русских пределов, в посёлке Парголово под Петербургом, было в наши дни воссоздано Михайловское Иоасафовское Братство, действовавшее ещё с 1917 г. при построенном там храме во имя Святителя Иоасафа.
17 сентября 2005 г. в Белгороде состоялись торжества, посвященные 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского.
Белгородцы ежегодно проводят научно-богословскую конференцию «Иоасафовские чтения».
Опубликовано: 31/08/2011