«Не мир, но меч...»
О грехе соглашательства со злом
Спас Пантократор с
мечом, усекающим грехи. Сербия. Дечаны XIV в |
Всякое злодейство лишает человека двух
качеств: смелости и ума.
Свт. Николай Сербский
Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться
сердцем и ошибкой стать бессовестным,
то есть против своего убеждения.
Ф. М. Достоевский
Мне бы хотелось, чтоб кто-то другой написал об этой проблеме — более смиренный, более совершенный, более опытный... Потому в моём тексте будет много цитат. Для надёжности...
«Мир — это война»
Когда-то давным-давно, что и не верится, что было это совсем недавно, такое высказывание показалось бы странным, непонятным, шизофреничным по сути. А сегодня оно обыденно, мы даже можем продвинуться сознанием дальше Оруэлла («1984»): наши двойные и тройные перевёртыши «круче» и «выкрученней». Оборот, ещё оборот, ещё... Смыслы понятий смещаются, извращаются, заменяются, выворачиваются наизнанку...
Теперь громче всех о мире кричат зачинщики войн и соглашатели с ними. По этим «замирным» крикам, наверное, мы и будем скоро определять виновных в отсутствии мира.
Мир сошёл с ума... Нет, ещё хуже, — мир снова предал Бога.
Самый горький итог последнего киевского майдана — плачевное состояние церкви. Я не о той говорю, которую врата адовы не одолеют, речь о социальном институте, об организации. Как могло произойти, что молясь, заявляя о своём молении за мир, многие пастыри приняли майдан, приняли нелегитимную власть и оказались по одну сторону баррикад с фашистами, оккупантами, раскольниками и сектантами?
«Очевидно, что христианство — этот таинственный духовный дар Божий человекам — удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актёрами и актёрством благочестия; увидев это, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия ещё дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись» (Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Вот и отвратим взоры от конкретных персон, но поговорим о сути.
Отечество в опасности!
Когда случается война, очень нужны молитвы, в том числе о мире, идущие из глубины сердца, покрывающие силой любви целый мир или, хотя бы, родных и близких, дорогих сердцу людей.
Давным-давно, несколько тысяч лет назад, посреди пустыни случилась битва израильтян с амаликитянами, во время которой Моисей молился о победе своих, воздевая руки, и наблюдая за ходом сражения с холма. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх.17:11). Долго длилась битва, и Моисей изнемог. Тогда Аарон, брат его, и Ор, зять его, пришли ему на помощь: усадили на камень и каждый держал руку Моисея, пока не завершился день — к этому времени амаликитяне были побеждены (Исх.17:8—13).
Когда молитва истинна — она действенна! Но изливается такая молитва только из сострадающего сердца, в Боге, она суть — Богообщение. Общаться же с Богом можно лишь пребывая в истине. Нельзя достичь мира молитвословием, при замалчивании правды, при соглашательстве со злом, при потакании бандитам, при уравнивании преступников с героями...
Отец лжи — диавол, и он воистину человеконенавистник. Злой его посев уже пророс в душах и несёт погибель верным чадам Христовым.
Александр Пересвет
и Андрей Ослябя |
Это кто придумал новую истину, что давать отпор злодею — грех? Это кто внушил верным чадам Христовым ложную, самонадеянную, горделивую мысль, что фашизм можно остановить лишь молитвами? Что не должно брать в руки оружие (мол, христиане — миротворцы и только)? А как же Александр Пересвет и Андрей Ослябя — воины-схимники? Преподобный Сергий Радонежский, наверное, не грешнее нынешних пастырей был, и благословил иноков на ратный подвиг защиты Родины.
Если бы во время Великой Отечественной войны народом руководили такие пастыри-миролюбцы, то, наверное, никто из нас и на свет не родился бы, и России уже не было бы на карте мира.
Ещё совсем недавно разве не спорили мы, православные, с адвентистами и иеговистами, обличая их ересь непротивления злу и отказ служить в армии, нежелание идти в бой за Родину?
Разве не подвигом называли мы победу в сражении над врагом? И разве нет у нас святых — воинов?
Кто свёл Православие к пустому либеральному стоянию «за всё хорошее против всего плохого» или «за мир всех со всеми»?
О каком мире идёт речь? О мире кого с кем?
Какое согласие Христа с Велиаром?
«Не впрягайтесь в чужое ярмо вместе с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой?
И какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?
И как совмещается храм Божий с идолами? Ибо мы храм Бога Живого, как сказал Бог: Вселюсь в них и буду ходить среди них, и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14—16).
Редкий образ Николая
Чудотворца. Крепится на входе в храм. Символизирует защиту, покровительство храма |
Немецкий историк и журналист Инго Нибель словно специально для нынешних, заблудившихся в либеральных джунглях православных, высказал формулу: «Фашизм — не мнение, это — преступление». Почитайте внимательно социальную концепцию РПЦ и убедитесь, что не взирать на политические мнения можно только в том случае, если те совместимы с христианским мировоззрением и не противоречат христианскому вероучению.
