Протоиерей Алексий Зайцев: Если сердце человека не согревает поэзия — оно угасает
Интервью с челябинским поэтом протоиереем АЛЕКСИЕМ ЗАЙЦЕВЫМ, членом Академии российской литературы, членом Союза писателей России, лауреатом литературной премии Уральского Федерального округа, председателем совета Международного клуба православных литераторов «Омилия», автором 9 стихотворных сборников, духовником Челябинской православной гимназии во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и окормителем детского приюта.
— Отец Алексий, каким был для Вас ушедший 2015 год? Он был насыщен событиями и, вероятно, открытиями?
— Мне нельзя жаловаться на прошедший год. У меня вышло два сборника стихов, а третий подготовлен к изданию и подписан в печать. Кроме того я стал лауреатом литературной премии. Однако выход новых книг и повышение статуса — далеко не самое главное для писателя. Значительно важнее — творческий рост, появление новых высокохудожественных произведений, важных для читателя и отечественной литературы. В этом плане, к сожалению, 2015 год я не могу занести себе в актив. При этом я прекрасно осознаю, что творческий путь никогда не бывает гладким, на нем неизбежно происходят взлёты и торможения, а может быть и падения. Однако, если что-то получается не так, как хочется, — нужно трудиться, хранить свою душу в чистоте, и Господь не оставить тебя без плода.
Свою творческую деятельность мне приходится совмещать со службой в храме, должностью духовника в православной гимназии и рядом церковных послушаний. Так что времени на литературные труды всегда не хватает. В каком то плане это и хорошо: сосредотачиваешь своё внимание и творческие усилия на самом существенном и важном для читателя.
— В ноябре вам вручили Всероссийскую литературную премию Д. Н. Мамина-Сибиряка — каковы ощущения лауреата? Расскажите подробнее об этом значимом для любого автора событии. За что вручали, как это было.
— Вручение Всероссийской литературной премии Д.Н. Мамина-Сибиряка происходит во время ежегодных конференций Ассоциации писателей Урала. Это самый значимый писательский форум, проходящий вне российских столиц. У премии серьёзные учредители (Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала), а членами жюри являются литераторы, известные далеко за пределами России. На соискание премии выдвигаются люди, уже имеющие определённый статус в литературном мире.
В 2015 году литературная премия Д.Н. Мамина-Сибиряка вручалась в рамках XVI Конференции Ассоциации писателей Урала, проходившей в городе Шадринске. От конференции и города её проведения получены самые приятные впечатления, которые останутся в сердце на всю жизнь. Посчастливилось почувствовать в Шадринске дух малых городов России, где людские сердца более пронизаны патриотизмом и открыты высоким устремлениям, нежели в столицах и областных центрах.
Что касается ощущений: литературная премия — это всегда очень приятно, определённая ступень литературного признания. Хотя, это были уже совсем иные по уровню эмоций чувства, в сравнении с теми, когда мне вручили первую в жизни литературную премию (март 2012 года). После получения последней я достаточно хорошо осознал, что литературная премия — далеко не самое важное из того, к чему нужно стремиться. Неплохо, когда твои литературные труды замечают и отмечают, но не стоит делать ставку на участие в различного рода творческих конкурсах. Победа в том или ином из них — далеко не показатель литературного таланта. Не говоря уже о том, что в наше время творческие конкурсы протекают далеко не всегда честно, и стать их лауреатом часто невозможно без принадлежности к определённому писательскому кругу.
— А сколько книг с Вашими стихами вышло? Какие это были книги и когда выходили в свет?
Всего вышло 9 книг: «Врата вечности» (2010), Лепта души (2011), «Троицын день» (2012), «Чаша бытия» (2013), «Великое русское слово» (2013), «Лики бытия» (2013), «Исповедь» (2015), «На пути к Богу» (2015) и «Проповедь сердца» (2016). Это всё сборники стихов. Проза и публицистика печатались только в журналах и не выносились на суд широкого читателя. Всему своё время. Однако дело ещё и в том, что я как прозаик и публицист не ощущаю в себе особого таланта.
