В ожидании казни
Это ложь, что христиане не боятся смерти. Смерти боится любой добрый человек, ибо страх этот живительный. Я знаю про то не понаслышке — я воин и не раз смотрел в глаза смерти, в то время как меня убивали, и как убивал я сам. Тот, кто боится смерти, ценит жизнь, и значит, просто так не будет её отнимать у другого. А в ком нет сего страха, в том нет и ничего святого. Такой человек хуже зверя. Как наш император Юлиан, да простит и вразумит его Господь.
Да, христиане боятся смерти, но мы боимся её не с паническим удушающим чувством, что всё закончено, а так, как, находясь во чреве матери, дитя боится родовых мук перед своим рождением…Мы боимся, и ждем, и уповаем…
Я видел сам, как преображалось лицо мученика в момент его перехода в иную жизнь. Это уже было не лицо, а лик, отражающий небо. На этом лице былой страх смерти умирающего мгновенно переходил в радость вечного покоя. Я видел эту радость, и она была торжеством нашей веры.
Претерпевший до конца спасется… Глядя на лица убитых христиан, я познал истинное значение этих слов.
А сейчас я сам терплю. Претерплю ли до конца своего?
Человек немощен, только помощь Божия может укрепить его. Страшнее самой смерти — её ожидание. Когда император прознал, что я помогаю христианам, он бросил меня суда. В темницу. Я знаю — мне уготована смерть. Я слышал свой приговор. Его зачитали на площади, и холодок пробежал по моей шее, словно её уже отсекал ледяной меч палача.
Но луна сменила луну, а я ещё жив. И когда придет мой час, я не ведаю.
Это незнание точит меня хуже любого истязания. Каждый день, каждый час, каждую минуту я считаю своим последним мигом. А любой звук шагов стражников — воспринимаю как стук сапог моего палача.
Единственное, что спасает меня от этого тяжкого, доводящего до безумия ожидания — это молитва. Я говорю с Христом как с живым, и я верю, Он слышит меня.
На поле брани я также познал, что нельзя полагать, будто уже конец, покуда не остановится твое сердце и в жилах не перестанет течь кровь. А пока не сомкнулись навеки твои очи, ты должен жить и воевать. Сейчас моя брань с духом уныния, с духом ропота, с духом отчаяния. И какая же жестокая эта брань! Знаю, стоит мне на минуту замешкаться — я буду сражен своим маловерием и тогда, что будет стоить моя жизнь?
О нет, не для того воспитывал во мне отец воинский дух, не для того мать моя шептала мне наедине об Одном Истинном Боге, не для того спасал я единоверцев, претворяясь их гонителем, не для того чертил у себя на челе крест перед сражениями, все это было не для того, чтобы в один миг предпочесть мимолетнее существование во лжи истинной вечной жизни!
Император предлагал мне и золото, и честь, и славу. За предательство. Я лишь улыбнулся — какая гнусная цена чести.
Впрочем, порок таков — чем ты уловлен сам, тем пытаешься и других повергнуть. Отступник от веры, Юлиан всех желает видеть неверными.
В маленьком окошке темницы рано утром виден рассвет. Это всё, что я могу разглядеть — краешек неба и золотые лучи восходящего солнца. И это всё моё богатство сейчас. Но какой же я богатый! Когда-то у меня были золотые монеты и драгоценные камни, но я не обращал внимания на восход солнца, и я был нищ.
Раньше у меня было несколько имений и сотни людей прислуги, но я был раб своих желаний. Сейчас же лишенный всего в этой темничной келье — я господин своим мыслям.
Когда-то по своей молодости мне казалось, что буду жить вечно на этой земле, сейчас же приговоренный к смерти, я знаю, что эта жизнь нам дана лишь для приготовления к вечности.
Раньше я слышал о Христе, теперь я знаю Его.
И я скорблю, что я ничего толком не сделал для Него. Если бы у меня была еще одна жизнь — я бы посвятил её Ему. Я бы оставил всё и служил беднякам и обездоленным. А через них, я служил бы самому Богу.
Но на всё Его Воля.
Я принял свою долю, как принимает её воин. Я готов к ней. Сегодня ночью во сне я услышал голос: Скоро ты будешь свободен…
Наверное, на днях будет исполнен мой приговор. Укрепи меня, Господи…
Воин Иоанн был освобожден из темницы по случаю гибели императора Юлиана. Всю свою оставшуюся жизнь он, как и желал, посвятил служению Богу и людям. Своё имущество он растратил на помощь нуждающимся. И уже дожив до седин, спокойно предал душу Богу, завещав похоронить себя на кладбище рядом с нищими и бездомными людьми.
Святой праведный Иоанне Воине, моли Бога о нас!
Память святого Иоанна Воина празднуется Православной Церковью 30 июля/ 12 августа.
Опубликовано: 16/10/2012