Подвижники православной русскости. Митрополит Лавр
В 2001 году Высокопреосвященнейший Лавр стал пятым в славном ряду первосвятителей Русской Зарубежной Церкви. В течение долгих лет владыка Лавр нес служение на Сиракузско-Троицкой кафедре. В свое время владыка Лавр сменил архиепископа Аверкия на посту ректора Свято-Троицкой семинарии и настоятеля Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Имя владыки Лавра хорошо известно во всем православном мире: начиная от Валаама, где он, кстати говоря, недавно побывал и был тепло принят, и кончая Афоном, где владыку знают давно и весьма уважают.
Черты митрополита Лавра: простота, доступность, открытость, радушность. И эти черты у него не случайны — это монастырское воспитание. Ведь владыка с восьми-девяти лет уже просился в братию Ладомировского монастыря на Карпатах (монастырь в 1946 году переехал в Джорданвилль), а в двенадцать лет был-таки принят в братию.
Смотря на митрополита Лавра, вспоминаешь присловие преподобного старца Амвросия Оптинского: «Где просто, там Ангелов до ста...» Однако простота митрополита Лавра сочетается с глубокой мудростью. Мудрость сия тоже не случайна. С детства владыка впитывал ее от маститых архипастырей и пастырей, с которыми связал его Промысл Божий. Так, владыка Лавр учился у митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископа Виталия (Максименко), архимандрита Киприана и других достойных церковных мужей.
Для характеристики личности владыки Лавра очень показателен случай, свидетелем которого был пишущий эти строки. Позволю себе поделиться увиденным с читателем. Проходя мимо монастырской брошюровочной в Джорданвилле после повечерия, около десяти часов вечера, когда братия уже отдыхает, я обратил внимание на свет в мастерской и заглянул в нее. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что листы очередного номера «Церковной жизни» складывает сам наш настоятель, преосвященный владыка Лавр при помощи еще одного монаха. И это только один пример. Можно вспомнить и о том, что, будучи относительно молодым епископом, владыка Лавр приходил на монастырское кладбище и помогал вручную копать могилы семинаристам.
Неудивительно, что каждое слово владыки Лавра обладает силой и с верой воспринимается теми, кому дорого Православие и возрождение христианской России.
Задумаемся над мудрыми наставлениями и предупреждениями митрополита Лавра: «Быть истинным православным христианином, готовым твердо стоять за православную веру, в настоящее время много труднее, чем это было в первые века Христианства... Теперь в современном мире как будто нет открытых гонений... но гонение существует на Христианство, на Православие и оно проявляется в различных видах. Это гонение опаснее физического гонения, так как оно посягает на наш дух... оно грозит нам духовной смертью. Вы спросите: как и в чем оно проявляется?..
Митрополит Лавр и автор
статьи в Джорданвилле |
В наше время общественно-политические организации все шире проявляют поддержку так называемого экуменизма, пропагандируют движение «New World Order» («Новый мировой порядок»). Эти организации готовят мир к тому, чтобы принять антихриста. Сейчас все больше и все чаще раздаются голоса и появляются заявления в печати, что все беды и нестроения в мире... заключаются в том, что Христианство оказалось несостоятельным и оно не может справиться с возникающими трудностями и потому нужно от него отказаться и начать жить по-новому. К этому идет мир, к этому его готовят темные силы. Этот новый порядок и будет при антихристе, а новой религией будет экуменизм, объединяющий все религии...
На пути этого антихристианского или, вернее, антихристова дела всегда стояла Христова Церковь... мешала антихристову делу и православная государственность во главе с православным царем... 8 лет назад произошел захват России бесовскими силами, которые вынудили Государя Николая II, нашего Царя мученика, отречься от престола и таким образом удерживающий русский Царь... был устранен от управления православной Россией. Так пала великая империя Россия...
И вот с падением православной России действительно не стало больше удерживающего, и вся Россия стремительно скатилась в бездну полного хаоса и разрухи, бездну безбожия и нечестия. Зло как бы начало торжествовать свою победу на весь мир...»[1]
Исходя из сказанного пусть каждый русский человек сам ответит на вопрос: почему архиереи русского зарубежья так бескомпромиссны в своей борьбе за Святое Православие. А русские патриоты пусть поразмыслят над выстраданной русским зарубежьем истиной, заключающейся в том, что самая надежная «программа» спасения России состоит в верности неповрежденному Православию и в оцерковлении народной жизни.
Воспримем же со всей ответственностью мудрые советы митрополита Лавра, ибо современная ситуация в мире не дает нам поводов к теплохладному времяпрепровождению. «Если Россия и русский народ духовно не возродятся, — предупреждает митрополит Лавр, — а наоборот, пойдут по пути теперешнего человечества, которое идет к духовной гибели, к своему концу, то это означает, что отступление (апостасия) в полном действии и время антихриста близ, при дверях... во время антихриста будут гонения на верных, но если мы охраним себя от общего течения и всех соблазнов, то Господь не оставит нас, лишь бы мы Его не оставили. Он поможет нам и покроет нас Своею благодатию от козней диавола... если Господь с нами, то кто против нас?!»[2]
По нашему глубокому убеждению, если у России есть будущее, то сие будущее непременно будет построено на том здоровом фундаменте чистого Православия, свет которого так бережно и жертвенно хранили и хранят русские зарубежные архипастыри.
Да просветит этот благодатный свет весь наш многоскорбный русский народ!
[1] «Церковная жизнь», Нью-Йорк, № 3–4, 1997 г. Стр. 46–60.
[2] Там же.
Опубликовано: 18/03/2008