— Каким образом Вы, как автор, видите читательскую реакцию? Какой он, ваш читатель? Сколько ему лет? К какой социальной группе он относится? За что любит ваши стихи?
— Как литератор я нахожусь в уникальной творческой ситуации. Мне посчастливилось проходить служение в Свято-Троицком храме, самом посещаемом в городе Челябинске. Ежегодно до 5-7 тыс. книг продаётся в храме из моих рук с моим личным автографом (это весьма существенная часть из всего, что издаётся). Поэтому со многими читателями я имею возможность общаться как со своими прихожанами, имею возможность спросить о том, что нравится и не нравится им в моих стихах, какое место мои книги занимают в их жизни. Это очень значимая глубина общения, ведь наедине люди могут сказать значительно больше и откровеннее о моем творчестве, чем, например, публично во время творческой встречи. Мои читатели — очень разные люди, от детей, до преклонных старцев; от простых работяг, до профессоров филологии. Честно говоря, не возьмусь выделить какую-либо социальную или возрастную группу людей, которые являлись бы моими потенциальными читателями. А то, что мои стихи нередко с удовольствием читают первоклашки без какого-либо побуждения со стороны родителей, а также люди, весьма далёкие от веры и Церкви — для меня вообще явилось неожиданностью. Когда я начинал свой творческий путь в духовном сане (это был конец 2008 года), я мыслил свою читательскую аудиторию значительно уже, чем это оказалось на самом деле.
А любят мои стихи, как и вообще любые другие стихи, за то, что они трогают сердце, утешают душу, отвечают на жизненно-важные вопросы, дарят почву для полезных размышлений.
— Когда пишется стихотворение, что для вас главное? На чём вы сосредоточены более всего?
— Бесспорно, главное для меня в стихотворении — смысл, умение точно, ясно и кратко, с эмоциональной свежестью передать то, что хочется донести до читателя. Совершенство технических приёмов — не самоцель, однако и ими не нельзя пренебрегать. В том и состоит мастерство литератора, чтобы в погоне за техническим совершенством стихотворения, не нанести ущерб его содержанию, но, вместе с этим, и за развитием смысла не оставить в стороне правила стихосложения.
— А бывает так, что стихотворение не удаётся? Ну, совсем не идёт, даже если вы его стараетесь доработать? В чём это выражается?
— Действительно, далеко не все стихи удаются с первого раза. Всё неудавшееся в виде набросков собираются мною в отдельную тетрадь. Во времена творческого подъёма я перечитываю неудавшееся ранее. Одни наработки пробуждают во мне некое воодушевление и приток свежих мыслей, что позволяет завершить поэтическое произведение. Другие наработки не выдерживают проверку временем и более не представляются мне основной для новых стихотворений, после чего я вычёркиваю их из тетради и они уходят в забвение.
— Что вы любите и, наоборот, не любите в стихах: своих и чужих?
— В стихах я люблю точность и ясность мысли. Люблю, чтобы поэтические строки трогали за живое, пробуждали добрые и высокие чувства, делали меня лучше. Не люблю пустого украшательства, набора фраз и литературных приёмов, ничего не дающих уму и сердцу. Не люблю, когда стихи являются самовыражением мрачных мыслей и страстей автора, в омут которых он пытается вовлечь своего читателя.
— Могли бы определить главные темы ваших произведений? О чём пишет протоиерей Алексий Зайцев? Или пишет просто Алексей, а вовсе не протоиерей? В вас есть различие и, может быть, противоречие между автором-человеком и автором-пастырем? Кто сильнее?
— Главные темы моих произведений — религиозные и духовно-патриотические, что вполне естественно для лица в священном сане. Своё поэтическое творчество я воспринимаю как часть своего священнического служения и продолжение пастырской проповеди. По этой причине я никогда не ощущал в себе противоречия между пастырем и литератором. Бесспорно, в творческой жизни появляются свои особые искушения и есть опасность нанести вред духовной жизни. Однако в любом направлении пастырского служения есть свои искушения и опасности. Их просто надо научиться преодолевать, а не бросать занятия, которые могут принести пользу ближним на их пути ко спасению и жизни вечной.