А это значит, что пастырь, без стыда признающийся, что не видит разницы между прихожанином-правосеком и обычным прихожанином — преступник. Перед Богом и людьми преступник, ибо достойный пастырь овец Христовых не может быть духовником правосека, т. к. приняв его под своё покровительство, он должен привести его к покаянию и отречению от человеконенавистнической идеологии.
«Когда Я скажу беззаконнику: „смертью умрёшь!“, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:18).
«За то народ мой пойдёт в плен непредвиденно, что не имели ведения» (Ис. 5:13).
«Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его» (Мал. 2:7).
«Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9).
Фашизм и христианство — несовместимы
Как мы сумели «воцерковить» (и тем легитимизировать) Правый сектор? Хорошо, хоть не в полном составе... Даже среди поджигателей одесского Дома профсоюзов были т. н. «православные», молодые люди (или нелюди?), причислявшие себя к прихожанам УПЦ МП.
Поражает такая неразборчивость... Ещё больше шокирует стремление пастырей ради умозрительного мира уравнять нападающего (убийцу) и его жертву; уравнять инициатора насилия с тем, кто даёт ему отпор, сопротивляется, кто держит удар и даёт сдачи, кто, в конечном итоге, сдерживает бесконтрольный разгул насилия. Одинаковыми с нравственной точки зрения были названы действия героев и злодеев, и это при жёсткой информационной войне, при блокаде, когда героизация преступников внедрялась в массы всеми доступными способами. Искажённая нравственная оценка уравняла героя с бандитом и тем сместила сознание масс в зону сумерек, подтолкнула в пропасть неразличения добра и зла.
Даже на светском уровне, без постижения высоких духовных истин, всякому понятно, что поджигатель дома и пожарник, который тушит пожар, — нравственно неравны. Первый, очевидно, совершает преступление, второй — благое дело. Уравнивание их не есть ли стирание границ между понятиями «добро» и «зло», за которым последует превозношение зла?
«Люди всегда падали и грешили. Но отношение к злу и греху могло быть совсем разным. Во времена торжества христианства зла боялись и стыдились, со злом боролись, в грехах каялись. В последующие времена „отменили стыд“, началось уравнивание в правах добра и зла, добродетели и греха. В последние времена зло будет торжествовать, а добро окажется под запретом. Отчасти это уже и происходит» (Прот. Валентин Асмус).
«Быть злым к неправде — это доброта» (Е. Евтушенко)
Этой самой доброты не хватило, видимо, в УПЦ для того, чтобы разоблачить ложь майдана в самом его начале, когда можно было остановить беду. Неужели потребности олигархов, зачинщиков майдана, перевесили нужды народа? Майдан был нужен только олигархам, и ради них был обманут, поруган народ, «народ — дитя» (царица Александра)... Неужели они оказались сильнее, чем потребность в истине, чем любовь к пастве Христовой? Или это было просто равнодушие, непонимание происходящего? Безучастность и теплохладность — закономерный результат отрыва пастырей от реалий народной жизни.
«Дух Святый поведает нам о мироздании столько, сколько требует того существенная наша нужда, а не столько, сколько желало бы любопытство, кичащегося разума, злоупотребляющего познаниями» (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Соль мира потеряла силу, ибо пренебрегла своим правом и долгом осоливать мир истиной. А без соли мир обречён на гниение.
«Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала» (Георгий Димитров).
Патриотизм, говорите?
Так патриотизм — это любовь, а не ненависть. И разве не в том состоит любовь, чтобы желать любимому просвещения? Преподобный Максим Исповедник полагал «человеконенавистничеством и уклонением от Божественной любви потакать заблуждению, отчего уже впавший в него ещё больше повреждается». Соглашательство с фашизмом есть предательство, поругание своего народа и Родины. Потому Герман Гессе, когда к власти в Германии пришли нацисты, сказал: «Я желаю поражения моей стране!». В этом проявился его патриотизм.
«Правду Христову мало желать. Ее недостаточно алкать и жаждать. Без нее надо умирать» (Архиепископ Иоанн (Шаховской).
Не знаю, не могу понять, что происходит в голове, в сердце христианина, если он может думать и говорить об одесских новомучениках-куликовцах, сожжённых заживо и зверски убитых, что они сами виноваты, потому что не шли на компромисс с другой стороной? Тогда и Христа можно обвинить, мол, Сам виноват: распят за то, что не пошёл на компромисс с книжниками и фарисеями.
Вы понимаете куда мы идём? Неужели очередного Варавву спешим облагодетельствовать?
Приложение:
Святитель Николай Сербский.
Миссионерские письма
О значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч»[1]
Неужели такой праведный и милостивый человек не понимает глубинного значения этих слов? Думаю, что ты понимаешь его, только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои. Если бы ты был единственным кузнецом в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвозди.
Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришёл, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принёс меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».
Чем же отсечёшь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие[2]. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч[3]. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принёс Иисус Христос на землю, принёс ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.
Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее[4], и, если сын пойдёт за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдёт за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.
Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим[5].
В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью — все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».
Таким образом, слова о мече, принесённом на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он даёт Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришёл не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.
Поклон тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.
[1] Мф. 10:34.
[2] Еф. 6:17.
[3] См.Откр.
[4] Мф. 10:35.
[5] 1 Кор. 7:14.
Опубликовано: 21/05/2014