Достаточно часто общаясь со своими читателями, я вижу, что мои стихи производят на них положительное действие, они нужны им. Это побуждает меня продолжать свои литературные занятия.
— Что вами движет в процессе работы? Откуда приходит первотолчок? Как начинается ваше стихотворение?
— Любым поэтом движет вдохновение. Первотолчок приходит из сердца (надеюсь, что по милости Божией). Стихи начинаются по-разному. Иногда первоначально рождается интересная мысль или идея, которую я стараюсь облечь в поэтическое слово; иногда первоначально рождается ключевая фраза, вокруг которой выстраивается произведение; иногда на первом этапе написания приходят некие строки и слова, но в процессе творческого труда появляется совсем другой литературный материал и свежие мысли, а изначальные строки остаются в качестве первого толчка к написанию произведения и даже не закрепляются в его окончательном варианте.
— А любимый жанр есть? Почему именно он?
— Любимый жанр — религиозная лирика. Вся моя жизнь это служение Богу. К сожалению, часто служение и немощное, и недостойное, содержащее человеческие слабости и ошибки. Однако вся моя духовная жизнь, с её искушениями и трудностями, даёт новые и новые темы для поэтических произведений.
— Ваши любимые поэты? За что вы их выделяете?
— Из всех поэтов могу особенно выделить Александра Пушкина, Сергея Есенина и Владимира Высоцкого, а из наших, уральских, Людмилу Татьяничеву, творчество которой заново открываю для себя в последние годы своего пастырского служения. Они особенно созвучны моей душе и оказали наибольшее влияние на моё формирование, как поэта. Обращение к их литературному наследию весьма часто способствует моему творческому подъёму. С каждым из них я чувствую определённое родство, литературное и духовное. Однако в годы священнического служения ясно обозначилось то, что из творчества этих гениальных людей я могу положить в сокровищницу своего сердца, а к чему предпочту никогда не обращаться. Соглашусь с тем, что в ряде произведений этих моих любимых поэтов присутствует и страстное, и даже явно греховное начало, но мне ли быть их судьёй, когда есть единый для всех Судия — Господь.
Хочется особенно отметить влияние на моё творчество нашего православного поэта и исполнителя песен иеромонаха Романа (Матюшина). Его литературные труды стали не просто определенным образцом в начале моего творческого пути, но и явились доказательством того, что православная поэзия имеет полное право на существование и способна принести существенную пользу верующим на пути их духовного возрастания. Ведь приходилось мне встречать немало людей, среди них были и облечённые в священный сан, которые пытаются убедить окружающих в том, что поэзия есть изначально нечто страстное и ей не место в духовной жизни человека, а также в творчестве православного пастыря.
Вообще, я не могу сказать, что уже сформировался как поэт, ведь серьёзной литературной деятельностью я занимаюсь всего-то с конца 2008 года. До этого была предыстория. Уверен, что на моем творческом пути ещё будет много открытий, много новых встреч с наследием великих поэтов, которые окажут существенное влияние на мой последующий творческий путь. Мне, как литератору, всегда хочется расти, не останавливаясь на достигнутом.
— От чего считаете важным предостеречь начинающего поэта? В чём видите опасности творческого пути?
— Для начинающего поэта в современном мире есть много искушений и соблазнов. Сегодня создана целая индустрия, которая предлагает помочь в продвижении его творчества. Есть люди, которые за деньги могут напечатать твою книгу в известном столичном издательстве в серии типа «Шедевры современной поэзии», предложат сделать рекламу в Интернете и СМИ, содействовать участию в различных литературных конкурсах и даже помочь оформить принадлежность к какому-либо известному литературному сообществу. Ныне находится много молодых литераторов, которые готовы отдать немалые деньги за фальшивый статус и фальшивую известность. Естественно, что сразу находятся предприимчивые люди, которые спешат на этом нажиться. Творческий рост поэта для них абсолютно неважен.
Например, раньше, когда издавалась книга того или иного поэта, последний должен был немало потрудиться в сотрудничестве с редакторами и корректорами, которые делали предложения по правке литературных текстов, находили многие неточности и ошибки. Издание каждой новой книги приводило к творческому росту. Сегодня даже в крупных издательствах работа корректоров и редакторов нередко сводится к чистой формальности, а книги выходят в печать со множеством опечаток и ошибок. Многие авторы рады, что отныне нет «произвола редактора», но не замечают, что работа над издательством книги не принесла им никакой пользы, как литераторам.
Начинающий поэт должен осознавать, что главная цель — повышение уровня литературного мастерства, работа над слогом, создание произведений высокого художественного уровня, в которых есть пища уму и сердцу, которые нужны и полезны людям.
Увы, слава, высокий статус в литературном мире, материальный достаток от писательских трудов, повышенное внимание общества к поэту и его творчеству, — никогда не способствуют литературному росту; они завышают уровень самооценки и отвлекают от плодотворной работы над текстами.
Ранняя и быстрая слава погубила многих одарённых поэтов. Для меня печальным примером является очень талантливый поэт — Борис Рыжий, с которым я был хорошо знаком во время учёбы в Уральском государственном горном университете. Борису ещё не было 20 лет, как у него появились публикации в журналах всесоюзного уровня. Для простого парня из Екатеринбурга без литературных связей это было чем-то невероятным. Ему было всего 25, когда он получил первую серьёзную литературную премию. Слава, казалось, шла впереди него. Крупные деятели отечественной литературы называли его самым талантливым поэтом своего времени. К сожалению, как это обычно бывает, ранняя слава погубила душу действительно очень даровитого поэта. В 26 лет Борис покончил жизнь самоубийством. И далеко не он один разыграл подобный сценарий.
Поэтому есть некое благо в том, что известность не приходит быстро к тому или иному поэту, хотя он и очень талантлив, и достоин внимания широкого круга читателей. Нужно трудиться, повышать уровень литературного мастерства, очищать глубины своего сердца — и тогда, если стихи поэта окажутся полезными для людей, милостивый Господь призрит на его человеческие старания и окажет Свою помощь на пути продвижения его произведений.
Начинающему поэту нужно стяжать смирение перед Богом и повышать уровень требовательности к своему творчеству. Гордость, искание через творчество наживы и славы человеческой — разрушительны для души поэта и губительны для его литературных начинаний.
— Можете ли представить свою жизнь без творчества? Что в ней изменилось бы?
— Думаю, что творчество — мой дар и мой крест, данные Богом до окончания земного пути. Сейчас мне сложно представить свою жизнь и пастырское служение без творчества, которое очень многое изменило в содержании моего бытия. Литературные труды приучают меня к максимальной ответственности за каждое написанное и сказанное слово, привносят в мою жизнь свежие мысли и впечатления, обогащают мой внутренний мир, приводят к знакомству с интересными людьми. Но главное — своим творчеством я могу послужить людям. Священник-литератор порой может достучаться до человеческих сердец в тех ситуациях, когда просто священник оказывается бессилен.
Стоит отметить, что священнику-литератору непросто в современном мире. Нередко случается, что священноначалие рассматривает его творческую деятельность как некое хобби, личное увлечение, которое вполне может и подождать за множеством более важных и срочных церковных послушаний. Кроме того, в светской писательской среде священник-литератор далеко не всегда может найти своё место. Увы, если в священнике, которому Господь дал писательский талант, угасить огонь литератора, то может угаснуть и огонь пастыря, потому что они сплетены воедино в человеке.
— Зачем стихи? Нужны ли они вообще: вам лично, другим людям, обществу?
— Стихи нужны для того, чтобы будить людей к добру, к чистому и светлому. Изводить из мира обыденности и безразличия. Если сердце человека не согревает истинная поэзия — оно угасает.
Беседовала Светлана Коппел-Ковтун
Стихотворения протоиерея Алексия Зайцева:
На пути к Богу
Я услышал Твой голос рано,
Очень близкий и очень чистый,
Но в туманной стране обмана
Я дошёл до Тебя не быстро.
Стать не чьим-то —
Твоим желая,
Я не знал, Кто Ты есть и где Ты.
Мне хотелось коснуться рая,
Было важно найти ответы.
Я искал их в пылу полемик,
Средь высоких заумных мыслей,
Средь открытий, менявших время,
Среди сотен имён, средь «истин»…
На пути повидавши много,
Спутать просто, коль сердце глухо:
Правду мiра и правду Бога,
Правду плоти и правду духа.
Я за слабость считал смиренье
И успех измерял сумою.
Ты меня направлял к спасенью, —
Я уста осквернял хулою.
Ты не бросил меня средь боя,
Давши срок, чтоб душа прозрела.
Ты меня прикрывал Собою —
Нет у Божьей Любви предела.
Я всё шёл…
И однажды милость
Благодатным сошла покровом —
Это воля Отца свершилась:
Я очнулся для жизни новой.
………………………………
Кто мы здесь, на земле? —
Калеки.
И каким Ты возвысил Чином:
Не рабом, не слугой, но сыном —
Быть Творцу Своему навеки!
10–11.03.2011 г.
* * *
Грех позволяет нам много:
Подлость, бесстыдство, вино…
Лишь бы доверием к Богу
Не было сердце полно;
Лишь бы оно не очнулось
В низменном царстве теней,
Лишь бы оно не вернулось
В рай непорочных путей;
Лишь бы оно не познало
Радость Господней Любви
И возвести не дерзало
К Истине очи свои;
Лишь бы его не согрело
Слово священных молитв.
…Лишь бы оно оскудело
В злобе бессмысленных битв.
Грех открывает нам дверцу
В злачные чудо-места —
Лишь бы заблудшее сердце
Шло вдалеке от Христа.
9.06.2011 г.
Времена года
I
Весна роскошно правит свой приход,
Устроив красок пышное веселье.
От суеты похож на новоселье
Знакомых птиц блистательный прилёт.
Природы песня звучна и легка,
Бодры лесов зелёные покровы;
И каждый миг исполнен жизни новой,
И дышит ветер сладостью цветка.
…Так учит нас весна не унывать,
Оставить в прошлом ветхие стремленья,
Спешить туда, где свежесть обновленья, —
Туда, где жизни лучшей благодать.
II
В беспечный мир, разбуженный весной,
Нагрянет лето мудрым ревизором,
Оно окинет всё практичным взором,
Не обольщаясь пышностью пустой;
Ведь лето любит добрые плоды —
Всё то, что раньше зиждилось, вязалось,
В цветенье нежном сказочным казалось,
Желая довести до полноты.
…Тем самым лето дарит свой совет,
Вещая нам, в созвучии с природой,
Что каждый в жизни ценится по плоду,
А кто бесплоден — праздный пустоцвет.
III
Распишет осень тихие леса
Своим коронным сказочным узором.
Так дивно всё!
Но только грусти зовом
Наполнены природы голоса.
Душою чуткой можно уловить,
Как обречённо сила жизни тает,
Как вся природа мирно угасает…
И ничего нельзя остановить.
…Так, раскрывая важный свой урок,
«Ничто не вечно», — убеждает осень, —
Сегодня ты силён и плодоносен,
А завтра жизнь подводит свой итог.
IV
Замкнёт зима времён неспешный ход
И, воцарившись, станет безутешно
Морозным днём и воем вьюги снежной
К своим порядкам приучать народ…
Когда ж иссякнет жажда новизны,
Когда рассудят: дни надежд бесплодны, —
Тогда внезапно… в зимний мир холодный
Прольётся жизнь ликующей весны.
Зима нас учит: чем трудней нести
Тебе свой крест (когда надежды мало),
Чем резче боль и глубже скорби жало, —
Тем ближе Бог, желающий спасти.
12–15.06.2009 г.
* * *
О жертвенность! Заброшен твой удел.
Дары добра наречены растратой.
Путём стяжанья шедший — преуспел,
Осмеян пренебрегший звоном злата.
Мечты о счастье возбуждают кровь,
Маня людей… Но горечь бед повсюду.
Наш мир попрал и Веру и Любовь,
А потому не стало места Чуду.
Не Бог виной, что крепнут силы зла
И скорбь всё чаще сковывает лица,
Что нашим душам не дано тепла…
Мы
разучились
радостью делиться.
22.04.2010 г.
Электронные книги о. Алексия здесь
Опубликовано: 06/01/2016